Апокалипсис. Снимая покров. Беседа 23

Ибо время близко

Беседа 22.

Мы с вами читаем последнюю главу Откровения, 22-ю, остановились на 10-м стихе. В предыдущий раз мы прочли в первых стихах о том, как ангел показал апостолу чистый источник, который исходил от Престола Божия. Потом мы видели Христа, Который есть Бог пророков и Господь ангелов. А потом мы видели, что все то, о чем говорит апостол Иоанн, достоверно, и что все это показывает ему ангел Господень.

Фото 1.JPG
Новый Иерусалим и чистый источник.
Изображение XI в.

«И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Откр. 22: 10). Ангел, который говорил до этого, сказал апостолу: «Не удерживай в тайне пророческих слов этой книги, потому что время его исполнения уже близко». Ангел дает ему заповедь: всё, что он увидел и услышал, записать в книге и оставить в наследие Церкви, не держать это в тайне. Так и случилось. Все мы сегодня можем читать слова книги Откровения евангелиста Иоанна. Почему он говорит, что время исполнения всего этого уже близко? Кто-то скажет мне, что уже прошло 2000 лет с того времени, как услышал эти слова апостол Иоанн. Как же может быть это время близко? Прошло 2000 лет, и пока этого не случилось. Может и еще столько же пройти. Никто не знает, когда все произойдет.

Он говорит, что время близ, потому что для Бога, как мы уже говорили, не существует наших временных рамок. Для Бога время не имеет сущности, не существует для Бога времени. Писание говорит: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8).

Знаете один анекдот, в котором еврей, читая эти слова в Священном Писании, что у Бога тысяча лет как один день, просил у Господа: «Дай мне один день, что это для Тебя?» Он думал, что этот день, как тысяча лет. Бог ответил: «Подожди пять минут, и дам тебе». А пять минут для Бога оказались всей жизнью этого еврея. Потом Бог забрал его.

Одно из толкований может быть таким: Бог не подчиняется времени. А полнота Церкви всегда жила этой убежденностью близости Второго Пришествия Христова, очень сильно ощущала это и ожидала в любой момент. Мы увидим это и далее, когда говорится: «Гряди, Господи… Гряду скоро» (см.: Откр. 22: 20), что Церковь чает, ожидает того дня и часа, когда Господь придет в мир и будет царствовать во веки. Поэтому ощущается, что время близ.

Но и наш личный час близ, в том смысле, что скоро настанет час, когда мы покинем этот мир. Один – раньше, другой – позже, но обязательно в какой-то момент мы покинем этот мир, потому мы должны приготавливать себя, чтобы в любой момент душа была готова для нашего ухода. Подобно тому человеку, который ждет с часу на час, что его позовут, чтобы отправиться в путешествие. Он записан в списке отбывающих и ожидает, когда назовут его имя, чтобы отправиться в путь. Самолет вылетает, там нашлось место, тебе говорят: «Собирайся, поедешь сейчас». Ты уже готов, берешь свои чемоданы и улетаешь. В конечном счете именно это и имеет значение. И блажен человек, который готов на всякий час.

Мы должны приготавливать себя, чтобы в любой момент душа была готова для нашего ухода

Знаете, нам было бы хорошо для самих себя задаваться таким вопросом: «Что будет, если в этот самый час Бог призовет меня к Себе?» Допустим, что-то случится на земле, и все мы умрем. Важно уметь остановиться и подумать: «Что будет, если в этот момент Бог призовет меня к себе?»

Я помню, как мне рассказывал один священнослужитель о том, как он посещал старца Порфирия. Этот батюшка был в плохом духовном состоянии. Геронда не знал его, первый раз видел. Взял его руку и сказал: «Отче, если ты сейчас умрешь, то пойдешь в ад». Этот человек тут же пришел в себя. Естественно, он сам знал, по какой причине он пойдет в ад. А старец узнал об этом, поскольку Бог открыл ему, чтобы духовно помочь человеку, чтобы он пришел в себя и стал жить достойно своего призвания.

Итак, время близко. Многие недоумевают, переживают. Много людей, которые постоянно размышляют о том, пришел ли антихрист, когда он придет, родился он или нет, ожидают, что с часу на час он должен появиться. Я скажу вам так, как есть. Мне кажутся несколько странными такие переживания: родился он или нет. Видишь бабушку 80 лет, которая переживает, пришел ли антихрист. Говоришь ей: «Бабушка, ты обрадуешься сейчас, если увидишь антихриста? Тебя скоро Господь призовет, а ты будешь об этом размышлять? Понимаю еще, если бы тебе было сейчас лет 20–25 и предстояло бы жить еще лет 60. А сейчас вместо того, чтобы думать о Христе, ты начинаешь про все это размышлять. Посиди, подумай о Христе, благословенная! Что ты Ему скажешь, что покажешь Христу? Тебя поедает беспокойство, что нам делать, если пришел антихрист? Придет он, родится, а ты тогда будешь существовать?» Ей не очень понравилось, что я так с ней поговорил, но она успокоилась, перестала думать обо всем этом.

Мы были с другим митрополитом, который пытался с ней вежливо, аккуратно поговорить, объяснить ей, чтобы она поняла, подумала. Я предложил ему уступить мне место, чтобы пару минут с ней переговорить и все уладить. Спрашиваю: «Бабушка, сколько тебе лет? Примерно 80? И антихрист занимает тебя сейчас? Тебе скоро уходить, и ты будешь об антихристе думать?» И закрыли тему.

Билет забронирован, и поезд может отправиться в любой момент. Никто не знает, когда. Да помилует нас Бог и позволит в тот час уйти в покаянии. Я видел много смертей, как умирали святые люди на Афоне. И на меня произвело огромное впечатление, как уходили эти люди – со всей готовностью, мирные, исполненные чаяния встречи со Христом. Без человеческих страхов и затруднений. Это очень утешительно. Пусть перед каждым из нас будет такая перспектива: в любой момент покинуть этот мир и встретиться со Христом. Когда нас охватывают тревога и беспокойство, будем помнить, что время приблизилось.

Фото 2.JPG

Знаете, но иногда сатана пользуется тем, что нам кажется: все это далеко. В Патерике есть один хороший пример. Один аскет жил в пустыне, подвизался, и диавол стал его искушать: «Куда ты пойдешь? У тебя еще 50 лет впереди, я тебя подловлю в какой-то момент». Он начал нерадеть, думая: «Мне еще 50 лет жить? Пресвятая Богородица! Поеду навещу своих родственников, родителей, друзей». Ушел из своей келии в мир, чтобы навестить людей. «Если еще 50 лет впереди – есть время пожить и поподвижничать». По пути ему явился ангел Господень, конечно, по повелению Божию, и сказал: «Возвращайся в свою келию, ночью ты покинешь этот мир. Ты от легкомыслия совершил этот поступок, послушался диавола». И так он спасся.

Будем всегда иметь в уме час, когда мы покинем этот мир. Не станем думать: «Мне еще сорок лет жить осталось! Сейчас мне 40, еще 40 впереди». Ты не знаешь. Святой Силуан каждый день говорил себе: «Сегодня я скончаюсь, уйду и предстану перед Богом. Что я отвечу перед Богом?» Он ощущал, что сегодня – последняя ночь, другой ночи не будет, конец пришел. Конечно, он так размышлял не для того, чтобы его охватили уныние, отчаяние и безнадежность. Такое необходимо не тем, кто унывает, а скорее тем, кто поддается мечтаниям и излишнему энтузиазму. Хорошо иногда поставить себе такую преграду, задуматься: «Чего ты хочешь, зачем так борешься, распаляешься, строишь планы, переживаешь, что случится, как все будет, выдержу я или нет, как я справлюсь?» Откуда ты знаешь, что тебе принесет завтрашний день? Оставь все в руках Божиих.

Ничего не пройдет бесследно

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22: 11). Словно говорит здесь: «Пусть каждый делает то, что хочет». Мы свободные люди, каждый пусть делает, что пожелает. Но это не значит, что Он нас побуждает делать неправедные и скверные дела. Просто говорит нам: «Ты свободный человек, поступай так, как считаешь нужным. Делай, как хочешь, но знай, что всему приходит конец». Ничего не пройдет бесследно. Хочешь творить неправду – делай, хочешь нечистые дела совершать – совершай. Святой же пусть еще освящается, а праведный творит правду, потому что грядет Бог, и все заканчивается.

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 12). Христос говорит, что придет вскоре, что не станет задерживаться, и воздаст каждому по делам его. Праведный Бог воздаст каждому человеку вечной справедливостью. Будем всегда это иметь в виду, и когда в нашей жизни будем сталкиваться со сложностями, с несправедливостью (или в своей личной жизни мы сами, или когда будем видеть рядом с собой несправедливость: умирают молодые люди, встречают сложности, обиды, утруждаются, мучаются, сталкиваясь со всех сторон с тысячей разных вещей), то тогда будем помнить, что все это скоро закончится, а справедливый Бог воздаст каждому человеку по правде Своей.

Праведный Бог воздаст каждому человеку вечной справедливостью

Я вспоминаю, как умирал наш старец, отец Иосиф. Я познакомился с ним, когда мне было 18 лет. Я увидел его впервые, когда ему было примерно 55, он был тогда немного старше, чем я сейчас. Я пришел в его келию на Святой Горе, будучи молодым, вдохновленным, сказал ему:

 – Геронда, а почему Вы не поедете на Кипр, чтобы помочь там людям, почему остаетесь на Святой Горе?

Он сидел в своей келии при освящении керосиновой лампы, в потемках, ответил мне тогда:

– Что ты такое говоришь, золотой мой? Я уже на закате дней, доживаю свою жизнь, сижу у себя в келии, и гроб мой открыт, всегда смотрю на него.

Я перепугался, думаю: «Боже мой, где же он себе гроб уже приготовил?» Стал искать взглядом, где же этот гроб у него в комнатке. Конечно, у него не было никакого гроба. Я стал думать: «Как же я приду к этому человеку, если он уже собрался умирать?» Он нам постоянно об этом говорил, с тех времен: «Дети мои, заканчиваются наши дни, мало нам осталось жить. Не знаем, доживем ли мы до Рождества».

Смерть была перед ним. Он был уверен, что умрет в 62 года, как умер его старец. И до его 62-летия мы все об этом переживали. Он говорил: «Я умру в 62. Мой старец скончался в 62, а моя жизнь очень напоминает его жизнь». Это все нас очень расстраивало. Мы сидели и думали: «Что будет с этим человеком? Что мы будем делать, когда он умрет? Останемся одни в пустыне, молодые ребята? По 20–22 года. Что с нами станет?»

Один раз я пошел к старцу Паисию и спросил его:

– Что нам делать, когда умрет наш старец?

Он посмотрел на меня и спросил:

– Ты в порядке? С чего ты взял, что ваш старец умрет?

– Он постоянно говорит, что скоро умрет.

– Хорошо, не переживай, я все устрою.

Он тогда сказал ему:

– Геронда, не говори им так, ты их пугаешь этими словами.

– А что, разве мы не умрем? Ведь мы ожидаем смерти с часу на час!

Старец Паисий ответил ему:

– Не переживай, пока я подпись в твоем паспорте не поставлю – ты не уйдешь.

Шутил так старец Паисий.

Фото 3.jpg.PNG

Старец Иосиф провел свою жизнь среди постоянной борьбы, разных испытаний, которые невозможно сосчитать и описать: скорби, гонения, клевета. На него постоянно клеветали. Уже умер, а все равно продолжают нападать на него. Этот человек плакал всю свою жизнь. Меня это поражало, я говорю это перед всеми людьми: мы служили вместе литургию каждый день, там, где жили тогда, и я причащал его каждый день (это был не год-другой, а целые годы) – не было ни одного раза, когда бы он причащался без слез. И это были не две слезинки, ложные, как некоторые женщины умеют всплакнуть (женщины легче плачут).

Это был серьезный мужчина, серьезный человек. Когда же он подходил, чтобы причаститься, начинались рыдания, все было мокрое: и борода, и его ряса, и наметка. Я не понимал, откуда у этого человека столько слез? Он что ли кнопку какую-то нажимает, и начинают литься слезы? В конце его жизни, в последние годы, когда мы читали в трапезной, как обычно это делают в монастырях, если читали отрывок, где говорилось о Христе, о Богородице, о святом Георгии (в основном о них троих), это было невозможно, приходилось прекратить еду, старец плакал. Он не мог слышать имя Христа и не плакать, не мог услышать имя Богородицы. Нам приходилось выбирать, что читать, чтобы он мог поесть. Потом он решил кушать в одиночестве.

В течение последних 4–5 лет он не говорил ни о чем другом, как только о Христе, ничего иного. Мы говорили ему, например: «Геронда, дождь всё не идет». Он отвечал: «Оставьте вы это, ребята. Вышнего ищите. Там наша родина – в вышних. Мы уходим, идем к Отцу нашему!» Я звонил ему на именины, поздравлял: «Многая лета, геронда!» «Не проклинай меня! Ты владыка, и твои проклятия имеют силу!»

Вся жизнь – в плаче. Блаженны плачущие! В Евангелии написано: «Блажени плачущие ныне, яко воссмеетесь» (Лк. 6: 21). Когда он умер, те, кто видел фотографию его тела, видели его улыбающимся, и, действительно, на нем исполнилось слово Христово: «Блажени плачущие, яко тии утешатся» (Мф. 5: 4).

Человек, который в продолжении всей своей жизни слышал самые ужасные слова в свой адрес, сложно даже себе представить – худшие слова. Он был личностью, вокруг которой постоянно спорили и устраивали разногласия, столько всего говорили кругом. Он все это переносил терпеливо, с упованием на Бога, с молитвой, очень сдержанно. Но что произошло? Он окончил дни своей жизни. Как атлет, который бежит, бежит, бежит и не садится, чтобы посмотреть, что происходит на трибунах: любят ли его или плюют в него. Если начнешь смотреть на трибуны, тогда ты не сможешь продолжать бежать. Он бежал, достиг финиша, получил венец, с улыбкой на устах. Мы столько лет были рядом и радовались, что он завершил свой земной подвиг. Весь в улыбке, весь в парении ушел из этого мира на небеса с улыбкой. Взял мзду свою с собой, никто ее не отнял у него.

Ничего лишнего старался не пустить внутрь себя, даже не позволял сказать что-нибудь, не спрашивал ни про новости, ничего

Последние годы он провел в пустыне, в одиночестве, в своей каливе. Туда приходил только священник, который служил, причащал его. Ничего лишнего старался не пустить внутрь себя, даже не позволял сказать что-нибудь, не спрашивал ни про новости, ничего. Единственным помышлением его был Бог. Я не могу вам даже описать, как он говорил, какой жаждой он жил – уйти и встретиться со Христом! Для него и для таких людей, как он, Христос – скоро грядет, а воздаяние святых – с ними, Господь воздает каждому по делам его. Вечная правда Божия. Видишь людей, которые мучились в своей жизни, уставали, болели, и для них заканчиваются мучения; в какой-то момент все заканчивается – каждый уходит, получая свое воздаяние, обретая свое место в вечности. Об этом нам нужно размышлять.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний»

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Христос говорит, что Он Альфа и Омега, начало и конец, то есть Всё и Вся для целого мира, для всего творения.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22: 14). В конечном итоге таковы блаженные люди, счастливые люди, успешные люди, которым удалось в борьбе, среди искушений, среди препятствий и собственных человеческих слабостей исполнить заповеди Божии, прожить в покаянии и таким образом получить право вкушать плоды с Древа Жизни, Которое есть Христос, и войти в град Божий.

Фото 4.JPG

«А вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22: 15). Вне града останутся все нехорошие люди, как псы, чародеи, блудницы, убийцы, идолослужители, и все те, кто любит и творит ложь. Внутрь града Божия не могут войти люди, обладающие такими характеристиками, и каждый человек, который порабощен греху и живет нераскаянно.

«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! и слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22: 16–17). Видите, Невеста, Церковь, ожидает Пришествия Христова и умоляет Христа прийти. Прейдет этот мир, завершится – мир беззакония, греха, и утвердится Царствие Божие.

«И я также свидетельствую всякому слышащему словá пророчества книги сей: если кто приложит чтó к ним, на того положит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Откр. 22: 18). Видите, он завершает эту книгу своей подписью, печатью своей личности, говорит, что это я, Иоанн, который слышал все это. И пусть никто не дерзает ничего добавить и ничего отнять от книги сей. А если дерзнет так поступить, то Бог положит на него все те язвы, которые описаны в книге сей.

«И если кто отнимет чтó от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, чтó написано в книге сей» (Откр. 22: 19). Никто не должен дерзать ни добавить, ни убавить ничего к словам этой книги.

«Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). Христос есть Тот, Кто уверяет и свидетельствует, что грядет скоро. Церковь отвечает: «Аминь. Гряди, Господи!» Такова связь Церкви со Христом: Христос приходит, а Церковь чает Его Пришествия.

Завершает апостол Иоанн Богослов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22: 22).

На этом завершается книга Откровения, которую мы прочли с помощью Божией и попробовали скорее перевести ее, чем истолковать, потому что наверняка, как мы и говорили с самого начала, каждая попытка истолковать эту книгу уже заведомо ненадежна. Никто не может сказать с уверенностью: «Мое толкование точно описывает то, как все будет». Мы должны читать эту книгу, она замечательнейшая, как вы видите, она полезная, она написана Духом Святым, в ней множество прекрасных посланий, это радостнейшая книга, оптимистичная, но мы должны оставаться в рамках того, что она говорит. Мы не должны пытаться всё истолковать, что-то домысливать, придумывать, когда и как что произойдет, тогда мы допустим ошибки.

Центральный смысл книги – это то, что Церковь в конечном итоге будет следовать своим путем, проходя сквозь года и эпохи, и она будет ковчегом спасения людей. Она переживет множество сложностей, множество испытаний, страданий, множество гонений, множество скорбей. Диавол и его орудия часто будут пытаться множеством способов прервать существование Церкви, но в конце победит Христос.

Фото 5.JPG

Это радостное послание книги Откровения – Христос победит. Царствие Божие наступит для всего мира. И то, что мы говорим в наших молитвах: «Да приидет Царствие Твое», означает, что мы ждем пришествия Царствия Божия в мир.

– Геронда, Вы говорите, что мы не можем понять, не можем знать, когда и что из описанного в Апокалипсисе произойдет. А каково мнение Церкви, почему Бог не хочет открыть нам сроки?

– Потому что если бы мы с вами знали, что это случится в 2050 году, то стали бы думать: «А у нас еще столько лет впереди! Что нам переживать? Пойдем свою жизнь устраивать, потом, ближе к 2050-му, покаемся». Таковы мы, люди.

Еще это показывает, что ответственность за разрушение мира лежит не на Боге, и не Бог определил, что мир должен разрушиться. В конечном итоге мир разрушит человек, сам человек положит конец этому миру. Поэтому человек будет отвечать перед Богом за то, что разрушает мир каждый день. Если Бог скажет нам: «Смотри, вот тогда наступит конец мира», мы скажем: «Хорошо, получается, хотим мы или нет, а конец мира придет? Так определено Богом». Но это не так. Если бы мы были другими, то Бог не попустил бы разрушения мира. Но так как мы свободны, дурное использование нашей свободы положит конец всему. И вы сами видите, что происходит каждый день.

– Геронда, людям из нашего близкого окружения, которые не ходят в храм, не причащаются, избегают любого соприкосновения с Церковью, мы можем как-то помочь изменить их положение? Можно таким людям чем-то помочь, чтобы они приблизились к определенным вещам в Церкви?

– У каждого из нас есть знакомые, друзья, родственники, люди вокруг нас, которые, к сожалению, не имеют никаких отношений с Церковью и не желают их иметь. Но знаешь, пусть лучше они вовсе не имеют отношений с Церковью, чем будут иметь неправильные отношения, построенные на ошибочных представлениях. Ведь существуют люди, которые ходят в храм, приходят на беседы, вроде бы живут духовной жизнью, но они находятся в прелести. И такие люди – в более сложном положении, потому что они не исправляются. Их христианство – напрасно, оно выстроено согласно их собственным представлениям. К сожалению, такой феномен наблюдается, а исправить его почти невозможно, это большое зло. Необходимо великое смирение с их стороны, чтобы они стали слушаться со смирением духовного отца для своего исправления. Они подобны человеку, который не видит и не слышит. Лучше быть безбожником, атеистом, чем прельщенным. Потому что безбожник в какой-то момент может прийти в себя, что-то подвинется внутри него, что-то произойдет, Бог обратится к нему каким-то образом. А в случае прельщенного человека дела обстоят очень непросто.

Когда рядом с нами есть люди, пребывающие в состоянии безразличия или безбожия, первое, что мы можем сделать, – это научиться любить их и болеть сердечно об их неверии

Когда рядом с нами есть люди, пребывающие в состоянии безразличия или безбожия, первое, что мы можем сделать, – это научиться любить их и болеть сердечно об их неверии. Чувствовать себя виноватыми, понимать, что мы виноваты, если наш брат оказался в таком положении. Если бы мы были истинными христианами, действительно были бы чадами Божиими, жили бы тем, что нам даровал Бог в таинстве Святого Крещения и других святых таинствах по Его благодати, то люди видели бы в нас благодать Божию и не остались бы в заблуждении и вероотступничестве. Мы ответственны за то, что рядом с нами есть безбожные люди, далекие от Церкви. Если бы мы ощущали свою ответственность, тогда стали бы молиться об этих людях с огромной болью и любовью, их проблемы мы воспринимали бы как свои собственные, их сложности – как наши сложности.

А когда мы будем молиться о них, то Благой Бог в какой-то момент сделает для них то, что будет возможно. Когда-то и апостол Павел был гонителем, а потом стал великим апостолом. Мы когда-то тоже были далеки от Бога, не знали ничего, но Бог в один момент привел нас к себе. Жив Господь для всего мира. Будем иметь мир в душе, не паниковать, не беспокоиться. Бог силен что-то сделать для всего мира, Бог – Отец наш, Отец для каждого человека. Что-то Он сделает, не оставит все без участия. Но и мы должны что-то сделать. Сказать слово своему брату, посоветовать что-то красиво, мирно, с кротостью, с любовью, с болью, но и очень внимательно. Не просто слова на ветер бросать, а с усердной молитвой. Когда наше слово происходит из усердной молитвы, тогда оно обладает силой и может тронуть человека. А Бог Велик!

– Геронда, я хотел спросить относительно того, что Вы сказали о нашей ответственности за других людей. Но ведь Сам Христос, Который был совершенным Человеком, не мог изменить людей? А мы тогда что можем?

– Конечно, мы не спасем мир. Но неправильно будет сказать, что Христос не мог. Он мог изменить всех. Но не хотел вмешиваться в свободу человека. И хотя Христос молился о спасении всего мира, Он знал, что все не спасутся. Потому путь Господень был исполнен боли. Конечно, не все желают спасения, не все желают следовать за Христом. Однако мы должны молиться обо всем мире и обо всех людях.

Фото 6.JPG

Мы не знаем, что делается в сердцах людей. До последнего момента жизни, до последней доли секунды никто не знает, что может произойти в душе человека. Поэтому Церковь не позволяет так называемую эвтаназию. Ты не можешь лишить другого человека ни секунды жизни. Потому что эта последняя секунда может стать спасительной, когда он скажет: «Боже мой, сжалься надо мной, прости меня!» Как можно лишить человека этой возможности? Ты думаешь, что он ничего не понимает, а внутри него могут происходить какие-то процессы, и он самое главное понимает.

– Но ведь человек зачастую мучается, не хочет, чтобы ему врачи помогали, предпочитает умереть поскорее.

– А мы не должны нажимать на рубильник и лишать человека жизни. Конечно, люди мучаются, конечно, они страдают, но кто имеет право прервать их жизнь?

– Я предпочитаю, чтобы со мной так не поступали.

– Послушайте, я скажу вам кое-что важное. Будем молиться, чтобы Господь даровал нам время на покаяние. Мы просим в ектении: «Прочее время живота (жизни) нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим» и оставляем себя в руках Божия Промысла. Будем доверять Его Промыслу!

Перевела с греческого Мария Орехова
Сайт www.omilies.net 2010 г.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить