Пастырские встречи. Крестные родители

Крестные родители или, правильно, восприемники призваны помогать крестнику возрастать в вере, они должны рассказывать ему о Христе, готовить к Причащению Святых Тайн, молиться за него. Но как часто роль восприемника сводится к тому, чтобы только принять малыша из купели, а дальше – только подарки к праздникам. Есть и другая сторона: некоторые отказываются становиться духовными родителями, опасаясь, что не смогут помочь в правильном воспитании крещаемого в православной вере. Иеромонах Никодим (Бекенев) во время бесед с прихожанами в кафе «Несвятые святые» своими обстоятельными примерами помогает найти ту самую золотую середину. 

Как молиться за крестника, имя которого не помню? Разъехались, связи потеряны, ищу его. 

– Молитесь просто за человека. Вы же помните его, ведь явно Господь понимает, о ком вы молитесь. Что ж, к сожалению, да, так бывает, что мы не помним имен, и это говорит только о нашей ответственности в жизни. Просите: «Господи, прости меня нерадивого и того хорошего человека (крестника), помоги ему». 

Хорошие знакомые, живущие в другом городе, обиделись, что я не стала крестной мамой у усыновленного ими младенца и уехала трудиться в монастырь.

– Надо договориться и как-то примириться. Я думаю, необходимо было объяснить, почему вы не стали крестной, предложить вместо себя кого-то другого. Бывают случаи, когда нам приходится отказывать. Но, с другой стороны, Господь призывает к ответственности. Надо какие-то вещи понимать, и что касается крестных, иногда сами крестные переоценивают свое значение. Сейчас бытует мнение, что крестные отвечают каким-то образом за детей, и они начинают вторгаться в семьи, от этого и происходят конфликты, потому что любые нормальные люди подобные вмешательства пресекают и не дают возможность посторонним вмешиваться в свою семейную жизнь. 

Иногда сами крестные переоценивают свое значение

Крещение, если говорить нашим языком современным, это некий юридический договор человека с Богом. Принесена искупительная жертва и заключен новый договор с человечеством, и через крещение мы вступаем в зону действия этого договора, индивидуально каждый. В результате исполнения этого договорного обязательства мы получаем с вами вечное благо, общение с Богом и Царствие Небесное. И мы обязуемся отказаться от работы диавольской, отречься от прежнего хозяина – диавола, в рабстве которого мы находились, и, исполняя заповеди, стяжать Царствие Небесное. 

Если это сознательный акт вступления в договор, то насколько правомочно вступление в этот договор в младенчестве?

– Изначально откуда взялись крестные? Крестные – это гарант, это поручители этого договора, на самом деле. Оглашенные – это люди, которые готовятся к крещению. Раньше они приходили в храм в условленное время, слушали Евангелие, потом священник произносил проповедь. После возгласа «елицы оглашеннии изыдите» они уходили. Надо понимать, что люди, которые готовились принять крещение в IX–X веках, в большинстве своем были неграмотными, не могли читать Евангелие сами, и поэтому они приходили и слушали евангельское чтение, а потом священник или специально назначенный для этого человек давали толкование, какие-то беседы с ними проводились о вере, христианской жизни. Были случаи, когда ввиду какой-то критической ситуации, тяжелой болезни, нападения врагов и так далее, человек не мог пройти эту необходимую процедуру для того, чтобы подготовиться к крещению, но выражал желание крестится. И в данной ситуации выступал некий поручитель, восприемник, который говорил: «Конечно, я знаю этого человека, я свидетельствую о серьезности его намерений и готов ему помочь дальше совершенствоваться в духовной жизни». И человека крестили по этой гарантии. Так возникли восприемники. Понятно, что со временем все стало меняться. Детей мы крестим по вере родителей, это не обсуждается. 

Традиция восприемников, которые были поручителями, уже перешла в традицию некоего родства, кумовства

Но сейчас в отношении восприемников сложилась новая интересная традиция: традиция восприемников, которые были поручителями, уже перешла в традицию некоего родства, кумовства. Прекрасная традиция, я не призываю сейчас от нее отказываться, очень хорошо, что появляются такие «дополнительные родители» у ребенка. Ведь ребенок воспринимает родительскую любовь как нечто безусловное, как данность, и он понимает, что это люди, которые за него, если что, вступятся, но и крестные тоже с ним связаны, и он тоже может рассчитывать на их поддержку. Но, в отличие от родителей, они не гиперэмоциональные, они не будут воспринимать все те события жизни в сложный период взросления ребенка так остро, как воспринимают это родители. Но все дети, так или иначе, попадают в какую-то зону риска, и ребенок может соприкоснуться с чем-то опасным и достаточно страшным, и как отреагируют родители? «Ааааа!» – так, с криком. И крестные родители как раз могут быть добрыми советчиками и помогать. 

Действительно ли крещение без полного погружения в воду? Как правильно?

– Любое крещение действительно. Не всегда возможно погрузить человека в воду. Помню, что я сам когда-то крестил ребенка через несколько часов после рождения, у которого была внутриутробная инфекция. О каком полном погружении там может идти речь, когда он находится под колпаком в специальной системе, весь истыкан проводами, капельницами, поддерживающими приборами? В данной ситуации допускается крещение через окропление, даже не через обливание. Мы знаем истории, когда мученики желали креститься, и их крестили песком, в пустынях такое было. Но другое дело, что священник не должен упрощать процедуру крещения. В конце концов, и мирянин тоже может крестить любого человека, любой христианин может крестить любого человека. Считайте, что у вас есть ружье в руках, но это не значит, что вы из него должны стрелять во все стороны: в потолок, в пол, в соседа, в кого хотите. 

Так и здесь, есть экстренные ситуации, есть не экстренные. Крещение признается совершенным с произнесением правильной формулы каноническим священником, не важно, было оно совершено полным погружением, обливанием или окроплением. Но повторюсь: имея возможность крестить человека в нормальных условиях, с полным погружением, должны крестить его так, как полагается. 

А тех, кого крестили не полным погружением, надо крестить второй раз?

– Нет, мы крестимся один раз. Крещение действительно, восполнять и перекрещивать не надо, это уже какое-то сектантство. 

Если в детстве бабушка меня крестила дома, пригласив священника, этого достаточно или надо идти в церковь?

– Если вас крестил священник на дому, значит, все хорошо. Не переживайте. Если крестила самостоятельно бабушка, и вы знаете, что после этого Таинство не восполнялось, в таком случае мы понимаем, что мирянин может крестить только «страха ради смертного», в каких-то особых обстоятельствах. После этого Таинство восполняется, потому что в нашей традиции Таинство крещения и Таинство миропомазания совершаются в едином чинопоследовании, и священник читает еще ряд молитв. Поэтому, конечно, это надо восполнить. 

Надо ли заставлять детей идти в храм? 

– Когда-то надо заставлять, когда-то не надо заставлять. Вы же понимаете, что в какой-то момент надо что-то заставить ребенка делать, а в какой-то момент ослабить. Это как с лошадью, ее надо постоянно подстегивать? Нет, но если ее постоянно гнать и тыкать шпорами, то она, в конце концов, скончается, пробежав быстро, но немного. Если вы будете в какой-то момент ее подстегивать, а в какой-то момент давать возможность отдыхать, то все будет нормально. Надо воспитать ребенка так, чтобы он понял, что вера – это его личное сокровище. Мы сейчас теряем поколение, у них нет внутреннего ощущения ценности Родины, к сожалению. Это те ребята, которые взрослели в 90-е. Есть люди, которые воспитывали своих детей правильно и в тот тяжелый период, и сами не отчаивались, находили какие-то возможности и действительно дали правильное воспитание. И сейчас тоже тяжело в этом мире, когда вокруг столько соблазнов, дать детям правильное понимание жизни, дать понятие о том, что по-настоящему ценно. И ваша задача как раз воспитать ребенка так, чтобы он ощущал ценность собственной веры.

Надо воспитать ребенка так, чтобы он понял, что вера – это его личное сокровище

Считается ли грехом, что дети проводят много времени в гаджетах? 

– Ограничивайте, конечно. С одной стороны, это необходимость, потому что сейчас очень много строится через социальные сети: общение, обучение. И родители не могут быть исключительно полицейскими: заставлять и отнимать, а потом разрешать. Вам надо понимать, чем живет ваш ребенок, и чем он увлечен, и самим тоже пытаться как-то развиваться. Поэтому, будьте с детьми где-то на одной волне, смотрите, чем они заняты, воспитывайте их вкусы, помогайте правильно им расти и развиваться и будьте близки. 

Батюшка, если наши предки совершили грехи, и они не вымолены, получается, что мы родились с определенными грехами? Как оборвать эту нить, чтобы тень не пала на наших детей и т. д.?

– Да никак. Это все фантазии. В Евангелии есть пример, ведь иудеи действительно считали, что какие-то грехи родителей оставляют некую печать на детях, и дети несут ответственность за грехи родителей. Как в советские годы говорили: «Дети за грехи родителей не отвечают» –  и они говорили правильно. Есть притча о слепорожденном. Ученики спросили о нем Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2).  «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы явились на нем дела Божии», – ответил Христос (Ин. 9: 3). Мы не знаем, почему рождаются люди с какими-то болезнями, проблемами, это часто бывает просто благословение такое Божие для того, чтобы родители могли потрудиться. Но факт тот, что мы все несем на себе одну печать первородного греха и через Спасительную жертву мы были искуплены от него. В крещении мы становимся свободными от этого греха и начинаем свое путешествие в Царствие Небесное. Но печать этих старых грехов нас тянет, мы все рождаемся со склонностью совершать какие-то преступлениями. Несете ли вы ответственность за грехи родителей? Нет, не несете. Склонность к грехам у всех одинаковая. Страсть осуждения,  блудные страсти, гордость, сребролюбие всех нас одолевают.  

В крещении мы становимся свободными от первородного греха и начинаем свое путешествие в Царствие Небесное

Безусловно, мы несем на себе печать родительских благословений, и, безусловно, наши родители на нас влияют, но за их грехи мы не отвечаем и имеем возможность и склонность к святости. 

Правильно ли ходить каждый день в храм утром и вечером? 

– Конечно, правильно, но посильно или нет, не знаю. 

Что испытывает священник, когда служит Божественную литургию? О чем молится, когда возносят благодарение во время Евхаристического канона?

– Радость великую. Это какая-то такая сокровенная радость, и у всех она своя.

Как правильно избегать соблазнов или учиться им противостоять? 

– Святые отцы говорят, что самый эффективный способ избегать соблазна – это избегать людей, мест и событий, которые служат поводом для соблазна. То есть если вы знаете, что соберетесь в компании, в которой будете пить горькую, и на утро вам будет плохо, как правильно поступить? Не идти в эту компанию. И так же с грехами всё работает. 

Что самое главное в жизни? Ради чего человек живет? 

– У всех все по-разному. Конечно, все мы живем ради Царствия Небесного. 

Как научиться доверять Богу, когда вокруг столько тревожных новостей и трагедий?

– Так же, как и раньше. Доверяйте и все. Тревожные новости есть всегда, и всю жизнь происходят какие-то катаклизмы. Чем мы сейчас с вами живем хуже новомучеников и исповедников Церкви Русской? Намного лучше живем: нас не ставят к стенке, нам дают определенные свободы, и мы еще и, пользуясь этими свободами, пытаемся кричать, что нас сильно ограничивают. 

Всем ли нужно подавать милостыню? Как быть с попрошайками в метро, ведь очевидно, что это все обман, человек по-настоящему не нуждается. 

– В Дидахе написано: «Пусть милостыня запотеет в твоей руке». Все наши материальные блага – это дар Божий. Здоровье – это дар Божий. Те средства, которые мы зарабатываем, те деньги, которые мы получаем, – это тоже дар Божий, и распоряжаться этим безответственно мы не имеем права. Милостыню подавать надо, но вы можете найти настоящих нуждающихся и понять, кому нужно помочь. Понятно, что люди в метро, как правило, действительно являются аферистами в большинстве случаев. Было много разных расследований и журналистских, и так далее, – часть этих людей действительно просто маргиналы, люди с несчастливой судьбой, которые по собственной глупости потратили многое, и в том числе и свою жизнь. И вы выбираете, кому подавать, а кому не подавать, но думаете о том, что разбрасываться деньгами, которые у вас есть вы тоже не имеете права, и желательно их тратить именно разумно, понимая, на что вы их тратите. 

Как преодолевать страх?

– Молиться Богу и помнить о том, что страх, малодушие – это грех. И если у вас есть какие-то помыслы страха, внутренне какое-то страхование, малодушие – отвергать, бороться с этим. Так же, как вы боретесь с помыслами осуждения, блудными помыслами, с хульными помыслами – понимать, что это грех и стараться его преодолевать. Как? Нет лекарства от греха, прививки от греха у нас не существует, а если ее кто-то предложит, знайте, что она не апробирована, испытаний не прошла. Со страхом надо бороться.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить