Храм Василия Блаженного, или символ Небесного Иерусалима

Десять храмов, соединенных в один собор, и одиннадцать удивительных по красоте куполов. Загадка или просто чудо, от которого невозможно отвести взгляд? О нем знает весь мир, потому что это самый знаменитый храм России – собор Покрова на Рву, или Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. За легендами и тайнами, их принятием и отрицанием, всегда реальными остаются исторические события и имена: царя Ивана Грозного и взятие Казани, построивших собор зодчих и московского Христа ради юродивого Василия. 15 августа – день почитания этого святого, целителя и заступника столицы.

1.jpg

Христа ради юродивый – ходячая мирская совесть

На Руси, особенно в Средневековье, юродивых и любили – привечали, и ненавидели – гнали. Люди, одетые в лохмотья, а иногда и нагие, живущие на улице и питающиеся подаянием, представали как полное противопоставление сытой, благополучной и часто бездуховной жизни обывателей. Некоторые из них носили вериги. Не всегда понятная и полная намеков речь запоминалась и часто воспринималась как пророчество. Таких людей было множество, однако только 36 из них стали святыми. Это были не обычные, а притворные безумцы, совершающие особенный подвиг христианина: Христа ради юродивые, Божие люди, заставляющие задуматься о пути спасения. Они словно являлись отражением Самого Иисуса Христа и несли правду Христову.

Христа ради юродивые являлись отражением Самого Иисуса Христа и несли правду Христову

За маской их показного безумия скрывалась мудрость, дар прозорливости. За словами, на первый взгляд лишенными какой-либо разумной мысли, – духовные поучения, критика в адрес правителей и знати, обличение пороков, а главное – правда, которую боялись сказать обычные люди. И это можно объяснить: даже в самые жестокие времена юродивые имели негласный статус неприкосновенности.

Казалось бы, монологи безумцев, потерявших свое человеческое достоинство, не могли восприниматься серьезно, но, как мы знаем, не только воспринимались, но и становились ориентирами в частной жизни и в управлении государством. Один из государей, для которого слова юродивого были весомы, – Иван IV Грозный (1530–1584), первый венчанный царь всея Руси. Христа ради юродивым, почитаемым им, в историю вошел Василий Блаженный, или Василий Нагой. Царь любил, уважал и боялся его.

К. Лебедев «Василий Блаженный, Христа ради юродивый» (1902)

Василий Блаженный – больным целитель и печальным утешение

Василий Блаженный, причисленный к лику святых в 1588 году на Поместном Соборе при московском патриархе Иове (1525–1607), родился предположительно 15 (2) августа 1469 года в подгородном Елохове (Москва). Первое упоминание об этом селе относится к 1389 году и содержится в духовной грамоте князя Дмитрия Донского (1350–1389). Это было завещание своей супруге княгине Евдокии (1353–1407) сел, стоящих на землях будущего Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии: Петровского, Фроловского, Елох. Жителей села Елох переселили в Москву. После смерти святой княгини Евдокии, в монашестве Евфросинии, Московский Елох перешел к Вознесенскому женскому монастырю в Кремле. Известно, что жители Елоха издавна занимались иконописью.

Великую княгиню московскую преподобную Евфросинию считают заступницей Москвы, так же и Христа ради юродивого Василия – покровителем и целителем столицы.

Василий появился на свет в семье крестьян Иакова и Анны, отличавшихся своим благочестием. В своих молитвах они просили Бога послать им дитя. Господь услышал их молитвы. Анна, мать Василия, родила его «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимерския на Елохове», как сообщается в святцах 1646 года. То есть на паперти знаменитого Богоявленского кафедрального собора в Елохове, в молитве о благополучном разрешении от бремени. Сына нарекли Василием, что в переводе с греческого языка означает «царский, царственный».

С малых лет Василий любил молитву. В них он возносил благодарность Богу и никогда ничего не просил. Он рано познал тяжесть труда, а в юности начал удивлять своими предсказаниями, которые неизменно сбывались. По легенде, будучи учеником сапожника, он горько усмехнулся над большим заказом обуви состоятельного торговца хлебом, которому, по его словам, остался один день жизни. Все так и случилось. В то время Василию было, по разным источникам, 10 или 16 лет. В этом возрасте Василий вступил на путь подвига юродства, который длился не одно десятилетие, ведь почил старец в 88 лет. Но сначала он исполнил обет молчания и находился в непрестанной молитве.

Василий Блаженный рано познал тяжесть труда, а в юности начал удивлять предсказаниями, которые сбывались

Василий не имел крова и ходил без одежды, за что получил прозвище Василий Нагой, носил вериги, ночами возносил молитвы Богу на церковной паперти. Люди не всегда понимали, что он говорит и зачем так делает. Почему он целует стены трактира или дома, где живут погрязшие в грехах люди, и бросает камни туда, где течет благочестивая жизнь. Блаженный Василий объяснял, что поцелуи привлекают ангелов, а камни отгоняют бесов. Как-то камни полетели в икону Божией Матери, что вызвало гнев горожан, пока они не увидели, что под ее изображением скрывалось другое – дьявольское.

Москва помнит, как в 1521 году хан Мехмет I Гирей (1465–1523) совершил Крымский поход на Русь. Его войска угрожали городу. Василий Блаженный возносил горячие молитвы в защиту родины, стоя у ворот Успенского собора в Кремле. Он увидел «огненное видение» и услышал голос, идущий от иконы Владимирской Божией Матери. Она сетовала на грехи москвичей и говорила о Своем желании покинуть город. Василий продолжил молиться с еще большей страстью, прося прощения за все прегрешения, пока страшное видение не исчезло.

Не всем было ясно, почему он рыдает перед церковью в Крестовоздвиженском монастыре (1547–1934) с чудотворными иконами Богоматери и Воздвижения, которые торжественно встречал будущий царь Иван Грозный. Так, святыми слезами, в 1547 году Блаженный предвещал пожар в деревянной церкви, огонь которого перекинулся на Москву, спалив Старый и Новый город, Занеглименье, Великий посад.

1.jpg

Но благоразумный и добрый человек мог понять, почему Василий отдает деньги, подаренные ему царем, не нищим, а разорившемуся купцу, который, умирая с голоду, не осмеливается просить милостыню. Люди знали, что если Блаженный разбрасывает товар у торговца хлебом или выливает квас, то, значит, эти продукты сделаны с обманом. За это его часто били, но и часто нечестивцы признавались в своих грехах. А народ любил Василия за незлобный характер, неизменную правду и доброту к заблудшим и обездоленным. К его речам о Боге и советам, как встать на путь праведной жизни, прислушивались пьяницы и злодеи, совершившие преступления. Он был ласков к людям, потерявшим всякую надежду, и пытался укрепить их дух.

Блаженного Василия приглашали не только в дома знати, но и в царский дворец. Однажды на пиру во дворце Ивана Грозного юродивый вылил в окно вино, сделав это три раза. Такое неуважение возмутило царя. На недоумение государя Василий ответил, что таким образом хочет погасить пожар в Новгороде. Какое-то время спустя пришла весть о действительно большом пожаре. В другой раз Блаженный был на службе в Успенском соборе, которую посетил сам Иван Грозный. Но спрятался так умело, что царь не увидел его, а потом, встретив, спросил, почему его не было. Василий ответил, что он-то был, а вот самого царя не было, ведь в мыслях тот витал далеко – аж на Воробьевых горах, где задумал строить для себя дворец. Обличал он царя и за жестокость по отношению к подданным, в том числе и казни новгородцев. Но никакие правдивые и неприятные слова юродивого не влияли на его авторитет и уважение царя.

С именем святого связывают и множество прижизненных чудес, о чем, конечно же, знал Иван Грозный. Так, рыночные торговки, смеявшиеся над наготой Василия, неожиданно ослепли. Зрение вернулось к ним только после раскаяния в грехе. И в дальнейшем Василий почитался и почитается как целитель страдающих глазными болезнями, а также заболеваниями ног и кожи.

Василий почитался и почитается как целитель страдающих глазными болезнями, заболеваниями ног и кожи

Интересно, что Василия Блаженного почитали даже иностранные купцы, помня, как он, находясь в Москве, утихомирил шторм в Каспийском море и спас корабли, явившись людям. За это и стал покровителем морских путешественников.

Блаженный Василий прожил долгую жизнь. Когда он заболел, Иван Грозный с супругой Анастасией поспешили к нему, чтобы получить благословение и услышать пророчества о будущем царства. Василий предсказал, что после смерти Ивана Грозного царством будет править его сын, которому в тот момент было всего 3 месяца. 15 (2) августа 1557 года Василий почил в радости. К месту погребения его несли на руках цари и князья, что говорило об особой чести. Блаженного сначала похоронили на кладбище при Троицком соборе, на месте которого будет воздвигнут Собор Покрова на Рву.

Собор Покрова на Рву – во славу Бога и русских побед

Собор Покрова на Рву построен на главной площади Москвы – Троицкой (сейчас Красная), на месте, где первоначально стояла церковь Святой Троицы на Рву близ Спасских ворот, ставшая приделом Живоначальной Троицы нового собора. Центральное местоположение подчеркивает значимость события, в честь которого он воздвигнут – взятия Казани. Традиция строить храмы возле Кремля появилась в период царствования Василия III (1479–1533), отца Ивана Грозного, построившего церковь в честь взятия им Смоленска.

1.jpg

Логично спросить: а где же ров, называвшийся Алевизов? Оказывается, он был там, где в советские времена появился мавзолей Ленина и некрополь. Фортификационный ров, шириной около 36 метров и глубиной около 13, шел вдоль кремлевской стены с 1508 года и соединял Неглинную и Москву-реку. Но был засыпан еще в 1814 году.

На Троицкой (Красной) площади после каждой победы над татарами ставились походные деревянные церкви. В октябре 1554 года сначала появился деревянный храм в честь победы над Казанью – Покровский. После такого важного события, как присоединение Казани к Московскому царству, Иван Грозный повелел возвести каменный многопридельный Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дело в том, что штурм Казани начался 14 октября 1552 года, в праздник Покрова. Строительство продолжалось с 1555 по 1561 год. Храм строили русские зодчие Иван Постник и Барма. Храм явил ни с чем не сравнимый стиль, по многим версиям впечатляющий именно смешением традиций русской, европейской и восточной архитектуры.

Храм явил ни с чем не сравнимый стиль, впечатляющий смешением традиций русской, европейской и восточной архитектуры

В планах Ивана Грозного храм должен был напоминать Влахернскую церковь Богородицы, стоявшую под Константинополем близ залива Золотой рог, в предместье Влахерны у императорского дворца. По значимости она была второй после собора Святой Софии. В этой церкви, где хранилась риза Божией Матери, по преданию случилось чудо явления Богоматери Андрею, Христа ради юродивому, и его ученику Епифанию. Богородица распростерла над пришедшими в церковь свой головной убор – омофор. В честь этого чуда Русской Православной Церковью был установлен великий праздник Святого Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

1.jpg

Новый храм с семью приделами, стоящий на Красной площади, по желанию царя утверждал Москву третьим Римом. Однако зодчие построили восемь приделов как символ полноты времени и наступления Царства Небесного. Впрочем, в этом случае вспоминается и имя митрополита московского Макария (1482–1563), наставника царя, видевшего собор как образ Иерусалима в самом центре города. Так Собор Покрова на Рву становился символом Небесного Иерусалима. В палитре необычного вида собора первоначально преобладали краски – белый, красный, золотой. Красным был кирпич, белым – камни основания, золотом сияли купола.

Проходили годы, десятилетия, века… Собор менял свою архитектуру, обрастал новыми приделами, шатровой колокольней, по-иному смотрелись купола. Со временем собор становился более многоцветным, напоминающим расписной терем, увенчанный куполами, рисунок каждого из которых неповторим. Это радостное разноцветье собора связывают с юродивым Андреем Константинопольским, тем самым, которому явилась Богородица. Однажды ему был сон о Небесном Иерусалиме: прекрасные сады, в которых одни деревья цвели, другие зеленели, третьи покрывались золотом, четвертые были увешаны яркими плодами. Возможно, именно таким хотел увидеть Иерусалим в центре Москвы патриарх Макарий. Недаром француз А. де Кюстин в 1839 году написал о соборе восторженные слова, сравнив его с букетом цветов, с разноцветным кристаллом, сверкающим в солнечных лучах. Были и другие эпитеты: лаковый китайский ларец, венецианское стекло, дельфтский фаянс.

Собор Вас Блаж
В. А. Лаповок «Собор Василия Блаженного после дождя» (2016)

Собор Покрова на Рву пережил приход поляков, разбивших раку Василия Блаженного, устоял при нашествии Наполеона, вознамерившегося взорвать его или увезти с собой как русское сокровище. После революции 1917 года при исполнении плана реконструкции Москвы ему вновь угрожали: уникальный храм хотели стереть с главной площади страны, ведь он якобы мешал проводить парады. Но собор сохранила защита Богородицы и Василия Блаженного, молитва и любовь москвичей.

Великий угодник Христов и Покровский собор

Одна из множества легенд о Василии Блаженном рассказывает, что деньги на Покровский собор собирал он. И делал это очень необычно: юродивый приносил монеты на Красную площадь и бросал их через правое плечо. Люди боялись к ним прикоснуться. Когда денег накопилось достаточно, он передал их царю Ивану Грозному.

После кончины Блаженный Христа ради Василий был погребен на кладбище у церкви Троицы на Рву, ставшей приделом Покровского собора. Канонизация Василия прошла уже при правлении царя Федора Иоановича (1557–1598), сына Ивана Грозного. Он вступил на царство в 1584 году, а в 1588 году, уверовав в святость жизни Блаженного Василия и чудеса, свершаемые около его мощей, 2 августа 1588 года (по старому стилю) установил праздник святого. Царь повелел позолотить серебряную раку Василия и украсить ее жемчугом и каменьями, а над захоронением построить каменный храм. Это и была десятая церковь, получившая имя самого почитаемого юродивого Москвы. Так в Покровском соборе появился придел Василия Блаженного. В 1589 году был сделан покров на раку святого. Его ткали, вышивали золотой нитью и украшали каменьями в мастерских царицы Ирины Годуновой (1557–1603), супруги царя Феодора I Иоанновича и сестры Бориса Годунова (1552–1605). Это было первое изображение Василия Блаженного.

Сегодня на двух этажах Собора Покрова на Рву находится 10 церквей. На первом – св. Василия Блаженного. До революции 1917 года это была единственная церковь с отоплением, поэтому службы совершались в ней круглый год в отличие от остальных приделов. И сегодня здесь по воскресеньям и праздникам совершаются богослужения. На втором этаже разместилась центральная церковь Пресвятой Богородицы в окружении восьми небольших церквей, которые расположены так, что образуют восьмиконечную звезду – символ Богородицы и Вифлеемской звезды.

Самая древняя икона собора – икона святого Василия Блаженного конца 16 века, написанная специально для этого храма. На ней обнаженный святой Василий предстоит пред Спасителем. Вообще, житийные иконы Василия Блаженного довольно редки. Но на них можно увидеть клейма, повествующие о его подвигах и творимых чудесах, рождении и упокоении. С 17 века традиции иконографии меняются, и сюжеты икон становятся более разнообразными. Что, в общем-то, не меняет сути. У этих икон, как и многие века назад, молятся и верят в чудеса святого Василия. Молятся те, кто болен, хочет избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, лишился крова, был несправедливо обманут, потерял надежду, чувствует разрушительную силу людской зависти, устал от тягот жизни и не видит своего будущего.

Ольга Сокиркина 14 августа 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить