Пастырские встречи. Полюбить пост

d0b1b620b9068c8e.jpeg

20 июня православные вступают в Петров пост, установленный Святой Церковью в память двух апостолов Петра и Павла, которые перед проповедью Евангелия готовили себя воздержанием и молитвой. Изначально он был предназначен для людей, которые по каким-либо причинам не могли поститься в Великий пост. Однако сейчас верующие стараются соблюдать все четыре многодневных поста в год. О духовном смысле поста рассказывает иеромонах Лука (Ауле). Он дает несколько практических советов, как справиться с гневом и раздражением, а самое главное – как полюбить пост, а не ждать любимой колбаски на завтрак или стакан кефира на ужин. 

Для чего пост? Разве не каждый день надо каяться? 

Для человека, который только делает первые шаги в вере, это вопрос серьезный. Каждый человек, приходящий к Богу, приходит и к послушаниям Церкви. Каждому человеку тяжело себя перестраивать. Я сам, а это было лет 30 назад, пришел в Церковь и, когда услышал там, что всё говорится и читается на церковнославянском языке, сказал, что вообще невозможно ничего понять. Но я не говорил себе, что надо уходить туда, где понятно. Я засучив рукава стал изучать церковнославянский язык, и очень хороший помощник в этом – Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. Всю Псалтирь прочитайте с параллельным переводом раза три и будете прекрасно знать церковнославянский язык. Для того, чтобы что-то получить, надо всегда приложить усилие, а не сидеть сложа руки, или максимум включить интернет и смотреть какую-то информацию. Не так надо. Надо открыть книги, надо позаниматься, надо поизучать вопрос, может быть, не один год. Может быть, даже под руководством своего духовного отца или где-нибудь в какой-то духовной школе. Потрудиться надо. Для чего пост? Отвечу очень просто.

52017083886_312681c28e_k.jpg

Пост – это не только ограничение себя в определенном роде пищи, скоромной пищи, но, прежде всего, духовный пост. Мы следим за своим сердцем, за своими мыслями и не даем им ходу. Хотя это делание у христианина должно быть каждую секунду. У нас же есть наставление апостолов: «Непрестанно молитесь, за все Бога благодарите» (см.: 1 Фес. 5: 16). Непрестанно, то есть постоянно молитесь. Это не тогда, когда «настроение у меня приходит, и я стою, молюсь», – нет. Бывает такое благодатное состояние, когда человек плачет, и умиляется, и хочет молиться Богу, – это радостно. Особенно людям, которые делают первые шаги в храме, как правило, Господь дарует очень большую благодать, именно начальную благодать, в которой человек предвкушает Царствие Небесное. И эти блаженные годы бывают как у мирян, так и у монашествующих, особенно когда кто-то постриги принимает, кто делает первые шаги в монастыре: послушники, трудники. Они практически все сподобляются такой радости какие-то года, может быть, год-два-три. И, как правило, это время надо использовать, не теряя ни одну минуту, потому что эта благодать простирается практически на все сферы духовной жизни человека, и на посты, и на усвоение Священного Писания, святоотеческих творений, учений и многого другого. Поэтому, когда благодать на человеке почивает, надо с рассуждением и советом своего духовного отца ее использовать. 

Пост – это не только ограничение в пище, мы следим за своим сердцем, мыслями и не даем им ходу

Потом благодать отходит. И естественно, что у нас остаются наши обычные дни, нам тяжело. У монахов, если мы с вами почитаем наставления святых отцов, получается такая повседневная, однообразная жизнь, которая длится в течение многих лет. Но между тем все равно нужно засучив рукава работать. И даже если мы не чувствуем такого действия Божией благодати, она действует на нас всегда, она отойти от нас не может, потому что, если Божественная благодать отойдет, человеку мало не покажется. Я испытывал такое состояния, когда от меня благодать отступила, не приведи Бог, но было очень тяжело. Знаете, что я первым делом делал? Я сразу бежал в храм Божий, каялся, причем каялся не так, как мы обычно это делаем: «Делом, словом, помышлением», а просто по полу катался, потому что это страшно. Это состояние адское, это реально мучение, когда ты себе не находишь места, ты одной минуты прожить не можешь. Это жутко. Так вот, меня Божественная благодать не оставляла, но вразумляла, и без таких вразумлений я бы никогда не пришел на службу, никогда бы не стоял и не молился.

52058558488_76eaf096d9_k.jpg

Я всегда смотрю с восхищением на тех христиан, которые пришли в храм не от какой-то скорби, а пришли в храм просто, читая о Боге, познавая Бога, изучая Священное Писание и потихонечку проникая в дела духовные, стяжевая Божию благодать от силы в силу. 

Постом ослабевает в нас действие наших страстей и, в частности, нашей плоти. Пост, прежде всего, нужен нашей, назовем так, желательной силе, потому что мы обладаем большим себялюбием, и оно умаляется, когда мы себя в чем-то ужимаем, даже в самом малом. Взяли и ужали себя в пище, ужали в мясной пище, ужали в молочной пище, в птице и прожили так 50 дней. Ужали себя в пище – смирили свою желательную силу, соответственно, желательная сила утихомирилась, а разумная сила приобрела более мощную энергию, силу, и мы смогли помолиться Богу более чисто, более глубоко и более мощно. После этого Божественная благодать посетила, смирилась раздражительная часть души, человек перестал раздражаться, перестал гневаться, злиться, памятозлобствовать, завидовать и многое другое, стал любить ближнего своего. Вот к чему ведет пост, просто и четко. 

Постом ослабевает в нас действие наших страстей и, в частности, нашей плоти

Пост – это одна из составляющих нашей духовной жизни, как добродетель, которая просто необходима. Сам Господь нам в Евангелии говорит четко: «Постом и молитвой изгоняется сей род лукавый» (см.: Мф. 17: 21), а значит, без поста и молитвы выйти из состояния какой-то страсти или греха практически невозможно. Для этого и нужен пост. И посты мы должны с вами не только соблюдать, а прежде всего мы должны их полюбить. Если вы хотите достичь успеха в каком-нибудь деле, прежде всего полюбите это дело. 

Не так: «Ладно, попощусь», – а сам думаешь: «Когда же я колбасу поем», – это всё не то. Надо пост полюбить, и так полюбить, чтобы вас во время поста от молочной и мясной продукции тошнило. 

Пост – это великое благо для человека, пост человеку как добродетель, помогает его духовной жизни справляться с греховностью и греховными страстями, действующими в нем. И чтобы пост был действительно радостным для нас, прежде всего давайте его полюбим от всего сердца. А полюбим – и тогда будет результат. 

2022-06-19_22.20.44.png

В пост обнажаются все страсти. От постной пищи может человек стать раздражительным и злым?

Раздражительность, конечно, может появиться во время поста, потому что желательная часть, которая смиряет наше с вами самолюбие, восстает на нас, она желает своего, она желает пищи, желает удовлетворить свои страсти чрева, сластолюбия в частности. А когда желательная часть не получает того, чего она хочет, подключается раздражительная часть. Раздражительная часть как раз и проявляет себя опять же в гневе, в печали, в унынии, в зависти. Но в этом случае не надо отчаиваться, нужно засучив рукава трудиться, потому что это война, самая настоящая, только духовная война. Есть война физическая, а есть война духовная. Начинайте молиться, если раздражительность уже сильно вас захлестнула. Идите на исповедь, кайтесь, говорите: «Господи, каюсь в том, что я раздражаюсь на моих ближних, гневаюсь, осуждаю», – все эти грехи с глубокой верой произносите. Исповедь, особенно для начинающих, – это самое мощное средство для победы над такими страстями. Ничего, год-два-три, потом приобретете определенный навык, и это всё исчезнет у вас. Это духовная жизнь, и главное в этой духовной жизни – не оставайтесь одни, всегда идите к духовнику или хотя бы поговорите с вашими духовными братьями и сестрами, которые имеют какой-то опыт. Просто у кого-то из них, может быть, есть духовники, и как святые отцы говорят: «Лучше быть в послушниках у послушника, который в послушниках у хорошего духовника, нежели быть в послушниках у своего ума», – не оставайтесь никогда один с собой, со своим умом. Как говорит нам Евангелие, может ли слепой вести слепого? Не оба ли они упадут в яму? (см.: Мф. 15: 14) Что такое «слепой ведет слепого»? Это означает, что наш ум ослеплен страстям, потому что он не пребывает в Божественной благодати, и, соответственно, ослеплена душа. Душа – это конь, а ум – это всадник, и он всегда на этом коне скачет, то есть на душе.

119265.b.jpg

Если раздражительность или гнев захлестнули, Псалтирь в самый раз. Читайте ее, читайте кафизму, две, три – и этот дух сразу отойдет от вас. С молитвой Ефрема Сирина положите поклонов 20–30–40. Положили, помолились, все отойдет. Это практика, это война. Поймите, мы с вами не находимся в торжествующей Церкви, мы с вами воинствующая Церковь на земле. Торжествующая Церковь на небе, а мы пока с вами воинствующие и пока воюем. Каждый день мы на войне. Не думайте, что у нас есть какая-то там свобода, мы постоянно на войне. Вы не можете стоять на месте, либо вверх поднимаетесь, либо падаете – других вариантов нет. Поэтому засучив рукава двигайтесь медленно, но вверх – это и есть работа: исповедь, покаяние, молитва, посты. Все. Только ни в коем случае не бояться, не отчаиваться.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Юлия   20 июня 2022, 23:06
Который раз замечаю, что у о. Луки есть дар СЛОВА, книжки бы ему писать. Пишет редко, но по делу. Понятно все и складно
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить