Преподобные Герман, Савватий и Зосима Соловецкие: истории с продолжением

Соловки – место прославления большого числа дивных святых Земли Русской, потому и отмечается ежегодно 22 августа Собор Соловецких святых. Но старшие и главные среди них – преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, день памяти которых отмечается накануне – 21 августа. Тем самым обозначена их особая роль: они – первопроходцы, создатели святой обители и покровители Соловков на все времена.

Праздник восходит к событию, произошедшему 21 августа 1566 года, тому дню, когда мощи святых Савватия и Зосимы спустя почти 20 лет после причисления их к лику святых (1547 год) были перенесены в Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря. Вплоть до революционных событий XX века они пребывали там вместе, в то время как мощи святого Германа продолжали находиться в часовне рядом с храмом святителя Николая.

21 августа 1992 года преподобные соединились под сенью одного храма, ныне раки с их святыми мощами пребывают в Троицком соборе Соловецкого монастыря. Парадоксально, но это стало возможным благодаря представителям богоборческой власти, которые хотели надругаться над мощами святых, но своими действиями неосознанно способствовали воссоединению преподобных. Дивен Бог во святых Своих, и они так же, как Он, поругаемы не бывают. Выкопали большевики мощи святого Германа, сфотографировались на память о совершенном святотатстве (как фашисты фотографировались на фоне совершенных ими злодеяний). Затем отыскали спрятанные в тайнике мощи преподобных Зосимы и Савватия, они искали их целенаправленно, долго, с расспросами. Сначала мощи преподобных поместили в антирелигиозном музее в Благовещенском соборе Соловецкого монастыря, в 1940 году их отправили в Москву, а в 1946 году – в Ленинград. В тяжелые годы войны мощи преподобных находились в Москве, вероятно, здесь они тогда были нужнее, чем на Соловках. Возвращение мощей преподобных из ссылки произошло стараниями патриарха Алексия II, к 21 августа 1992 года святейший сам привез их на Соловки. 

Преподобные Зосима и Савватий
Соловецкие с житием, 1538–1549.
Государственный исторический
музей, Москва
Возвращались преподобные на свой остров в момент возрождения монашеской жизни, а остров, в свою очередь, готовился к встрече преподобных: мыли каждый уголок, начищали все до блеска. В тот момент было явлено одно из многочисленных соловецких чудес: во время уборки от одной из дверей откололся кусок обычной коричневой краски и обнажился «кусочек голубого неба» или «кусочек голубой воды». Реставраторы бережно сняли верхний слой, под которым была обретена икона «Прибытие преподобных Савватия и Германа на остров», чудом сохранившаяся святыня дореволюционной обители. На иконе запечатлены сюжеты: преподобные в карбасе плывут по Белому морю к острову и устанавливают на острове крест. Судя по тому, что икона висела вверх ногами, скорее всего, ее не маскировали благоговейно с целью сохранения святыни, а использовали именно в хозяйственных целях: доска большая, добротная, может послужить в качестве двери. Икона служила, а преподобные более полувека ждали возвращения на свой остров.  Очевидно, что много раз за долгие годы эти двери мыли и красили, но икона не показывалась, и только в момент возвращения святых на остров образ открылся. 

Преподобные более полувека ждали возвращения на свой остров

На Русском Севере уже в XVII веке написана икона, на которой были изображены Савватий, Зосима и Герман Соловецкие втроем. В 1602 году авва Герман (так называла его братия монастыря) явился в Тотьме пресвитеру Григорию, который составил тропарь преподобному Герману, тогда же и была написана икона. Образ был чудотворным, притекавшие к нему люди получали исцеление от тяжелых болезней. 

Икона-дверь в Благовещенской церкви.

С 90-х годов XX века на Соловках стали писать иконы с изображением преподобных Зосимы, Савватия и Германа, теперь в иконографии Русского Севера эти святые неразлучны. На большой земле традиции меняются с трудом. В храмах разных городов, в том числе в московских, на иконах традиционно изображены преподобные Зосима и Савватий без преподобного Германа, и даже не только на иконах дореволюционного письма, но и на современных. Иконописцы рассказывают, что некоторые заказчики просят сделать списки со старинных икон, а там преподобного Германа нет. В церковных календарях до недавнего времени 21 августа по старой традиции были обозначены только имена преподобных Зосимы и Савватия, имени преподобного Германа рядом с ними не было, тем отраднее было, наконец, увидеть имена всех дорогих моему сердцу соловецких чудотворцев в календаре 2021 года. Прикладываясь к иконе Зосимы и Савватия Соловецких в своем московском храме, я обязательно обращаюсь и к Герману, приветствую его незримое присутствие, прошу молитв.

Прославленные на Макариевском соборе в 1547 году Зосима и Савватий Соловецкие в жизни никогда не встречались, в истории они соединились благодаря преподобному Герману, который сначала в 1429 году привез на остров Савватия, а через год после его смерти – в 1436 году – преподобного Зосиму. Если называть имена по хронологии событий, то правильнее сказать так: Герман – Савватий – Зосима, так как Герман в 1428 году, за год до их приезда с преподобным Савватием на остров, посетив это место, облюбовал его для молитвенного уединения. Но он не решился оставаться здесь один из-за особенностей Белого моря, которое лишено судоходности 8 месяцев в году, не замерзает, а превращается в бассейн с опасными дрейфующими льдинами, тем самым отрезая человека от сообщения с большой землей. Никто за долгие годы не решался поселиться на острове, Савватий и Герман стали первыми. 

Зосима и Савватий Соловецкие в жизни не встречались, в истории они соединились благодаря преподобному Герману

Вместе с тем, традиционно имена преподобных произносятся в другом порядке: Зосима – Савватий – Герман, несмотря на то, что Зосима оказался на острове последним из них троих. Вероятно, потому что он явился строителем первого храма, создателем монастыря, а также одним из первых его настоятелей.

У каждого из преподобных была своя миссия на Соловках. Преподобный Савватий – ученик преподобного Кирилла Белозерского, искавший уединения, покинувший сначала Кирилло-Белозерский, затем Валаамский монастыри в поисках уединения, ушедший под покровом ночи, так как любящая братия не хотела его отпускать. Он явился тем подвижником, который освятил и благословил соловецкую землю, воздвигнув на острове первый крест (потом их будут сотни), создав предпосылки для возникновения монастыря. 

Преподобный Зосима – образованный человек из зажиточной семьи, раздавший все свое имущество и ставший монахом. Он не хотел быть настоятелем, и только по решительной просьбе братии принял на себя эту ответственность. Ему хотелось молиться в уединении, а вместо этого приходилось выполнять административные функции, например, ехать в Новгород для переговоров с боярами, искать у них защиту монастыря от притязаний лихих людей. Много чудес на Соловках связано с именем преподобного Зосимы.

Преподобный Зосима Соловецкий, игумен

Преподобный Герман выполнял особую миссию: он был первопроходцем-разведчиком, верным другом, сподвижником, объединителем, хранителем памяти. Он являл собой образ смиренного монаха, готового оказать помощь ближнему в самых обыденных делах. Его постоянной функцией была доставка продуктов и нужных для монастырского хозяйства вещей с материка на остров. Он всякий раз, отправляясь в путешествие по студеному Белому морю, рисковал и проявлял чудеса смелости. Неутомимый труженик, он родился в бедной семье, до конца жизни был неграмотным, но его радением записаны жития святых Савватия и Зосимы, он хотел сохранить память о них для потомков и сам диктовал свои воспоминания ученикам. Он скромно отстранялся от подвигов своих духовных друзей и был причислен к лику святых только через 150 лет после их прославления, но очевидно, что ни одно важное решение не принималось без совета с ним. Святой Зосима, увидевший «храм на воздусе», первым делом поспешил рассказать об этом Герману, который сказал, что нужно строить храм и тут же «засучил рукава». Герман привез на остров первого ученика и будущего постриженика монастыря – Марка. Можно сказать, что преподобный Герман стоял у истоков всех важных монастырских дел. Он пробыл на острове 50 лет, пережив и Савватия, и Зосиму,  и умер в пути, выполняя свою привычную работу по доставке важных грузов для братии монастыря, а ведь было ему в ту пору уже больше 60 лет. Через 5 лет после смерти преподобного Германа, в 1484 году, его мощи были обретены нетленными на берегу реки Свири  и перенесены в Соловецкий монастырь. За 20 лет до этого преподобный Зосима в 1465 году привез мощи преподобного Савватия на остров и захоронил за алтарем Успенской церкви (Савватий уехал с острова, чтобы причаститься перед смертью). Преподобные как будто собирались под одной крышей для того, чтобы через много лет отправиться вместе в изгнание, и потом вместе возвратиться на Остров.

Преподобный Герман выполнял особую миссию: был первопроходцем-разведчиком, объединителем, хранителем памяти

Существует мнение о том, что, если человек приезжает на Соловки, значит, преподобные пригласили его в гости, благословили приезд. И не только воцерковленные люди едут, но и просто туристы, а порой и атеисты. В приезде каждого из них есть смысл, ведомый только Господу и преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким.

Если человек приезжает на Соловки, значит, преподобные пригласили его в гости, благословили приезд

Соловки пришли в мою жизнь благодаря бабушке Марии Ивановне Стешовой, день памяти которой отмечается 10 августа. Именно в этот день мне позвонили и предложили написать историю «моих Соловков». Это одна из «неслучайных случайностей».

Бабушка оставила нам в наследство икону с изображением  «неизвестных» для нас святых. Они не сразу, но были опознаны нами «случайно» по книге, купленной мной много лет назад в период студенчества. С этого момента начался мой путь на Соловки, сначала – неосознанный, затем – сознательный. Однажды я спросила у мамы: «Где бы ты хотела побывать больше всего на свете?» Мама ответила, что туда, где ей хотелось бы побывать, мы никогда не сможем доехать. И все же я попросила назвать это недосягаемое место ее мечты. Соловки. В 2013 году мы оказались там как паломники, а в 2016 году меня пригласили поработать там экскурсоводом. Все эти удивительные совпадения – вовсе не совпадения, мы, православные, уже знаем об этом, но всякий раз удивляемся, как в первый раз.  Я никогда не брала на занятия с собой сумку с телефоном, оставляла на кафедре, а в тот день я ее почему-то взяла. Когда зазвонил телефон, я его не стала отключать, но даже ответила на незнакомый номер, несмотря на лекцию, все это надо было для того, чтобы услышать вопрос: «Вы не хотели бы поработать экскурсоводом на Соловках этим летом?». Я не задумываясь сказала: «Да». Моя коллега по работе удивилась моему согласию, спросив: «Тебе мало двух работ?». Со временем я поняла, что тогда Господь отправил меня в «духовный санаторий», к преподобным за укреплением духа и утешением в скорби. Как это было прекрасно начинать и завершать свой трудовой день с благословения преподобных, припадая к раке с их мощами.

Но семейная соловецкая история после посещения Соловков не завершилась. Совсем недавно пришло осознание того, что день памяти преподобного Германа – 12 августа и что он точно является небесным покровителем моей бабушки, день памяти которой отмечается 10 августа, так как кроме близости дат их памяти, их роднит профессиональная деятельность: бабушка во время войны перевозила грузы на барже из Астрахани в пылающий Сталинград. Кто как не преподобный Герман мог ей помогать в этих речных походах, кому как не ему знать все трудности перевозки грузов по воде на большие расстояния в сложных условиях. А ведь бабушка была на барже, которую фашисты бомбили, и была она там вместе с тремя своими маленькими детьми. И все выжили. Горела баржа впереди, позади, а «Амударья» оставалась невредимой.

Возможно, и на Соловки мне нужно было попасть именно для того, чтобы узнать о преподобном Германе, изображения которого на бабушкиной иконе нет. Возможно, и бабушка ничего не знала о святых с ее иконы, так как никогда о них не рассказывала. И как появилась эта икона у нее, тоже остается загадкой. Мама вспоминала, что у бабушки одна родственница отобрала икону, подаренную ей когда-то, и строгая моя бабушка вдруг заплакала, а потом отправилась на рынок и купила самую доступную для нее по цене икону. Скорее всего, это была как раз эта икона: преподобные пришли утешить бабушку.

На Соловки мне нужно было попасть, чтобы узнать о преподобном Германе, которого на бабушкиной иконе нет

10 августа 2016 года именно в день памяти бабушки и незадолго до празднования дня памяти преподобного Германа я уезжала с Соловков и мать Никона (Марина Васильевна Осипенко), автор книги о Соловецкой обители – душа и сердце Паломнической службы монастыря,– подарила мне альманах «Соловецкое море» с дарственной надписью и обозначенной датой. Я тогда не обратила внимания на дату, полностью сосредоточившись на тексте, дату «случайно» увидела только в прошлом году, как раз когда были сопоставлены даты памяти и профессиональные функции преподобного Германа и бабушки Марии. Моя Соловецкая история никогда не заканчивается и постоянно отправляет меня к святым Савватию, Герману и Зосиме Соловецким и моей бабушке. Слава Богу за всё! За каждое новое открытие, за новое знание, за встречу с новыми людьми. Слава Богу за наших любимых Преподобных. На Соловках их имена часто не перечисляют, просто говорят: «Я пойду к преподобным», потому что для нас – «осоловелых ребят» – наши преподобные – единое целое!

Ирина Федоркова

Ирина Федоркова 20 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить