Способность распознать Божественное

«"Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой; что же Вы глаза опустили, что же не смотрите на меня?" Я отвечал: "Не могу смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыпятся. Лице Ваше светлее солнца сделалось, и у меня глаза ломит от боли". Он отвечал: "Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и Вы теперь также светлы стали" – и, преклонив ко мне голову свою, тихонько на ухо сказал мне: "Благодарите же Господа Бога за неизреченную к Вам милость Его!"» (беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни).

Фото 1 (32).JPG
Беседа прп. Серафима с Н. А. Мотовиловым

Ученики созерцали преобразившегося Христа как бы в видении. Очнувшись, они вновь обрели перед собой человека – Учителя и Наставника Иисуса, Который был всегда рядом, и за Кем они следовали постоянно. Он сказал апостолам: «Никому не говорите о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17: 9). Иисус велел хранить в сердце тайну видения, которое пришло из сердечной глубины. По-другому Преображение не достигает человеческого естества: ни разумом, ни чувствами, ни телесно человек не способен его ощутить. Божественная слава имеет иную природу. В тварном мире ничего подобного нет.

Белые одежды и сияние, подобное солнцу, которые описаны в Преображении, – образ того, как воспринимается Божественное. Мы представляем это символами: в храме окружают иконы, интерьер украшен тканями и цветами – все имеет материальный образ – форму и цвет. Но явленное ученикам Божественное не имело образа: ни цвета, ни запаха, ни сияния, ни мрака – ничего, потому что это Божие явление. Воспринять его человеку можно лишь глубоко внутренне.

Мы имеем в себе начаток Божественного – способность узнавать нетварного Бога, ощущая Его присутствие в своей жизни и доверяя рассказам об этом других людей. Человек способен также распознавать Божью «десницу» в красоте и целесообразности окружающей природы. 

Прославлять Бога можно не столько творением своих рук – прекрасными интерьерами храмов, иконами и облачениями, сколько духовным внутренним ответом, ощущая присутствие Его там, где слышен Божий глас.

Человек способен распознавать Божью «десницу» в красоте и целесообразности окружающей природы

Почему апостол Петр, не следуя чужим рассказам и убеждениям, сам был очевидцем Божьего явления и приобщился Его нетварной славе – природе Божественного величия (см.: 2 Пет. 1: 16)? Как человек может познать Божию славу? Петр увидел Божественное во Христе и в себе ощутил со-присутствие с Ним. Мы созданы по образу Бога именно потому, что похожи на Христа. По крайней мере, внешне...

Человеку дана способность распознавать Божественное. Для чего мы приходим в храм? Не только для общения, но и для уединения. Святые подвижники, аскеты и отшельники многие десятилетия проводили в пустынях, молились и пребывали в радости общения, невзирая на внешнее одиночество. Они учились распознавать Божественное в себе, как это было явлено во Христе. Не сам человек, а Бог развивает эту способность. Постепенно вбирая в Себя верного Ему человека, Христос Своими Телом и Кровью делает его причастником нетварного Божеского естества. Христос показал ученикам Преображение, теперь эту Божественную способность являет Церковь. Таинства Церкви не могут быть без прикосновения к тайне Бога и Преображению Христа.

Фото 2 (39).JPG
Преображение Господне, икона XVII в.

Очнувшись как бы ото сна, ученики видят человека, с которым всегда находились рядом, никаких белых одежд, сияния и облака, символично указывающего на присутствие Божьего Духа. Не слышен голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17: 5). Перед учениками вновь предстоит человек, но в них самих все изменилось. Иисус-Богочеловек, о чем напоминает увиденное ими. Соприкоснувшись с Божеством Христа, в них раскрылась способность распознавать Божественное. Рассказать это другим невозможно, как невозможно передать веру, «заставив» других поверить.

Когда Бог таинственно прикоснется к сердцу человека и тайной поведет его за Собой, тогда люди бывают рядом и представляют общину, приход и церковь, вместе разделяя таинство Божьего общения. Принудить к этому невозможно, но через внутреннее усилие, упражнение поста и молитвы мы постепенно приходим к встрече с Живым Богом. Со-преображаемся во Христе, когда Бог Сам являет Себя Таким, Каков Он есть. Неизмеримо высшего всякого бытия и творения, увидеть и познать Его по-другому невозможно.

Основав Церковь для преемства веры, Своим Воскресением из мертвых Христос «снабдил» человека последней надеждой и упованием. В разумном возрасте всякий задумается: «Зачем я живу и куда иду? Что будет, когда я сделаю последний вздох?» И Христос уверяет: «Встречу и приму тебя, только не отступи от твоей веры, даже пока ее нельзя доказать или опровергнуть».

Порог жизни и смерти не прерывает встречу со Христом: если Его встретили в этой жизни, то без труда узнаем везде

Порог жизни и смерти не прерывает встречу со Христом: если Его встретили в этой жизни, то без труда узнаем везде. Если не было опыта встречи, то переход будет испытанием, пройдет его человек или нет, знает только Бог. Его Суд – последний, и потому говорят, Страшный. Ведомые рукой преобразившегося Христа, мы можем через Его Преображение войти в Его Воскресение – в Христовых тайнах по-апостольски ощутить сопереживание Преображения и вкусить Воскресение. В то время как достоверно сказать об этом человек никому не может, его сердце уже все приняло, возрадовалось и успокоилось.

Как можно видеть Бога?

Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: 
благословен Грядый во имя Господне!
(Мф. 23: 39)

Человеку невозможно видеть Бога. Но посланный Им Сын произносит божественные слова человеческим языком и раскрывает Божью правду о пребывании в этом мире: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф. 23: 29). Главным образом Он обличает лицемерие народа и его вождей, напоминая, что прежде, чем строить им памятники, пророков казнили, побивая камнями. 

В православной традиции принято благоговейным чином праздновать память преподобных, прославивших Христа своей жизнью, постом и молитвой. Почивающие в Дальних пещерах мощи угодников нередко сохраняют температуру живого человеческого тела. Это наводит на ясную и простую человеческую мысль, которую подтверждает и укрепляет литургия. Всегда совершаемое Самим Христом таинство литургического общения разделяется нашим пребыванием с Ним. Это общение Человека живого, а не того, чью гробницу украсили люди, кто был и навсегда ушел, будучи неудобен властям и народу.

Фото 3 (31).JPG

Подобно древним пророкам, Христос обличал, и люди хотели избавиться от Него, как избавлялись от пророков. Нелегко принять Божественную святость и присутствие Живого Бога в человеческом и живого Человека в Божественном. Это не укладывалось в представление о Божестве. Бог всегда на Небесах, бесконечно далек, непостижим и невидим – так жить проще и понятней. Можно организовать жизнь по своим правилам и утверждать, что это и есть божественные правила.

Некогда божественные правила были даны святыми людьми и пророками. Спустя века они настолько «обросли» человеческим законом – преданием старцев, что заслонили от фарисеев и законников того времени Живого Бога в живом человеке. Они распяли посланного Богом. Верой воспринимая распятого «руками беззаконных» Христа, важно сознавать, что Он стал человеком и явил людям Бога в полноте, когда воскрес в Своем божестве и человечестве. Пока не примем живым «здесь и сейчас», никак не увидим Его. Вместо того, чтобы «строить гробницы», то есть создавать лишь «материальные объекты» для Его почитания, стоит устремиться сердцем и, почитая Его евхаристически, воскликнуть: «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 21: 9).

Главное содержание и смысл Евхаристии естественным образом отзывается в человеке – мы почитаем не предмет или идею, а поклоняемся Живому Богу. Он живет в нас и среди нас, наполняет Собой жизнь и человеческие сердца ликующим восклицанием: «Благословен Грядый во имя Господне!» И нетленные мощи с температурой человеческого тела «вопиют» к людям – Живой и Живущий. Человек достоин почитания во Христе!

Фото 4 (16).JPG

Не стоит вновь становиться «фарисеями и книжниками», которые почитали наполненные костями гробницы, или поклоняться «доске и краскам» изображений и камню изваяний. В иконе почитают лик – образ Того, Кто есть явление богочеловеческого совершенства. Совершенство – это прежде всего жизнь в самом человеке. Воспринимая жизнь как таковую, верно устремляемся к Богу и неустанно восклицаем дивные слова: «Благословен Грядый во имя Господне!» – Тот, Которого Бог послал и Который имеет имя Божественное и человеческое. Верой в Него Бог стал видимым и ведомым, воспринимаемым и познаваемым в посланном Им Христе Иисусе.

Подготовил Владимир Басенков

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить