Князь Владимир. Выбор пути

История Крещения Руси вызывает много вопросов у исследователей. Условно этих исследователей можно разделить на несколько лагерей. Один из них будет относиться к процессу насаждения христианской веры в славянских племенах критически, указывая на насилие и жестокость крестителей. Другой будет говорить о святости князя Владимира и этим пытаться доказать, что его методы были человеколюбивы, а действия – продиктованы христианской любовью. Существует ли такое противоречие? Может ли политика быть христианской? Может ли христианин оставаться собой, обладая большой властью над судьбами других людей?

1 (42).jpg

История Крещения Руси, какой мы привыкли ее слышать, предстает перед нами в достаточно «причесанном» виде: князь Владимир, крестившись сам, собирает народ на Днепре и крестит всех, кто пришел, говоря, что кто не придет креститься, тот ему, князю, не друг. В любые времена быть недругом власти достаточно опасно, поэтому, пожалуй, не стоит воспринимать этот призыв как безобидный. Князь ясно дает понять, что дальнейшее развитие его внутренней политики будет лежать в русле христианских понятий. Отныне Русь входит в орбиту, по которой двигаются ее христианские соседи и центром которой является Константинополь. Такова воля правителя, который оказался в тот момент рулевым государственного корабля. Воля его народа либо ему подчиниться, либо его отвергнуть. 

В этом сюжете ключевой вопрос – это вопрос воли. Каждое событие человеческой истории – это результат взаимодействия воли Бога с волей человека и волей сатаны. Нам сложно определить в масштабе государства, что является волей Божией, а что – результатом победы темных сил, поэтому в таком масштабе удобнее говорить о политической выгоде. Но есть мера, которая касается воли человека, и на этом уровне мы может делать некие умозаключения. 

Князь Владимир – человек очень насыщенной жизни. Его воля к власти привела его в результате братоубийства к правлению Киевом. В результате той же усобицы погиб его младший брат Олег, но Владимир добился своего и стал княжить в Киеве. Сложно сказать, какие чувства испытывал князь, задумываясь о смерти своих братьев. Мы можем сказать только, что путь к власти вымощен такими кирпичами – кровавыми жертвами тех, кто препятствует восхождению. Воле человека неспособен противиться никто – Сам Бог смиренно отступает и ждет, что человек сам захочет найти Его и узнать, чего Он хочет. Мы видим, что человек неудержим тогда, когда он действительно желает чего-то добиться, – именно на эту способность указывают разные призывы психологического характера в духе «главное хотеть, и тогда все получится». Это абсолютно верно, и бывает так, что Бог наконец дает то, что человек так страстно ищет, но, получив желаемое, человек выбрасывает это, потому что оно становится ему омерзительно.

Воле человека неспособен противиться никто – Сам Бог смиренно отступает и ждет, что человек сам захочет найти Его

Так и власть, купленная ценой жизни братьев, должна мучить человеческое сердце. Независимо от того, хотел ли князь Владимир убивать своих братьев или они стали теми ветками, которые были сломаны шествием князя, важно то, что, когда человек избирает определенный путь, рано или поздно он понимает, какую цену придется заплатить за следование по нему.

На достижении Киевского престола путь Владимира не завершился – всякий правитель стремится укрепить свою власть, расширить зоны своего влияния, поэтому князем был поднят вопрос о религиозной принадлежности Русского княжества. В то время на Руси наибольшей популярностью пользовались различные славянские языческие культы. Как и полагается, у разных народов были свои языческие покровители. В такой ситуации консолидировать народ, собрать его воедино было достаточно сложно. Кроме того, наиболее выдающимся примером религиозного торжества были отнюдь не языческие государства. 

Как должен поступить молодой сильный мужчина, которому нужно укрепить свой дом? Он посмотрит на тех, у кого это получается лучше всего. В масштабах княжеской власти дом – это вся Русь, весь народ. Как отец будет вести свою семью? Только зная, куда он идет, зная, Кто его ждет впереди, Кто его поддержка и Учитель. Князю Владимиру предстоял выбор пути, по которому пойдет его семья, все те люди, которые ему верят, и перед его глазами было несколько примеров. Среди них европейские города и государства, самые населенные из которых насчитывали около 100 тысяч жителей, языческие племена, разрозненные и дикие, были мусульмане, чужие и далекие. Но самым ярким примером был, конечно, Константинополь, который в то время назывался просто Город. Туда шли все дороги, через него проходило около миллиона человек. Это был центр всего мира, центр Римской империи в то время.

Выбор был очевиден – у людей, которые правят в этом Городе, все в порядке с политическим целеполаганием, а что является их идеологией? Идеологией в то время была вера. Вера была на щитах воинов, вера была на стягах военных подразделений. Программу государства видели те, кто вступал с ним в бой, – она была написана в виде хризм на щитах. Итак, символом сильнейшего государства мира была православная вера, и этот символ привлек молодого князя своей мощью. Его задача была перенять эту символику, усвоить ее своему народу, чтобы тот стал таким же непобедимым в масштабах своей жизни, на своих территориях. Воля к власти привела князя к княжескому престолу, но что привело его ко Христу, знает только Господь и сам князь. Существует предание, что князь ослеп до своего Крещения и это событие перевернуло его жизнь. Лишенный зрения, князь Владимир лишился всей своей силы, поддержки воинов и, по сути, княжества. Что может предложить народу слепой правитель? Ему остается только доживать свои дни. Несомненно, это событие, если оно произошло, должно было поднять серьезные вопросы в душе князя Владимира. Наши страдания призваны повысить степень наших жизненных притязаний. В любом случае, князь принял Святое Крещение, получил новое имя Василий и стал новым человеком.

2 (53).JPG
Памятник кн. Владимиру в Москве. Фрагмент фигуры, 2016 г.

Его дальнейшим шагом было провести свой народ к тому же пути, по которому прошел он сам. Нам неизвестны духовные основания решения равноапостольного князя – его жизнь в Боге известна только Богу и ему самому, но мы можем видеть плоды его решений. Мы видим, что князь не стал считаться с языческим укладом, существовавшим на Руси до него. Мы видим, что князь посчитал нужным навязать свою волю и тем, кто был ему послушен, и обозначить ее тем, кто был ему врагом. Отныне путь князя и его людей – это путь православного народа. Здесь воля князя была его личным субъективным решением, но это решение одного человека, на которого влиял Бог, влияли родители, влияли друзья, подчиненные – решение было принято им одним, не считаясь с теми, кто был с ним не согласен. Человек знал, как будет лучше для него и для тех, кого он любит, и так он и поступил.

Мы можем видеть плоды решения князя Владимира. Каким бы оно ни было, спорным, сложным, неоднозначным, сейчас Россия известна как самое большое православное государство мира. Последствия решения князя Владимира мы видим на огромном пространстве от Европы до Тихого океана – в храмах служится Божественная литургия. Такие плоды бывают от того, кто в своем сердце ведет диалог с Богом и в послушании исполняет веления совести. Наши пути могут казаться нам двойственными, и окружающие могут нас не понимать и осуждать, но если в глубине себя мы молимся и предстоим Богу, то никто не сможет сбить нас с нашего пути, и плоды такого труда будут видны всем.

Сергей Кагирин 28 июля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить