Со святителем Николаем на Великую реку. Часть 2

Часть 1.

Гороховская каша

5 июня. 3-й день пути. В середине дня остановка в местечке Горохово. Отдыхаем долго, служится Божественная литургия, окунаемся в целебный источник Казанской иконы Божией Матери. Храм здесь прекрасный, огромный, удивительный для здешних глухих мест. Представьте: на многие километры вокруг никакого жилья, дорог нет, проехать большую часть года можно только на вездеходе – и посреди вятских лесов одиноко стоит православный храм. Идешь, и вдруг возникает церковь. Неожиданно. Кажется, что она, как мираж, появляется из воздуха. Богослужения здесь совершаются несколько раз в год: во время Великорецкого крестного хода и в честь Казанской иконы Божией Матери. История Казанского храма тоже удивительна. Когда-то село Горохово было многолюдным, славилось ярмарками. Его каменная церковь была построена в 1845 году вместо деревянной, а в 1908 году расширена, перестроена. В 1937 году церковь закрыли. Причиной стал конфликт батюшки с властями. Священник не разрешал строить школу в непосредственной близости от храма, за это пострадал. Жители не стали заступаться ни за него, ни за храм. Большевики сняли кресты с куполов, иконы сожгли в печке, построили школу. В 60-х годах решили строить ферму в соседней деревне Маракулевщина. Потребовался кирпич. Решили взорвать церковь. Но так как при подрыве всего храма неизбежно пострадала бы школа, подорвали только дальнюю стену. Ближнюю к школе стену обрушили и разобрали вручную. Очевидец событий утверждает, что стены колокольни и холодного храма более ранней кладки не поддавались даже отбойным молоткам. Колокольню пытались свалить тракторами. Обвязывали звонницу тросами и цепляли за гусеничные трактора. Колокольня раскачивалась из стороны в сторону, но так и не упала. После этого затею оставили и устроили в храме склад удобрений. Местные вспоминали, что мужик, который скидывал кресты, вскоре погиб, а школа сгорела. В 80-х годах села не стало, как и деревни Маракулевщина, в которой сохранилась только ферма из церковного кирпича. Теперь обоих населенных пунктов даже нет на карте: вместо них значатся «урочища»… В конце 90-х годов понемногу началась расчистка и восстановление храма. Белоснежный красавец возродился буквально на глазах, и на его внешней стене – с каждым годом все ярче – проявляются образы Спасителя, Матери Божией и святителя Николая прямо по кирпичной кладке.

Чем еще знаменито Горохово? Конечно, своей замечательной кашей! Ее варят из десятка мешков гречки в нескольких огромных котлах (по одной из крестноходских легенд, им триста лет). Наши далекие предки так же, сидя на земле, утешались горячей наваристой кашей и душистым чаем с травами. Это ли не удивительно? Еще удивительнее, что всегда всем хватает и того, и другого!

Подхожу за добавкой и знакомлюсь с нашими щедрыми кормильцами с огромными поварешками в руках. Крепкие мужчины тоже паломники, из одной компании. Такое благословение у них каждый год – раздавать гороховскую кашу. Роман приехал из Подмосковья, в обычной жизни занимается сборкой мебели, он прихожанин храма Георгия Победоносца города Ивантеевка. Игорь – местный, вятский, работает на электростанции. Артем – инженер-энергетик, тоже раньше жил в Кирове, теперь вместе с семьей переехал в Пермь. В отличие от этой троицы, Евгений – человек далеко не молодой. Он ставропольский казак, всю жизнь работает водителем, с готовностью рассказывает, как привел его святитель Николай в столь отдаленные от родины края.

– Как-то ехал на газели по Ставрополю рано утром, в 4 утра, и боковым зрением вижу – батюшка стоит на остановке. И никто не остановится, все мимо мчатся. Ну, я сдал назад, подвез. Он мне и рассказал, что в городе Кирове есть такой крестный ход. Мне стало интересно, приехал. До того я в храм только изредка заглядывал свечку поставить, а пойдя  первый раз в крестный ход, сразу курить бросил, хотя тридцать лет курил и бросать не собирался, и стал воцерковленным. С тех пор каждый год беру отпуск и приезжаю сюда. Идти не всегда легко, я к другому климату привык, к степным ветрам, а в лесу от болот испарения, дышать трудно.

– Каждый год со своими сюрпризами, – отвечает Роман на мой вопрос, сложнее ли нынешний крестный ход предыдущих. – В 2018-м шли такие дожди, что смыло мост сразу после того, как по нему пронесли икону. В 2019-м нас побило градом, изрядно постучало по голове. В этом году вот сушь. По мне, лучше, чтоб немножко покрапывало… Я в крестном ходе в третий раз, сразу «прибился» к замечательному батюшке и его пастве. Вон он, под березой исповедует. Отец Владимир Васильевых.

– А мне как раз к нему надо! Что ж, ничего удивительного. Маленькое чудо святителя Николая!

Книжки были получены. Заодно услышала от отца Владимира о других его незаурядных духовных чадах.

– Вот Анатолий, – показывает батюшка, – москвич, летчик, в прошлом году самолет падающий посадил. Двигатель на малой высоте отказал, только мастерство и Господь помогли, VIP-пассажир отделался легким ушибом. Сам-то Толя поболе пострадал. Он 45 лет в гражданской авиации, всякое начальство, кроме разве что президента и премьера, возил. А вот известный в Кирове стоматолог, а вот доктор медицинских наук. Овечки мои. Сам я в крестном ходе 28-й раз, знаком со многими из тех, кто ходил, пока крестный ход разрешенным не был. Кое-кто из них еще жив. Сейчас уже ноги не ходят, на машине еду. В Бобине забавный случай был. Когда палатки поставили, ребята мои в храм направились, я тоже с ними хотел, да чувствую – не могу, ноги не идут. Пошел обратно в палатку. Парни ушли, а тут оказия подвернулась, предложили на машине подвезти. Ну, я и приехал раньше них. Они вошли и обомлели. Говорят: батюшка, а вы по водам не ходите?

Праздник на Великой

6 июня. Сначала всенощная и вечерняя исповедь в монастыре. Поздний закат вперемешку с ранним восходом. Длинные вереницы исповедников на берегу небольшой по меркам современных искушенных путешественников, но все равно Великой реки. Над водой и куполами – стрижи вместе с чайками, галками и прочей летающей живностью. Три литургии: ночная – под звездами, поздняя – под палящим солнцем.

Перед Причастием проповедь, ее говорит кировский священник Евгений Виноградов: «Святитель Николай собрал нас всех здесь. А что мы о нем знаем? Да практически ничего. Всё примерно – примерно, когда родился, примерно, когда умер. Жития двух святителей с таким именем были смешаны, и только в ХХI веке ученые сумели их разделить. Мы знаем Деяния 1-го Вселенского Собора, но там нет упоминания о святителе Николае. Современный человек с рационалистическим умом начинает сильно сомневаться. То же самое с нашим крестным ходом. Неизвестны ни точная дата, ни точное место обретения иконы. Всё нам кажется расплывчатым. Если с нами нет Бога, то всё в нашем мире очень зыбко. Но мы с вами знаем, что основание всему Господь. Мы с вами знаем, что Господь наш Иисус Христос не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк. 12: 27). И вот это живое действие святителя Николая каждый из нас, стоящих здесь, ощутил в своей жизни. То благодатное действие, которое по его молитвам посылает Господь, приходит мгновенно, удивительно и чудесно. И сомневающемуся человеку мы ответим: мы на самом деле знаем очень много о святителе Николае. Еще интереснее с нашим крестным ходом. В древности такого хода не было. Икону сначала везли на лодках, потом, в ХVIII веке, на телеге. Но Господь так дивно устроил, что, несмотря на все гонения, этот ход сохранился и превратился из расслабленного паломничества с ярмаркой и народными гуляниями в крестный ход. А крестный ход – это богослужение в пути. Да, мы потеряли великую святыню. Самого подлинника иконы у нас нет. Но мы обрели нечто большее – крестный ход. Это тоже икона, только иная, икона в Царствии Небесном. И мы идем в этот крестный ход, чтобы соединиться Небесному Царствию, чтобы плотское стало духовным, а земное – небесным…»

Самого подлинника иконы у нас нет. Но мы обрели нечто большее – крестный ход. Это тоже икона, только иная, икона в Царствии Небесном

После освящения реки все спешат в нее окунуться. Отдых. Усталость забыта, пыль смыта, едим скоромные вкусности и глазеем на ярмарку (это давняя великорецкая традиция). И главное, можно выспаться! А подъем завтра пораньше – уже в 1.00 молебен, в 2.00 выходим обратно. Впереди еще два дня пути.

Прекрасное слово «привал»

78 июня. Идя впервые в крестный ход, я очень боялась. Опытная подруга мне объясняла: понимаешь, все идут, идут, и потом падают без сил... Вот этого момента я и ждала с ужасом. Оказалось, подруга забыла одно, но важное слово: привал. Все не просто падают, а падают на привал!

Привал через каждые два часа. Он позволяет не только отдохнуть и перекусить, но и, что очень важно, пообщаться. Во время передвижения вести праздные разговоры не благословляется, ведь крестный ход – это богослужение, как говорится, молитва ногами, а какие разговоры во время молитвы? На привале – другое дело. Предлагаю и вам познакомиться на привале.

Алексей, 45 лет, инженер, сотрудник «Роскосмоса». Москвич. Прекрасно экипирован. Опытный паломник – много раз бывал в Греции, на Афоне, на Святой Земле. В Великорецком крестном ходе третий раз. 

– Здесь чувствуется дух православный. Смотришь на лица – и гордость за страну, за то, что так много людей русских, которые выходят из зоны комфорта и хотят посвятить себя молитве. Сердце переполняет радость, которую невозможно почувствовать в другом месте. Когда ты прошел, потрудился, ты счастлив. Как говорят, не можешь головой потрудиться, так потрудись ногами, хоть чем-то послужи Богу. Кто прошел – потом живет от крестного хода до крестного хода. Наверное, как и на Афоне, действует синдром святого места: если раз приехал – вернешься! Благодать касается сердца человеческого, и понимаешь, что остальное отходит на второй план… Я тут познакомился с компанией из Германии: немолодые люди приехали специально на крестный ход. Русские, живут в Ганновере уже тридцать лет, в этом году из-за ковидных сложностей пришлось ехать на машине. Одна женщина из этой компании идет в десятый раз! Сказала, что здесь испытывает эмоции, которых не купишь, а это большая ценность.

Смотришь на лица – и гордость за страну, за то, что так много людей русских, которые выходят из зоны комфорта и хотят посвятить себя молитве

Инга, музыкант из Рязани.

– Когда я шла первый раз, было так тяжело, что думала – умру. Испытала острое чувство ненависти к себе. Поняла, что больше не могу. Реально, тело отказало, его дотащил дух. Акафист, молитвы читала постоянно, только на них и шла. Испытав полнейшую немощь, с тех пор каждые выходные тренируюсь – по пятнадцать километров либо пешком, либо зимой на лыжах. Стало легче. Сейчас иду уже в девятый раз.

Андрей, 55 лет, строитель, из Санкт-Петербурга. Идет в третий раз. 

– Я впервые услышал о Великорецком крестном ходе от знакомой родом из этих мест. Она сказала, что не каждый может его пройти, рассказывала о знаменитом спортсмене-чемпионе, который не смог. Я решил попробовать, себя испытать. К тому времени уже бывал на Афоне, в Псково-Печерском и других русских монастырях. Решил, что это будет еще один кирпич в моем духовном строительстве. Но прошло несколько лет, пока я понял, что пора ехать. Особо никак не готовился: сел и поехал. Интересно, что было несколько препятствий, которые внезапно исчезли. Все минусы сменились на плюсы. После первого раза, думаю, я духовно не изменился, слишком много оказалось суеты и впечатлений. Второй раз уже был более плодотворным в плане того, что не просто шел, а с неким определенным молитвенным правилом.

Ирина, тренер по конному спорту. Живет в Подмосковье. В крестном ходе десятый раз (можно сказать, юбилейный). 

– Здесь всех объединяет святитель Николай, упование, что он будет помогать в жизни. Проси – все исполнит, если будет воля Божия. Это точка опоры. А крестный ход – это форма. Если нас среди ночи просят отвезти кого-то в больницу – это тоже крестный ход. Встал и поехал, не пешком, не с рюкзаком, на машине, но ты все равно себя отдал,  потрудился, не спал. Если мы и в повседневности стараемся жить для Господа, то мы продолжаем крестный ход. А здесь такой формат – идешь и молишься. Для меня это один из важных моментов крестного хода, ведь такое в обычной жизни практически недостижимо: чтобы ты пять дней подряд молился с утра (с 2 часов утра!) до вечера. Сам настрой этого хода таков. Сели в поезд – уже там все молятся, и ты не можешь не молиться. Соборная молитва – как раз то, за чем я сюда еду. Здесь понимаешь, что молитва – это дыхание жизни, это в нашей жизни самое главное. То главное, чем человек должен заниматься и что ему дает все. Все мы ищем успеха в жизни, в семье, в детях, но без молитвы ничего не получится. Здесь мы ближе к Богу и имеем возможность лучше узнать себя. Я здесь часто вспоминаю царя Давида и, мне кажется, хорошо его понимаю, это состояние человека, который на природе с утра до вечера и постоянно в молитве. Так что для меня Великорецкий крестный ход – прежде всего молитва!

Если мы и в повседневности стараемся жить для Господа, то мы продолжаем крестный ход

Три друга – кировчане. Валерий – госслужащий, Виталий – предприниматель, Андрей – фрилансер и путешественник.

– Каждый год здесь свое. Погода своя, настрой, ощущения. А впечатления… Вот вернемся, тогда разберемся. Думаю, многих здесь спроси – скажут, нет, больше не пойду. Мозоли, усталость, дискомфорт и так далее. Проходит полгода, и те же люди начинают ждать крестный ход.

– Я семь лет собирался (это Валерий) и пятый раз иду. Это во мне многое поменяло. Во-первых, здесь есть возможность побыть собой. Второе – интересные люди, которые рядом идут, и кажется, что они тебе говорят о важном для тебя, хотя они разговаривают между собой. Это и физические испытания, которые в жизни должны быть. А самое главное – это миссия. Шестьсот лет назад дали слово – возвращать икону. Шестьсот лет назад пообещали – и держат слово! Вот если б мы так все слова в своей жизни держали, то, наверное, жили бы по-другому. И поэтому сама традиция – держать слово, данное много-много лет назад, – укрепляет.

– Я сильнее стал (это Андрей, улыбается), смирение обрел. Когда первый год здесь шел, готов был ближних колотить и ругаться. Сейчас просто иду – спокойно.

– У каждого своя цель и причина, почему он идет (это Виталий). Я пошел впервые. Хотя, живя в Кирове, нельзя об этой традиции не знать. Кстати, среди тех, кто идет, есть и невоцерковленные люди. 

Александр, пенсионер, был предпринимателем. Живет в Кирове, в крестный ход ходит давно.

– Местные относятся к Великорецкому крестному ходу как везде – по-разному. Кто не верует, те негативно, говорят: вот им делать нечего, опять пошли. Негатив есть, но отношение на уровне власти, губернатора – положительное. Дороги перекрыты, на каждом перекрестке «Камаз» поставлен, чтобы никакой террорист не прорвался. А безбожники везде есть. Ну и ладно, пусть смеются. Каждому свое. А мы идем и все. Я уж и забыл, сколько хожу. В прошлом году только пропустил: благословения не было, ничего не поделаешь. В этом году иду с десятилетним внуком, Димка у меня летом на каникулах, у него отец погиб, я теперь ему и дед, и отец. Идет нормально, не высыпается только, это ему тяжелее всего.

Светлана, врач из Москвы. На нее я обратила внимание еще в дороге: красивая ухоженная женщина с жемчужинами в ушах идет не спеша, грациозно и... босиком.

– Я в первый же день заработала мозоли и сняла обувь, – отвечает Светлана на мой вопрос о босых ногах. – Сразу крылышки выросли! Трава стирает километры. Тактильное ощущение от травы, особенно влажной, очень приятное.

– А с медицинской точки зрения?

– Все хорошо. Человек же существо с обратной связью. Если ему хорошо, то значит, и организму хорошо.

Екатерина, сотрудник кировской волонтерской организации «Пересвет», биолог, работала в медицине, сейчас преподает в Вятском университете. Уже шестой раз участвует в медицинском обеспечении крестного хода.

– Почему-то многие думают, что «Пересвет» здесь за деньги. Мы так же, как и все, хотим потрудиться для Господа. Только вдобавок наматываем за день куда больше километров, срываясь на крик «Врача!», если кому-то плохо. Лекарства, кстати, покупаем на свои средства. В этом году наших сотрудников куда меньше: если раньше медиков и сотрудников МЧС было более семидесяти человек, то сейчас нас двадцать пять. Но и работы меньше – в том смысле, что крестный ход заметно помолодел, меньше пожилых: священноначалие попросило их остаться дома и молиться за весь крестный ход. Большинство послушались, так что не приходится то и дело оказывать им помощь. А вот дети продолжают теряться, здесь это неизбежно. К счастью, всех быстро находим.

Владимир, пенсионер из Москвы. Раньше работал водителем. В крестном ходе далеко не впервые. 

– Однажды я в церковной лавке случайно посмотрел фильм «Великое на Великой» и загорелся ехать. Спрашиваю: а когда? – Да вот уже сегодня выезжать! Пришлось отложить на год. Заодно подготовился, выяснил, что с собой брать, какие носки, спальник и прочее. Теперь многие спрашивают, что меня заставляет каждый год сюда приезжать. Говорят про крестный ход: что, на него подсаживаешься? Затягивает? Мне такие слова, связанные с пристрастием, не нравятся. Но то, что тянет, это правда. Потому что это благословение на весь год.

Иерей Николай Олефиренко. Служит в Крыму, настоятель храма преподобного Афанасия Затворника Киевопечерского села Изобильное под Алуштой.

– В прошлом году я познакомился со священником из Краснодара, он меня пригласил сюда, и в этом году святитель Николай меня сюда раз – и поставил. Я до последнего момента не знал, поеду или нет. Очень тяжело переболел ковидом, после плохо себя чувствовал, не мог дышать полной грудью. Таблетки для сердца принимал – по пять штук в день. Но сейчас уже стало гораздо лучше. Первые два дня я жил на таблетках, а потом их потерял. Наверное, случайно… Впечатления положительные во всех отношениях. И в молитвенном, и в духовном, и в плане общения. Физически, конечно, нелегко, но вижу, что легче стало дышать и самочувствие улучшилось. Лучшее лекарство – ограниченность в сне, скудость в еде и ударная физическая нагрузка. Конечно, в сочетании с молитвой. Молитва – это разговор души с Богом. Дома молимся, но не так, как здесь. Здесь идешь и постоянно молишься; ощущаешь  необходимость молитвы и на деле исполняешь слова апостола Павла: непрестанно молитесь (1 Фес. 5: 17). Тем более, в окружении отцов, братьев и сестер чувствуется мощная духовная поддержка. Каждый что-то хочет получить от святителя Николая Чудотворца. Конечно, мы знаем, что он дает нужное, в том числе, и то, что мы просим, но необходимое в первую очередь для нашего спасения. Общение, знакомства. После общих физических тягот все становятся как-то ближе друг к другу, роднее, остро чувствуется необходимость в другом человеке. Как Господь говорит: «Кто чашку воды подаст во имя Мое, тот уже исполнил заповедь любви» (см.: Мк. 9: 41). С одним водичкой, с другим чаем поделился, пластырем. Причем это искренне. Чувствуешь, что ты нужен ближнему, так же, как и ближний тебе, что это твой брат, твоя сестра – по духу, да и по крови, конечно. Обязательно расскажу об этих впечатлениях своим прихожанам. Они звонили уже неоднократно, выражали поддержку, беспокоились, все ли со мной хорошо. Думаю, даст Бог, в следующем году количество крымчан в этом крестном ходе увеличится. А я этим летом планирую участвовать вместе со всем семейством еще в одном – Иринарховском. О нем я здесь узнал, заинтересовался, мне пообещали дать контакты – потом, со временем. А в селе Великорецком показывают: вон, кстати, руководитель паломнической службы из Борисоглебска, о котором мы говорили. Маленькое чудо святителя Николая!

Здесь идешь и постоянно молишься; ощущаешь необходимость молитвы и на деле исполняешь слова апостола Павла: непрестанно молитесь

Тамара, на вид очень пожилая женщина из самарской деревни. Приехала в первый раз, одна.

– Три раза я здесь рюкзак потеряла, и три раза мне святитель Николай его вернул! А ведь у меня там все имущество, все ценное: сапоги, очки и молитвослов.

– Как же вы ночевали – без палатки, спальника, коврика?

– Рюкзак, говорю же, нашелся; его под голову. Так и ночевала. Потом добрые люди в палатку пустили. Другой раз – в первый попавшийся дом постучала, пустили. Я Псалтирь читаю, молюсь, вот и пускают!

Может быть, ради бабушки Тамары Господь на сей раз и не пролил ни одной капли на головы непутевых своих путников?

Архимандрит Иов (Муравьев), клирик Вятской епархии, предстоятель Великорецкого крестного хода.

– Если с молитвой пройти поприще крестного хода, то можно ясно увидеть, в каком состоянии находится ваша душа. А проталкиваться к иконе не надо, идти близко от нее совсем не главное.

– Как Вам кажется, в этом году крестный ход радостнее – после запрета паломникам участвовать в прошлом году?

– Конечно. Нам было дано испытание, чтоб мы дорожили этой святыней.

– Отец Иов, вы идете впереди всего хода?

– Нет, святитель Николай.

***

8 июня. Киров. У Великорецкого крестного хода в соцсетях есть такой неофициальный девиз: «Идете в Великорецкое, а прийти должны ко Христу». Слова простые, но важные. Истинно так! Мы разные. И мы идем ко Христу.

Наталья Крушевская 11 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить