Господь любит нас такими, какие мы есть

Вера утверждается там, где мы сомневаемся. Часть 3

Часть 2. 

Вопрос из аудитории: Что просить у Бога во время молитвы?

Ответ отца Харалампоса: Старец Емилиан Симонопетрский очень хорошо ответил на вопрос, что можно взять у Бога. То, что обычно просим в молитве, не является ошибкой. Просто этого не следует просить. Мы обычно просим, чтобы у наших детей все было хорошо, чтобы у нас все было хорошо, чтобы мы успешно сдали экзамены, чтобы все мы были здоровы, чтобы у нас были деньги. Деньги – это важная тема. По мнению протестантов, иметь деньги – это Божие благословение, поэтому у них много книг, подкрепленных библейскими цитатами, как накопить богатство.

Фото 1 - 2024-12-31T134844.682.jpg

То, что мы просим во время молитвы, не обязательно является чем-то осудительным, потому что у человека есть свои потребности. Разумеется, мы будем выражать свою тревогу за наших детей, за свое здоровье и так далее. Но это должно быть связано с одной основной вещью – искать Божие присутствие в нашей жизни. 

Господь должен быть на первом месте, как сказано в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Если ты ищешь Бога, Он приходит в твою жизнь, все остальное – это Его благословение. К сожалению, большинство из нас ищет не Бога, а то, что Он дает. Будьте внимательны к этому различию: мы ищем не Самого Бога, а то, что Он дает. Мы хотим, чтобы Он дал нам здоровье, силу и так далее, но не Его Самого. Мы не хотим проходить с Ним через многие скорби и строить с Ним крепкие отношения, не хотим испытывать небольшую боль, не хотим трудиться. Нам не нужен Бог, не хотим видеть Его лицо. 

К сожалению, большинство из нас ищет не Бога, а то, что Он дает

Настоящий влюбленный ищет другого человека и не говорит: «Я хочу приданое, хочу дом, хочу то, хочу это!» Он принимает другого таким, какой он есть. Вот поэтому в отношениях, когда они настоящие, есть любовь. Мы никогда не стремимся изменить свою половинку для того, чтобы жить с ним. Поэтому мы хотим жить с Богом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

– Что касается вопросов «почему?», которые мы задаем в определенные моменты, когда проходим через какие-то большие испытания, то я слышала, что это – от лукавого, и мы не должны задавать такие вопросы. Мы просто принимаем Божию волю с большим доверием, это самое лучшее для нас. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее? Я также думаю, что в тот момент, когда мы спрашиваем Бога, мы не сразу от Него получим ответ, а можем получить ответы на некоторые наши вопросы много лет спустя и должны сказать: «Это должно было произойти».

– Мы должны доверять Тому, Кто любит нас, и Он знает больше нас. Это и есть вера, доверие, а не просто вера в Бога Отца, Вседержителя. Символ веры – это опытное проживание, а не логическое заключение людей, которые рассуждают логически. Я верю в Единого Бога Отца, Всемогущего, потому что Он Отец и является опытом, вкушением Божиего Отцовства в нашей жизни, потому что Он Отец. Святые отцы это вкушали и об этом говорили. Следовательно, я должен верить в Кого-то, доверять Богу, даже когда кажется, что все идет не так хорошо или не так, как я себе это представлял.

Фото 2 - 2024-12-31T134846.774.jpg

Что касается многих вопросов «почему», то, действительно, такие мысли о неверии и сомнении укоряются в Церкви. И не без оснований, ведь во многих церковных, богословских и святоотеческих текстах сомневающийся или проявляющий неверие человек укоряется. Разумеется, здесь, как мы уже говорили, необходимо более глубокое прочтение текста. Посмотрите тексты Священного Писания, святых отцов Церкви и увидите, что это не те тексты, с которыми можно лечь в постель и читать их. Это не те тексты, которые можно понять только умозрительным чтением, они полны смысла, полны жизни и понимаются гораздо глубже. Поэтому сегодня ты можешь прочитать какой-то отрывок от текста, через год снова перечитать его и понять из него совершенно разные вещи.

Когда святые отцы говорят об этом, то они говорят это не для того, чтобы отвратить человека от выражения своего сомнения, своего трудного момента. Не будем забывать, что Сам Христос на Кресте сказал: «Или, Или! Лама савахфани? Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Христос первый «освятил» вопросы «почему». Святые отцы больше говорят о той бесстыдности неверия, о том гносеологическом неприятии Бога и неверии, которые слишком сильно связаны с интеллектом, высокоумием, многословием ума. Здесь речь идет о внутреннем состоянии, о битве с Богом, где твой вопрос «почему?» – это беспокойство, не безрассудство, не интеллектуальный эгоизм, а твоя битва и нужда. Часто ты говоришь своему человеку: «Почему ты так поступил со мной?» Этими словами ты не отвергаешь его, а выражаешь свою любовь, которую испытываешь к нему, и спрашиваешь его с болью в сердце.

– Иногда мне кажется, что в Церкви нас одолевает духовное высокомерие. Я лично это почувствовала дома, а также и на работе, что наши ближние «вне» Церкви духовно находятся ниже нас. Лично меня часто вразумляло то, что я видела людей вне Церкви, у которых было гораздо больше терпения и любви, больше добродетелей, чем у меня. Это меня «приземляло».

– То, что Вы описываете, – это истина, которую в большей или меньшей степени пережили все мы, находящиеся в Церкви. Хотя мы много лет уже в Церкви: в начале, в середине или, к сожалению, в конце – у нас все еще есть высокомерие. Мы легко осуждаем, легко сравниваем, у нас нет рассудительности – добродетели, которая является исключительно христианской. «Величайшая добродетель – это рассудительность, – говорит святой Иоанн Лествичник, – но у нас ее нет. Мы больше судим, чем сострадаем. Христианин должен не судить, а сострадать другому человеку. Христианин должен понимать другого, понимать его страсти, бессилие и падение, чтобы не судить, то есть не осуждать».

Это происходит и часто происходит, потому что нашему «эго» необходимо питаться завоеваниями. Как говорит один духовный человек, «эгоизм требует суеты и проблем». 

Эгоизм требует суеты и проблем

Эгоизм не может жить спокойно. Для того чтобы жить, ему необходимы проблемы. Если их нет, он их создает, потому что именно таким образом он питается. «Эго» питается завоеваниями и достижениями, ему хочется чувствовать, что что-то завоевывает. Это порождает самообожествление, выставление эгоизма напоказ. Поэтому в Церкви я много пощусь, много молюсь, прилагаю усилия, а в действительности все это питает мой эгоизм, и поэтому таким образом я отношусь к другим людям. Я хожу в храм, но не могу почувствовать себя в нем смиреннее, почувствовать, насколько я грешен. Ведь цель Церкви состоит в том, чтобы почувствовать не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты бессилен. В сущности, это умение принять свое бессилие, а это целое духовное искусство. Мы говорим обратное: в Церкви мы хотим чего-то достичь, и поэтому мы думаем и чувствуем, что рай – это завоевание: «Я завоюю рай! Я завоюю Бога! Бог – мой, Он принадлежит мне! Он у меня в кармане! Другой человек – это атеист, грешник, он живет вне Церкви, он такой-то и такой-то человек!» В Церкви я должен расширять свое бытие, прощая других, то есть вмещая их в себя с их своенравием и бессилием. 

Фото 3 - 2024-12-31T134849.693.jpg

И еще я хочу сказать что-то очень важное, чего мы, возможно, не осознали. Любовь христианина очень отличается от мирской любви. Именно тем, что во Христе мы призваны любить то, что, казалось бы, недостойно нашей любви, а не то, что достойно. Кого мы любим? Того, кто красив, ту, кто привлекательна. Его мы хотим любить, ее мы хотим любить, чтобы у него, у нее были добродетели. Тогда как христианин должен любить того, кого никто никогда не любил, того, кого никто никогда не хотел бы видеть в своей компании. В этом скрывается сила христианской любви, и здесь разрывается порочный круг зла. Очень легко любить человека, который заслуживает любви. Именно поэтому большинство из нас бросает своих близких, друзей, жену, мужа, когда они нам надоедают.

Важно понимать, что в Церкви я буду поститься и молиться, но не для того, чтобы почувствовать свое превосходство. Это все отношения любви к Богу – я пощусь, потому что люблю. Молюсь, потому что люблю. Хожу в храм, потому что я люблю Бога. 

Возможно, на начальных этапах эти вещи в какой-то степени необходимы, например, самопринуждение к подвигу. Но первоначально у человека не может быть такой сильной божественной любви и самоотдачи Богу. Вначале он, наверное, ожидает чего-то взамен, делает это для того, чтобы получить что-то, немного боится, испытывает чувство вины, считает себя хорошим. Но живя в Церкви, с годами он должен расширять свое сердце и освобождать в своем сердце место для всех людей.

ПРЕВЬЮ, Фото 4.jpg

– Слишком часто мы встречаем обычных людей, которые живут, не имея возможности глубоко погрузиться в духовные вещи. Мы встречаем много отчаяния, даже среди людей в Церкви, потому, что существует путаница в духовных вещах, потому что требуется долгий путь и осознание святости, Церкви. Однако они не достигли определенного уровня, а это именно те люди, которых мы призваны любить больше. Мы видели, что в последние десятилетия Господь давал нам святые лики, такие, например, как Богоявление, лики старцев Порфирия, Паисия и многих других. Их слово было благодушным, простым и затрагивало сердце каждого человека. Сейчас у нас на приходе могут быть пять-шесть молодых людей, но большинство молодых уже не приходит в Божий дом. И даже эти молодые люди не приходят в церковь, потому что мы по-настоящему не поговорили с ними, не показали им пример. Какое простое слово мы можем им сказать?

– Я думаю, что из всего, что мы говорим, следует запомнить, что Господь любит нас такими, какие мы есть. Он любит нас даже в наших неудачах и немощах. Мы должны понимать то, что Бог любит нас не потому, что мы превосходнее и совершеннее других. Господь любит нас даже в нашем наибольшем падении и немощи. 

Если все хотят, чтобы мы показали им что-то, чтобы они полюбили нас, например, наша мать, наш отец, общество, то Бог не хочет, чтобы мы доказывали себя. Он любит нас без каких-то условий. Божественная любовь безусловна, это уникальная любовь, которая охватывает нас полностью, даже в нашем большом падении и бессилии. 

Для меня лично это самое обнадеживающее – знать, что есть Господь, Который не судит меня, не осуждает, не приводит в отчаяние, не давит и не угнетает, но Он ждет меня, надеется на меня, ожидает моей зрелости, моего духовного взросления, не торопится и имеет терпение. Это и есть избавление для меня. Поэтому все беспокойство о том, что мне необходимо что-то доказывать, исчезает. Но мы предпочитаем тщеславно показывать и доказывать, какие мы сильные и безупречные.

Если мы поймем это, то, думаю, обретем утешение, покой и умиротворение. Когда? Когда я принимаю себя (то есть осознаю, насколько я немощен) в Божием присутствии. Самые большие страдания в жизни начинаются тогда, когда не можешь принять себя. А когда не можешь принять себя, то не можешь никого принять. И тогда всегда виноваты другие, но на самом деле виновато наше собственное «я».

Фото 5 (58).jpg

Итак, если я принимаю себя во имя Бога, в присутствии Его абсолютной и безусловной любви, тогда приходит надежда, потому что я ожидаю ее не от моих достижений, а от моей любви и отношений с Богом. В этом огромная разница с мирским мышлением, где надежда приходит от завоеваний, достижений, успехов, тогда как надежда в духовной жизни рождается в небытии, то есть там, где мне нечего отдать, кроме своего «я», своей бедности, своих неудач, своего духовного уродства. Очень обнадеживающе чувствовать, что Кто-то любит меня и не ощущать никаких обязательств в юридическом или моральном смысле, чтобы что-то доказывать. Если у меня и есть обязанность, то это – любить Его. Но это даже не обязанность, а нечто, рожденное в душе человека.

– Какое послание Христа больше всего наполнено надеждой?

– Я думаю, это то, что связано не со словами, а с делами Его Жертвы, то есть факт того, что Христос сказал: «Я знаю, что вы несчастны, бессильны, несовершенны, что, хотя вы хотите, не можете ничего постичь, что, хотя у вас есть хорошие идеи, вы в конце концов все испортите. И поскольку Я знаю, что вы не можете, прихожу к вам, восполняю дело спасения, беру вас, и в Моей Крови вы получаете избавление».

Что означает, что Христос отдает Свою Кровь и избавляет нас? Он избавляет нас и говорит нам: «Не ты умрешь за Меня, а Я умру за тебя!» Наш Бог не требует крови и жертвоприношений, ничего не просит, но говорит: «Ты не сможешь этого сделать, Я восполню это дело». Поэтому в лице Христа мы имеем совершенного Человека, эсхатологического Человека, Человека, каким он должен быть, каким он будет в Царстве Божием.

Мы носим в себе глубокое падение, мы – потомство глубокого падения, глубокого недостатка, нам всегда чего-то не хватает, всегда что-то остается нереализованным, всегда наши желания превышают наши потребности. Мы желаем и желаем, хотим и хотим, а когда наше желание исполняется, то оно кажется скудным, оно снова не удовлетворяет нас, и нам всегда чего-то не хватает. Христос восполняет этот большой недостаток, бессилие, пустоту, падение человека. Для меня это самая большая надежда.

Христос восполняет этот большой недостаток, бессилие, пустоту, падение человека

Один старец сказал, что, когда мы навязчиво, невротично и напряженно говорим о своем спасении, это похоже на то, как если бы мы пытались сломать незапертую дверь. Дверь не заперта, а мы все еще пытаемся сломать ее, открыть ее ключом. Вместо того, чтобы просто принять решение и войти через дверь. Дверь давно не заперта, а мы все еще пытаемся открыть ее, стучим в дверь, «ломаем» себе голову, причиняя себе боль и разочарование. Христос открыл дверь две тысячи лет назад. Нам нужно только захотеть, чтобы войти через дверь.

– Вопрос о принятии своего «я», самокритики, чувства вины и надежды: очень часто мы смешиваем самокритику и чувство вины и в итоге не знаем, на что надеяться. Многие люди думают, что христианская религия порождает чувство вины, и между критикой и принятием своего «я» мы теряем надежду.

– Мне кажется, в какой-то мере я ответил на этот вопрос, но все же... Вопрос не в том, как я буду чувствовать себя совершенным и безупречным в Церкви, а в том, как, даже будучи немощным и бессильным, почувствую, что есть Тот, Кто любит меня, сильно стремится ко мне и хочет взять меня в Свое Царство.

Фото 6 (31).jpg

Тема вины очень обширна, и мы здесь не можем исчерпать ее. У вины слишком много форм. Существуют патологические, психологические, духовные формы вины. Есть люди, склонные к чувству вины. Также чувство вины во многом связано с тревожностью и одержимостью совершенством, то есть с ощущением, что я должен во всем быть безупречен, совершенен, успешен и так далее. Часто я испытываю чувствую вины за какой-то грех, но не потому, что я этим огорчил Бога, не потому, что прервал отношения с Ним, а беспокоюсь и испытываю чувство вины, говоря себе: «Как я, такой превосходный и совершенный, мог так поступить?! Как я, такой духовный человек, пал так низко?»

Так мы говорим другому человеку. Я не слышал, чтобы кто-то сказал: «То, что ты сделал, повредит твоим отношениям с Богом».

А мы говорим ему: «Как ты мог это сделать, дитя мое? Я этого от тебя не ожидал!» Во-первых, почему мы этого не ожидали? Во-вторых, никто не застрахован от падения и греха. Даже святые. 

Преподобный Иаков (память празднуется 28 января, вся область чтит его как святого) творит чудеса, но совершает блудное деяние и становится убийцей. Чтобы скрыть блуд, он убивает женщину, с которой совершил грех. Его житие описано в книге «Святой насильник и убийца». Он, осознав содеянное, до конца жизни закрылся в пещере и ел траву, как животное, чтобы показать, что он осознал, что совершил зверский поступок и ничего не заслуживает. Живя в великом покаянии, Иаков освятился не потому, что был святым, превосходным, безупречным, не потому, что был непорочным и безгрешным, а потому, что он осознал свое падение, свое бессилие и исповедовался без стыда, без чувства, что сейчас «испорчу представление о себе, испорчу свой имидж». Сегодня это большое мучение для христиан – опасение, что их образ и имидж будут испорчены. Мы испытываем тревогу и стресс, чтобы не испортить представление о себе. Поэтому Иаков и стал святым...

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить