Дивный старец отец Севастиан

Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин)

Дивный старец отец Севастиан! Великий подвижник, прозорливец, несгибаемый воин Христов, он был кроток и смирен сердцем. Вера его была пламенна и трезва. Грех праведник ненавидел, безжалостно искореняя даже самые хлипкие его ростки в своей душе. Столь же внимательно он относился к состоянию душ своих духовных чад. Он был воплощенная любовь для тех, кто окормлялся у него. Мог и построжить, но делал это, как любящая мать, во спасение душ пасомых. Да и случайные люди согревались в лучах благодатного тепла его души. Любящий Христа больше свободы и жизни, он щедро делился со всеми светом этой любви.

1.jpg
Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский

Будущий подвижник родился 28 октября 1884 года в крестьянской семье, был младшим из трех сыновей. В крещении был наречен Стефаном. Когда Степе было 4 года, благочестивые родители отвезли детей в Оптину пустынь, где их благословил старец Амвросий Оптинский. Это было промыслительное событие: впоследствии средний и младший сыновья стали монахами этой святой обители.

В год поездки в Оптину семья потеряла кормильца. Мама не вынесла тяжести потрясения и умерла на следующий год. Все заботы о пятилетнем Степе и 11-летнем Романе легли на старшего 17-летнего Илариона. Старший брат быстро женился, так справляться с хозяйством было легче. Роман ушел в Оптину пустынь послушником. Степа жил в семье Илариона, ежегодно по осени навещая среднего брата в монастыре. С малых лет в нем было заметно необычайное смирение. Все его поведение, весь образ жизни свидетельствовали о том, что Господь с младенчества даровал ему эту добродетель.

Стефану было 24 года, когда его брат Роман принял в Оптиной пустыни монашеский постриг. А на следующий год и сам Стефан был принят в обитель келейником старца Иосифа (Литовкина) – преподобного Иосифа Оптинского. Через два года он стал келейником старца Нектария (Тихонова), которого все мы знаем как преподобного Нектария Оптинского. Нам неизвестно, воспитывал ли старец в Стефане смирение или, напротив, демонстрировал остальным окормляемым, до какой высоты может развиться красота этой добродетели в подвижнике, но преподобный Нектарий частенько ставил Стефана в неловкие ситуации. Отправит подбодрить ожидающих в очереди паломников, Стефан выйдет к людям, те давай жаловаться: давно, мол, ждем, уезжать пора, поторопи старца. Стефан возвращается к преподобному Нектарию и все передает. Старец говорит: «Иду, иду!», а сам специально медлит. Выходит к народу и во всеуслышание говорит Стефану: «Что же ты не сказал, что столько народу меня дожидается?» А Стефан только молча земно кланяется старцу и просит прощения.

Преподобный Нектарий частенько ставил Стефана в неловкие ситуации, а тот только земно кланялся старцу и просил прощения

Монашеского пострига Стефан сподобился через пять лет, в год, когда над Родиной разразилась буря революции. В постриге он получил имя Севастиан. А в год полного закрытия Оптиной пустыни – 1923-й – был рукоположен в иеродиакона.

В разгар второй волны антицерковной государственной компании (1927 год) Севастиан был рукоположен в иеромонаха и назначен приходским священником. Под постоянным прессингом властей он прослужил в Ильинской церкви города Козлов Тамбовской области два года. Ситуация была столь сложная, что из-за постоянной опасности ареста отец Севастиан был вынужден далее служить не в храме, а у себя на квартире. Ему помогали три монахини из разных закрытых монастырей. В 1933 году все они были арестованы. Групповое дело насчитывало более 50 обвиняемых. Им инкриминировалось «свержение советской власти через организацию восстания при объявлении войны. Для этого подготавливали население, обиженное советской властью… В целях большего охвата контрреволюционной деятельностью населения… организация посылала своих членов по селам районов с заданием призывать население не подчиняться власти, истолковывая, как власть антихриста, не производить посев, не сдавать хлеба, не ходить в колхозы. Ходившие по селам члены контрреволюционной организации собирали более религиозную часть населения, читали Библию, занимались антисоветской агитацией, пророча скорое падение советской власти».

2.jpg
Иеромонах Севастиан (Фомин). 1928 год

Следователь требовал от отца Севастиана отречения от Христа. Получив твердый отказ, он приказал выставить исповедника на мороз в одной рубахе. Отец Севастиан крепко молился, и Божия благодать согревала его. Господь не допустил, чтобы подвижник замерз. Следователь крайне удивился, увидев с утра живого страдальца. Реакция была под стать богоборческому времени: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму».

Отца Севастиана приговорили к семи годам лагерей. Так в 1934 году он попал в Карлаг – Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГ НКВД СССР, один из самых жестоких и бесчеловечных лагерей ГУЛАГа.

Время отбывания наказания в лагере отцом Севастианом совпало с пребыванием на Карагандинской земле спецпереселенцев. Это была спланированная властями кампания по истреблению верующего населения бывшей Российской империи. Об этой страшной трагедии можно судить по воспоминаниям выживших. Их записывали те, кто в описываемое время были детьми или молодыми людьми, но в их память со всей безжалостностью врезались все жуткие подробности этого сатанинского акта ненависти к чадам Божиим.

Их хватали ночью целыми семьями, с грудными и малыми детьми, не давая взять с собой каких-либо вещей, еды или воды. Как скот запихивали в товарные вагоны, долго и изнурительно везли непонятно куда. Многие умирали уже по пути. Выгружали и везли в никуда, в голую карагандинскую степь. Там отмеряли «надел» для каждой семьи: 4 на 4 метра. «Вот ваш адрес: Коммунистическая, дом 16». Голая степь, раздетые полуживые дети с запекшимися от жажды губами, и больше ничего! Люди рыли землянки, обкладывали корнями караганника (кустарника), наиболее смекалистые делали из земли печки. Выживало 20 процентов от прибывших. Первыми умирали младенцы и старики, затем младшие дети и больные взрослые.

Других свозили в крупнощелевые бараки. Ни окон, ни дверей. Спали покатом, прижимаясь друг к другу. Зимой было страшно холодно. Засыпает внучок около деда, а утром просыпается и понимает, что примерз. Дед умер ночью и успел остыть, а внучок к нему и примерз… Привезли 25 тысяч человек в бараки, к весне в живых осталось пять тысяч.

3.jpg
Преподобный Севастиан после освобождения из лагеря вместе с монахинями

Вот эти обездоленные, замученные, угнетенные люди становились со временем духовными чадами отца Севастиана.

В лагере издевательства над подвижником не закончились. От него осатанело требовали отречения от Бога. Его даже отправляли на «перевоспитание» в камеру к лютым уголовникам. На все пытки, издевательства, избиения он стойко отвечал: «Никогда!»

В итоге своей твердостью и одновременно беззлобием он расположил к себе и осужденных, и лагерное начальство. Его назначили сначала хлеборезом, затем сторожем склада. В последние годы заключения отцу Севастиану было позволено свободно передвигаться по лагерю. Он исполнял обязанности водовоза. Зимой исповедник часто грелся об быков, тащивших бак с водой. В особо холодные ночи он забирался в ясли к скоту, и животные согревали его своими телами и дыханием, как согревали когда-то родившегося в хлеву Младенца Христа.

В особо холодные ночи он забирался в ясли, и животные согревали его, как когда-то Младенца Христа

С 1936 года отец Севастиан стал собирать своих пасомых в Караганде. Приезжали монахини, было куплено ветхое строение, которое обустроили под жилье. Сам отец Севастиан освободился в 1939 году и изъявил твердое желание остаться в Караганде. Все удивлялись, почему старец не хочет ехать в Центральную Россию, зачем обустраиваться здесь, так далеко от любимых русских святынь. Но отец Севастиан знал, что делал. Господь показывал ему будущее, которое подвижник читал как открытую книгу. Все объяснилось в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война.

Быт исповедника был прост, если не сказать скуден. Он спал на сундуке, сам выполнял работу по дому. Суточный круг богослужения вычитывал неукоснительно. Незадолго до начала войны он выехал в Россию, но, пробыв всего неделю, вернулся обратно в Караганду.

Война была тяжела и на этой земле: голод, продовольственные карточки, но все же по сравнению с тем, что терпела Россия-матушка в эти суровые времена, в Караганде была относительно мирная жизнь.

Отец Севастиан сам ходил отоваривать хлебные карточки. Его, 60-летнего, изнуренного лагерной жизнью и оттого немощного, заталкивали в конец очереди. Он смиренно вставал в конец, его очередь подходила, и снова более сильные затирали его в самый конец. Исповедник кротко начинал свой путь за хлебом сначала. Заметив такое смиренное поведение праведника, люди стали пропускать его без очереди.

В 1944 году монахиням удалось купить для старца домик, более похожий на жилье, чем предыдущее строение. Отец Севастиан стал давать указания, как и что обустроить.

– Да зачем же, батюшка, – удивлялись монахини, – не в Казахстане же нам век вековать! Вот кончится война, и поедем с вами на родину.

– Нет, сестры, здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая, и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Так что, дорогие мои, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уже и привыкли.

К старцу потекли люди. Те самые, хлебнувшие горя. Для спецпереселенцев общение с исповедником было как глоток свежего воздуха в их беспроглядной душной действительности. В бытовом плане у людей все более или менее налаживалось, но духовный голод утолить было нечем. И они тянулись к старцу, как тянутся ранней весной первые зеленые росточки к солнцу.

4.jpg
Преподобный Севастиан с духовными чадами

После смерти Сталина в 1953 году было официально разрешено совершать церковные требы в молитвенном доме. А в 1955 году была зарегистрирована церковная община. И верующие под руководством отца Севастиана начали реконструкцию выделенного им под церковь жилого дома.

Священников отец Севастиан подбирал сам. Долго беседовал с человеком, присматривался к нему некоторое время. Но и тут не обошлось без иуды. Трудно сказать, сокрыл ли Господь духовное повреждение кандидата от отца Севастиана или исповедник все видел и понимал, но специально по своему смирению допустил такую ситуацию как попущение Божие. Один принятый отцом Севастианом в число служащих иеромонах захотел занять его место и уже выпросил у владыки свое назначение и отправку отца Севастиана за штат. Но Господь не допустил этого. Один из духовных чад старца со слезами умолял владыку не трогать отца Севастиана, рассказывая подробности его служения. Владыка понял, что его ввели в заблуждение, и оставил все как было.

В 1957 году отца Севастиана возвели в сан архимандрита. Широко известны слова исповедника по этому поводу: «Вот – митра. Вы думаете, она спасет? Спасут только добрые дела по вере». Кроткий и смиренный сердцем, он был начисто лишен тщеславия.

«Спасут только добрые дела по вере»

В старце удивительно сочетались смирение и строгость. Он очень ответственно относился к церковному уставу, порядку и полноте богослужения. Никаких пропусков, никаких изъянов в службе. Очень строг был к пению. Вокализа и солирования не принимал. Требовал благоговейного пения: «Это не угодно Богу – кричать, да еще и ногами притопывать. Бог не глухой, Он все слышит и помыслы наши знает».

С начала Херувимской песни до конца Литургии запрещались передвижения по храму и работа церковной лавки. Строгость, благоговейность и тишина царили на службе. К кресту давал прикладываться только после молебна. Службы были очень долгими. Были и недовольные, но отец Севастиан с присущей ему кротостью увещевал таковых: «Все мы старые, слабые, немощные, больные, неповоротливые и все делаем медленно, поэтому и служба долго идет. А где молодые священники – сильные, крепкие, там все быстро делается и скорее отходит служба».

Его смирение оказывало удивительное воздействие на окружающих. Как-то отцу Севастиану запретили совершать требы в соседних поселках. Заметьте, это было официальное уведомление о принятом государственной властью решении. Отец Севастиан лично приехал к чиновнику: «Товарищ уполномоченный, вы уж нам разрешите по просьбе шахтеров совершать требы в Сарани, в Дубовке и в других поселках. Иногда просят мать больную причастить или покойника отпеть». И уполномоченный на это вдруг извинительно произнес: «Пожалуйста, отец Севастиан, исполняйте, не отказывайте им».

Старец понимал немощи человеческие, он умел отделять важное от наносного, был человеколюбив и одновременно строг в вопросах веры. «Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно», – говорил он.

5.jpg
Преподобный Севастиан с духовенством

Господь щедро одарил Своего верного служителя многими дарами: отец Севастиан был смирен, кроток, человеколюбив; подвижник, прозорливец, молитвенник, он получил от Бога и дар исцеления. В житии старца описано большое количество случаев исцеления болящих.

Как-то к отцу Севастиану приехала женщина с шестилетним племянником. Мальчик упал с велосипеда и повредил ногу. Скоро у мальчика стало гнить бедро. Родители исчерпали все средства для лечения, сделали операцию, потом вторую, но становилось только хуже. Мальчик уже не мог ходить. Нога стала усыхать. Именно в это время отец Севастиан увидел пришедшую в церковь женщину, сам подошел к ней и указал на другого врача. Сделали еще одну операцию. Женщина опять в церковь, а к ней прямиком отец Севастиан: «Привезла мальчика? Что же ты до дела не доводишь? Почему ко мне его не несешь? Люди ко мне из Москвы, Петербурга едут, а ты рядом и не несешь его ко мне. Вот прямо сейчас иди в больницу и на руках неси его ко мне». И мальчика принесли. На руках.

Дальше рассказ от первого лица:

«Занесли в храм, поднесли к батюшке, батюшка зовет: "Мишенька, Ми-ишенька!" А он только глазами повел и лежит, как плеть, весь высох, безжизненный. Батюшка говорит: "Поднеси его к иконе Святой Троицы в исповедальной". Я поднесла. Батюшка велел, чтобы поставили стул, и говорит: "Поставь Мишеньку на стул!" Я в ужасе! У ребенка руки и ноги как плети – как он встанет, он ведь уже полумертвый! Батюшка тогда зовет мать и говорит: "Вы его с двух сторон держите и ставьте. Смелее, смелее!" Поставили его, ножки коснулись стула, а мы с двух сторон держим, вытягиваем его в рост. Затем батюшка позвал еще монахинь и сказал им: "Молитесь Богу!" – и сам стал молиться. Мы держим Мишу, и я смотрю: он твердеет, твердеет, прямеет, прямеет, выпрямился – и встал на свои ножки! Батюшка говорит: "Снимайте со стула, ведите его, он своими ножками пойдет". И Миша пошел своими ножками. Все в ужасе! А батюшка помазал его святым маслом и говорит матери: "Ты останься здесь с ним ночевать, мы его завтра причастим, он и хромать не будет". Но мать не осталась, уехала с Мишей на радостях домой. И еще батюшка просил ее привезти мешок муки в благодарность Богу, а она привезла только маленький мешочек. И вырос наш Мишенька, стал такой хорошенький, но на одну ножку хромал – ведь мать не послушалась, не оставила его причастить».

Этот эпизод в несколько измененном виде вошел в знаменитый фильм Павла Лунгина «Остров». Только в фильме режиссер все-таки «оставил» мальчика причаститься.

Этот эпизод вошел в знаменитый фильм Павла Лунгина «Остров»

О монашестве отец Севастиан говорил так: «Между нами, монахами, и миром глубокая пропасть. Миру никогда не понять нашей жизни, а нам – их. Если бы монахи знали заранее, сколько их ждет искушений и скорбей на узком, но спасительном пути, то никто бы не пошел в монастырь. А если бы мир знал о будущих благах монашествующих, то все пошли бы в монастырь».

При этом он прекрасно понимал души мирян со всеми их человеческими недугами, физическими и духовными болезнями, житейскими неустроенностями и трудностями.

6.jpg
Преподобный Севастиан с сестрами и прихожанами

Однажды он спас от страшного греха одного обезумевшего от горя человека. Человек этот узнал, что жена его сделала аборт втайне от него, зная, что он очень хочет деток. И человек, подумав, что жена его прелюбодейка, задумал ее убить. Но отец Севастиан во сне явился ему и велел посоветоваться с первым, кого тот на дороге встретит. А наяву послал навстречу мужчине своего знакомого священника отца Трифона, ничего, к слову сказать, не подозревавшего. Вот они и встретились на пустынной дороге в темном лесу: обезумевший от горя мужчина неадекватного внешнего вида и поведения и священник. Напуганному до полусмерти отцу Трифону человек и поведал все. И про жену, и про старичка, который приснился. Тут отец Трифон понял, что все неспроста. Стал крепко молиться святителю Николаю, так как мужчину звали Николай. А отец Севастиан в этот момент молился у себя дома. И рассказал отец Трифон человеку, что жена его любит, верна ему, ошиблась только, пожить хотела без обузы. «Она сейчас плачет, жалеет, что захотелось ей еще пожить свободно, без забот. Она тобой дорожит. Иди домой спокойно, прости жену. Примирись с ней, и живите дружно. Скоро у вас родится ребенок. Все это мне святитель Николай сказал, я не от себя говорю». Мужчина в это время светлел лицом и теплел душой. Потом задрожал весь, зарыдал и повалился отцу Трифону в ноги и стал благодарить, просить прощения:

– Ведь я же и тебя мог убить, если б жену решился убить! Я бы тебя, как свидетеля боялся, я же в безумие впадал!

– Ну, иди, Коля, спокойно. Иди с миром. Я тебя прощаю.

Отец Севастиан встретил отца Трифона с улыбкой: «Ну что, живой остался?» «Да, батюшка, остался я жив, а мог бы и погибнуть», – отец Трифон был поражен. «Ну что ты говоришь, отец Трифон? Я же молился все время, зачем ты боялся? Надо было две души спасти, избавить от такого бесовского наваждения».

7.jpg
Последняя прижизненная фотография преподобного Севастиана. 15 апреля 1966 года

Отец Севастиан прослужил в Караганде 11 лет: с 1955 по 1966 год. С января 1966 года его здоровье стало молниеносно ухудшаться. Великим постом он уже не мог служить Литургию. В Страстную Субботу сказал всем: «Ухожу от вас. Ухожу из земной жизни. Пришло мое время расстаться с вами. Я обещал проститься, и вот исполняю свое обещание. Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость». На Пасху 10 апреля он не смог подняться. В последующие дни ему становилось то лучше, то вновь хуже. Он постоянно прощался с духовными чадами, которые в это время ехали к нему отовсюду.

«Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость»

Шестнадцатого апреля произошел такой диалог с врачом:

– Сейчас, батюшка, болеутоляющий укол поставлю, боль пройдет.

– Это не главная боль. Главное – томление духа. Думаете, смерть – это шутка? Грехов у меня много, а добрых дел мало.

– Батюшка, ваши грехи в микроскоп не разглядеть, а добрых дел – целое море.

– Да что я делал? Я хотел жить строгой и скромной жизнью, а все же какими ни есть, а радостями и утехами услаждался. И много я на красоту любовался, особенно на красоту природы.

– Батюшка, разве это не благодать Божия – красота?

– Благодать Божия – это радость от Бога.

Невозможно представить степень чистоты этой кристальной души, которая после суровой подвижнической жизни, лагерных лишений и издевательств укоряла себя… в услаждении радостями и утехами.

В понедельник 18 апреля его принесли в церковь. Отец Севастиан много молился.

Праведник отошел ко Господу на Радоницу 19 апреля 1966 года, прожив 81 год.

8.jpg
Погребение преподобного Севастиана. 1966 год

Даже после смерти было явлено смирение исповедника. Тело облачили по чину – с митрой. Но отец Севастиан хотел, чтобы его похоронили, как обычного священника, в камилавке. Владыка Питирим (Нечаев) снял с головы старца митру и надел камилавку.

Погребали праведника под многотысячное пение тропаря Воскресения Христова «Христос воскресе из мертвых». И нет никаких сомнений, что отец Севастиан сподобился вечной Пасхи в Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Которого он любил всем своим существом, Которому служил всю свою земную жизнь, Которому отдавал всего себя без остатка.

Список использованной литературы:

Иг. Да­мас­кин (Ор­лов­ский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Апрель».

Наталья Ващина 18 апреля 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить