Что такое истинный пост и как его держать

Пост, угодный Богу

Наш пост угоден Богу, если мы не только воздерживаемся от пищи, но и без гордости и человекоугодия делаем дела милосердия и любви. В периоды поста мы смиряем тело и таким образом обуздываем страсти, одерживаем победу над лукавым. Пост особенным образом влияет на состояние души, поэтому у нас есть силы для противостояния злу. В пост мы буквально обуздываем свою плоть, приобретаем свободу, становимся рассудительнее, чище, сильнее. «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое» (Пс. 34: 13). 

Пост также оказывает весьма благоприятное воздействие на состояние здоровья. Что мы едим – очень важно, и в установленные Церковью посты у нас есть возможность очистить, разгрузить организм, избавиться от лишнего веса. Существенное значение имеет не только тот факт, что от каких-то продуктов мы воздерживаемся, но и то, что мы уменьшаем объем потребляемой пищи. Некоторые поступают не совсем правильно, просто отказываясь от яиц, молока, рыбы, мяса и заменяя их соевыми продуктами или полуфабрикатами. Ведь можно приучить себя к тому, чтобы есть овощи, бобовые, супы, салаты, цельнозерновые. 

Пост дает прекрасную возможность для работы над собой, своими страстями и вредными привычками (к примеру, с психогенным перееданием). Если во время поста питаться исключительно правильно, то мы будем чувствовать себя в буквальном смысле слова легче. Более того, ум становится чище, а сердце – более чутким и восприимчивым к духовному и божественному. 

Наконец, к посту необходимо подходить с радостью. Пост – не период самоограничения, а время обновления тела и души. 

Молитва – лекарство от отчаяния и уныния

Уныние и тоска – пороки современного общества, которые подкрадываются и поражают незаметно, постепенно отравляя жизнь. Они разрушили немало судеб. Человек, впавший в сей недуг, неизбежно страдает и мучается от боли, которую могут ощущать и ближние: словно плесень, состояние подавленности быстро распространяется от одного к другому. Психиатры не успевают выписывать назначения, а фармацевтические компании зарабатывают миллионы, продавая заветные «лекарства». Семьи распадаются, пары расстаются, молодые люди бросают учебу – все из-за печали и отчаяния. 

Разумеется, в некоторых случаях эмоциональная подавленность и уныние могут быть вызваны изменением уровня гормонов в организме или нехваткой каких-то веществ. Но чаще всего такие состояния развиваются как следствие недуга души. В таком случае излечить их можно в Церкви: полностью посвящая себя Богу, больше молясь дома и за богослужением, мы способны постепенно выйти из депрессии и обрести радость. 

Полностью посвящая себя Богу, больше молясь, мы способны постепенно выйти из депрессии и обрести радость

Святой Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Есть еще и иной род печали – непотребнейший, когда она в душу согрешившую влагает не намерение исправить жизнь и очиститься от страстей, а пагубнейшее отчаяние. Она-то ни Каину не дала покаяться после братоубийства, ни Иуде не попустила после предательства взыскать средств удовлетворения, а увлекла его, чрез внушенное ею отчаяние, к удавлению».

Установленные Церковью посты – прекрасное время для того, чтобы бороться с духами уныния и печали: мы чаще приходим в храм, больше молимся дома – все это очень важно для исцеления души, потому что помогает отвлечься от проблем, обращаем сердца к Богу. Чтение духовных книг, частая исповедь и причащение Христовых Таин также способствуют исцелению, к которому все мы так стремимся. 

Забывая о себе и предавая жизнь Богу

Изо дня в день мы погружены в бесконечный поток информации – письма, сообщения, новости, которые в большинстве своем не имеют для нас практически никакого значения и пользы. Тем не менее в этом нескончаемом, бурном потоке есть что-то, что напрямую влияет на наши взаимоотношения с людьми и духовную жизнь – нам твердят о том, что нужно думать только о себе, и мы все дальше и дальше удаляемся друг от друга. 

Сегодня многие настолько зациклены на себе, что не видят ничего и никого вокруг и не живут по-христиански: не ищут мира, не стремятся к правде, не прощают обижающих, не являют милосердия тем, кто нуждается в поддержке и помощи. Преподобный Макарий Египетский учил: «Слышащие слово должны в душах своих показать дело слова». 

Ум внутри сердца

В святоотеческой традиции сердце понимается как центр самопознания. Это самопознание – энергия ума внутри сердца; то, что под самопознанием понимали святые отцы, схоже с нашим термином «нус». 

Путь к познанию Бога Западная и Восточная Церкви видят и понимают совершенно по-разному. В рамках схоластического подхода акцент делается на логику и рационализм как средства приобретения знаний о Боге. Такого подхода придерживались Августин Аврелий и Фома Аквинский, но он абсолютно чужд Восточной Церкви. 

Согласно православному богословию, ум и логика – не одно и то же: логика связана с деятельностью мозга, ум – с деятельностью сердца. Таким образом, нус есть энергия ума внутри сердца. Столь существенное различие объясняет, почему Восточная Церковь рассматривается не как религиозный институт, а как лечебница души: здесь каждый проходит лечение, возвращает себе духовное здравие и получает силы, чтобы двигаться вперед к конечной цели – единению с Богом (теозису, обожению).

Воцерковляясь, мы вступаем на путь духовной брани, мы подобны спортсменам, которые, чтобы одержать победу в соревновании, должны каждый день тренироваться. Аналогичные тренировки для нас – это посты, молитва, причащение Святых Христовых Таин, которые помогают исцеляться. В Церкви мы возвращаем себе духовное здравие и учимся жить как аскеты. 

Позабыв о Боге, человек пал, согрешил, но он исцеляется, вновь вспоминает о Творце и начинает жить с Ним, когда нус («око души») исцеляется. Такое исцеление – не что-то формальное: будто злой Бог решил закрыть глаза на нашу ветхую и греховную природу, принеся в жертву Своего Сына. Напротив, мы исцеляемся, очищая помраченный нус, получаем исцеление, становимся цельными. Мы возвращаем себе память о Боге, вновь находимся в тесном общении с Ним и освобождаемся от власти смерти, ведь Своим славным Воскресением Христос попрал смерть.  

Если мы носим крест, крестимся, соблюдаем посты, но не имеем любви к обездоленным, то вся наша духовная жизнь бесплодна. Святой Иоанн Богослов говорит, что мы не можем любить Бога, Которого не видели, если не любим брата своего (см. 1 Ин. 4: 20). Мы так и не обогатимся духовно, если не будем давать милостыни бедным и продолжим искать правды человеческой. Если в нас нет любви и почтения к каждому, если мы не оказываем каждому милости, то в нас нет Христа. 

Начиная день на рассвете и отходя ко сну ночью, мы должны помнить, что вся наша жизнь в руках Божиих, мы должны возлагать всю надежду на Него. Нужно помнить о Боге непрестанно, Он должен быть в каждом нашем слове, в каждом движении сердца. Вся наша жизнь должна быть предана и посвящена Ему. Важно чтобы ближние видели в нас Его отблеск, и мы станем видеть в каждом образ Божий. «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). 

Нужно помнить о Боге непрестанно, Он должен быть в каждом нашем слове, в каждом движении сердца

Заполнить пустоту

Некоторые, пытаясь отвлечься от закаляющих сердце проблем и трудностей, живут развлечениями, вечеринками, при этом утрачивают нечто очень значимое для спасения. Они забывают, что Господь призвал нас претерпевать испытания с любовью, ибо в самые трудные минуты особенно ощущается любовь Божия, такие люди сами лишают себя рая.

Господь обещал, что, если будем с Ним, наше бремя будет благо и легко (см. Мф. 11: 30). Господь открывает нам двери Царствия Небесного и исполняет наши сердца Божественной любовью, мы становимся новой тварью. Но если в нас нет Христа, нет и любви, все наши материальные приобретения будут бессмысленными для духовной жизни и только приведут к погибли. Если в нас нет Христа, будут тщетными и посты, и добродетели, и труды, и молитва.

Когда мы обращаемся к Богу, Он спасает нас от погибающего мира. Мы более не пытаемся себя развлечь, но возрастаем духовно. Мы станем наследниками вечной жизни, любовь заполнит пустоту в мире, в котором царит тьма.

Не скрывай свою веру

По моим наблюдениям, многих людей, отрицающих значимость веры и религии для человека, в свое время от веры просто оттолкнули. Кому-то встретились люди, исповедующие христианство не вполне искренне, и они сделали вывод, что христианская вера – фикция или обман. Кто-то отверг христианство и вообще какую-либо религию, потому что встретил христиан, которые осуждают других и любят только себя.

Что же делать? Прежде всего, ни при каких обстоятельствах нельзя веру скрывать. Это не значит, что нужно на каждом углу проповедовать и кичиться. Христианин, благодарный Богу за то, что у него есть вера, с милосердием относиться к тем, у кого ее нет. Для начала нам стоит жить духовной жизнью, а также стремиться стать для ближних воплощением любви, своим примером свидетельствовать об истинности нашей веры во Христа. 

Нам стоит жить духовной жизнью и стремиться стать для ближних воплощением любви

Если окажемся за одним столом с людьми неверующими, важно не стремиться всем нарочито показывать, что мы православные христиане, но и скрывать этого не нужно. Спокойно перекрестив еду перед началом трапезы, мы не только поблагодарим Бога, но также дадим ближним понять, что не боимся открыто исповедовать нашу любовь к Христу-Спасителю. Господь сказал, что если мы отречемся от Него перед людьми, то Он отречется от нас перед Своим Отцом. Оставаться верными нашей вере и ее преданию, соблюдать посты, еженедельно посещать литургии: все это необходимо для духовного возрастания. 

Самое главное: когда мы сохраняем верность православию, когда исполнены любви ко Христу, то нашу веру не могут не заметить ближние. Если любим Бога, то относимся с любовью к родным, друзьям, знакомым, и люди неверующие на нашем примере увидят, что Бог действительно есть, что православие – это поистине образ жизни, меняющий и преображающий природу человека. Когда люди увидят, как мы радуемся, как мы никого не осуждаем, они сами захотят так жить. И обретут жемчужину веры. 

Истинный пост

Пост всегда был и остается необходимой составляющей жизни христианина. Сам Господь прежде, чем начать Свою проповедь, сорок дней постился в пустыне. О важности поста для духовной жизни говорится в Ветхом и Новом Заветах.

Сегодня о посте нередко рассуждают как о диете, пост для многих – средство, которое поможет сбросить вес, духовное значение поста при этом никак не учитывается. Безусловно, в период поста можно похудеть, но нельзя забывать, что время поста дается нам с единственной целью – чтобы мы, освободившись от всего лишнего, могли духовно вырасти. Начнем следить за собой, за своей душой, станем более чуткими, только ограничив себя в пище, воздерживаясь от молочных продуктов, яиц, мяса и даже сладкого. Другого способа нет. В установленные Церковью посты мы также призваны уделять больше внимания молитве и чтению душеполезных книг.

В заключение можно вспомнить слова святителя Василия Великого: «Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления».

Перевод с английского Марии Лицман
Из книги The Morning Offering

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Светлана   23 ноября 2023, 23:11
Спаси Господи за укрепляющую и просвещающую душу статью. По дороге жизни и веры во Христа каждый день подарок Господа к тому, чтобы быть с ним, но нужно потрудиться над собой и познать себя. Пост, молитва и стремление жить по заповедям, думаю, могут помочь любому желающему человеку, только с верой можно обрести Христа.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить