«Что нельзя обычному драматургу, можно гению». Александр Ужанков рассказал о личности Пушкина в контексте драмы «Борис Годунов» (+ВИДЕО)

Распечатать

17 февраля филолог, профессор Александр Ужанков, в рамках курса «Духовные основы русской литературы», прочитал лекцию на тему «Духовный путь А.С. Пушкина. Драма “Борис Годунов”». Действия драмы происходят в России в конце XVI - начале XVII столетия и описывают период царствования Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I.

В начале лекции Александр Ужанков отметил важную роль русской литературы в духовном пути к Богу. Он сравнил ее с житиями святых: 

«Равно как житие праведника является образцом пути к Богу, точно так же и жизнь публичных людей, как настоящего времени, так и прошлого, может способствовать выбору нами пути и являться в какой-то степени образцом».

Профессор описал путь духовных перемен Пушкина. Он был нелюбимым ребенком - это сказалось на его формировании. В юности окружением Пушкина были в основном масоны, он даже поступил в масонскую ложу и во многом разделял их взгляды. Когда Пушкин попал в ссылку в село Михайловское, его самыми лучшими друзьями стали книги. В октябре 1824 года он оказался в местном Святогорском монастыре, где познакомился с Киево-Печерским патериком  и «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина. Он начал совершенно по-другому смотреть на историю России - через призму Священного Писания и святоотеческого наследия.

«В чем заключается гений? Для гения нет границ, для гения нет форм, гению всегда тесно в тех или иных формах»,
- отметил Александр Ужанков и продолжил. Пушкин, как сторонник классицизма, прекрасно знал закон трех единств - так писались все пьесы того времени. Закон трех единств - закон единства места, времени и действия. Всё это в произведении «Борис Годунов» Пушкин нарушил:

  • Единство места - все события произведения должны разворачиваться на одном месте, а у Пушкина действия начинаются с Кремлевских палат, потом переходят в Новодевичий монастырь, затем Русско-Литовская граница, замок Мнишек, поле «перед Новгород-Северском», Кремлевские ворота и т.д. 
  • Единство времени - действие должно разворачиваться в течение суток, здесь же начинаются события в 1598 году, а заканчиваются в 1664 году. 
  • Единство действия - должна быть одна сюжетная линия. А здесь две сюжетные линии: первая - Борис Годунов, вторая линия - самозванец Лжедмитрий. Эти две линии направлены одна навстречу другой. 

У каждого произведения должно быть хорошее начало, которое заинтересует читателя. И здесь Александр Ужанков отметил «гений» Пушкина. Он обратил внимание на первую строфу пьесы:

«Первая фраза должна интриговать. Пушкин это знал, поэтому прямо в начале произведения мы видим интригу: “Москва пуста; вослед за патриархом К монастырю пошел и весь народ. Как думаешь, чем кончится тревога?”. Здесь есть интрига, которую ставит перед читателем Александр Пушкин: почему Москва пуста? Зачем крестный ход? Какая тревога?».

Пушкин в своем произведении показал все темные стороны власти. Годунов взошел на трон кровавым путем. Появилась цепочка причинно-следственных связей: за грехи государя наказан народ, за грехи народа наказано государство; грех Бориса Годунова искупил его сын, так же как и сын Лжедмитрия, который погиб.

«Эта цепная реакция не прерывается, если нет покаяния, потому что без покаяния нет прощения. Без покаяния не наступит перемена мысли, сознания, ума и поступков. В этом гениальность Пушкина», 

- подвел итог в конце встречи Александр Ужанков. 

Следующая лекция курса «Духовные основы русской литературы» пройдет 24 февраля в Актовом зале Сретенской семинарии. Она будет посвящена теме «О чем роман в стихах “Евгений Онегин” А.С. Пушкина?». 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

СПРАВКА:

Александр Николаевич Ужанков — филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук (2005), кандидат культурологии (2000), профессор (2010). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2012). Член Союза журналистов СССР (1986) и Союза писателей России (2000), действительный член Академии Российской словесности (2011), член Общества исследователей Древней Руси, член Научного совета по культурному и историческому наследию Российской Академии наук, член Совета по науке при Министерстве культуры РФ, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (2013—2015).


Автор более 200 исследований по теории и истории древнерусской словесности, мировоззрению и культуре Древней Руси.



19 февраля 2020
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить