В объятиях Отчих

Афонские истории. Часть 1

Митрополит Лимасольский Афанасий.jpg
Митрополит Лимасольский Афанасий

«Смотри, как этот инок сияет!»

Когда я был еще только начинающим монахом, я пришел как-то к старцу Паисию и сказал:

– Геронда, сколько времени должно пройти, чтобы произошло чудо? Вот уже два года, как я стал монахом, но не совершил пока ни одного чуда!

Я думал, что с первого дня монашества начну совершать чудеса, увижу нетварный свет…

Он отвечал мне:

– Ты, что же, хочешь воскресить покойника? Что с тобой? Почему так торопишься?

Разумеется, мы читали, а, наверное, и вы тоже читали, в житиях святых о чудесах, которые они совершали. И я думал: вот стану я монахом, и чудеса начнут происходить, так сказать, в ближайшем будущем после этого. Например, я начну чудотворить или пророчествовать.

Помню, как однажды, когда мы на катере плыли в пустыню – в скит, со мной произошло искушение. Там, на катере, два паломника-мирянина разговаривали между собой, и один из них сказал про меня:

– Смотри, как этот инок сияет!

Я с нетерпением ждал этого момента, чтобы кто-то сказал такое про меня! Потом я понял, что если бы, например, там были великие старцы, то они бы меня предупредили:

– Будь осторожен, потому что демоны смеются над тобой!

Так что это издевки, насмешки над нами, которыми враг рода человеческого хочет заставить нас быть нетерпеливыми.

«Ожидания не оправдались!»

Вспоминаю, как однажды на Афоне, когда я был там, произошел такой случай. Посмотрите, как действует Бог! Там, где мы жили, мы сами пилили деревья. Жили мы в пустыне. У нас были мулы. С ними мы поднимались на вершину Афона, валили бензопилой большие деревья, а затем нарезали их на небольшие части. Мы нагружали ими мулов. Древесину мы использовали для нашей ручной работы, обогрева келий зимой и прочего. Из толстых бревен делали доски. У нас была пилорама. Мы клали бревна на тележку, которая двигалась по рельсам, и острый зубчатый металлический диск резал их на доски. Как-то раз, когда мы работали, один молодой монах, с которым я почти не был знаком, оказался невнимательным. Он хотел положить очередное дерево на эту тележку, но в механизм затянуло его рясу. Тележка со стремительной скоростью понеслась к вращающемуся режущему диску, и он бы разрезал монаха на две части.

В механизм уже затянуло его рясу! И вдруг точно пред режущим диском машина встала
Мы даже не успели понять, что происходит. Неподалеку находился другой монах. Он немного прихрамывал на одну ногу, был очень простодушным человеком. Как только он увидел, что тележка волочит молодого монаха и он вот-вот будет разрезан, он бросился к нему… Я не знаю, как это получилось, но он смог вытолкнуть молодого инока из механизма, однако туда затянуло уже его рясу. И точно пред режущим диском тележка остановилась. Без какого-либо вмешательства! Мы онемели. Эта машина работала на солярке, а не на электричестве, и ее нельзя было тотчас остановить, нажав на кнопку. Когда мы выключили ее, режущий диск вращался еще минут 30. И я вспоминаю спокойствие, которое выражало лицо этого человека. Вы знаете, что он сказал, когда сошел с тележки?

– Мои ожидания не оправдались!

Он думал, что режущий диск разрежет его на части, но его ожидания не оправдались.

Поспать в доме Отца нашего

Ты напоминаешь мне одного человека, который пришел на Афон. Он остался на несколько дней и в конце ночного бдения сказал:

– Вот же бессонница! Я глаз не сомкнул!

Он пытался уснуть во время службы, но не смог этого сделать и думал, что у него бессонница. Да, сон может одолеть человека, и это не странно. Мы тоже спим в храме, и горе нам. Но мы не ходим в храм спать. Ничего страшного, если, например, человек немного подремал во время богослужения… Некоторые люди засыпают, когда смотрят телевизор, когда ссорятся, когда возвращаются с работы домой. Что такого, если человек уснет в храме? Это тоже благословение. Сегодня многие пьют лекарства, чтобы могли ночью хорошо спать. И они молятся об этом за час до сна. Вы знаете, я был знаком с людьми, которым так нравилось в храме, что им даже хотелось там спать.

В Патерике рассказывается такая история. Одному авве был задан вопрос:

– Если я увижу, как брат рядом со мной спит в храме, должен ли я толкнуть его, чтобы он проснулся?

И авва ответил:

– На твоем месте я бы принес ему подушку, чтобы ему лучше спалось!

А почему? Вот мы такие строгие, что готовы пнуть ногой спящего в храме человека и сказать ему: «Как тебе не стыдно спать в храме?!» Но другой посмотрел бы на это с благой мыслью: «Какое благословение, что этот человек спит в храме. Потому что Церковь – дом Отца его». Человек пребывает в Отчих объятиях, в доме Отца своего и чувствует себя так хорошо, что его уносит сон. Так что смотришь на такое с благой, не с худой мыслью. В любом случае мне очень нравится, когда я вижу людей, спящих в храме. Конечно, они спят не от лени, они не отдыхали весь день, но спят от труда, бдения и молитвы. Я смотрю на них и вижу их спокойные и умиротворенные лица. И говорю себе:

Человек пребывает в Отчих объятиях и чувствует себя так хорошо, что… его уносит сон
– Как же это прекрасно! Эти молодые люди могли бы пойти на дискотеку, могли бы подраться на улице, танцевать до утра. Или кто-то может уснуть за рулем автомобиля и попасть в аварию. Пусть лучше они будут всю ночь на бдении и в конце службы подремлют немного и почувствуют, что этот сон свят, благословен и даже освящающ. Разве не так? Вместо того чтобы спать в другом месте, пусть они спят в храме.

Но мы не должны с этой целью приходить в церковь. Горе нам! Потому что это может привести совсем к другому[1].

(Продолжение следует.)

 

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят



[1] Из книги: Света гора. Богошествената планина. Издание Ловчанской митрополии.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить