Священномученик Иаков Хаматурский и его монастырь

26 октября по новому стилю является днем памяти священномученика Иакова Хаматурского, святого Древней Антиохийской Церкви. В молитве к нему есть такие слова: «Яко кедр Ливанский возвысился, так и ты, отче Иакове, не убояся убо смерти и мученичества, егда смирением твоим страсти обуздал, сожжен быша, яко фимиам. Молися Христу Богу нашему, во еже велию милость нам дароваша». Рассмотрим подробнее, кем был этот святой и в каком славном месте он подвизался. 

1 (8).jpg

Жил святой Иаков в строгой аскезе во второй половине XIII века на горе Хаматура в Ливане. Испокон веков эта гора была известна как место православного подвижничества. В 386 году там был основан Хаматурский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь этот является одним из самых древних в Ливане и на протяжении столетий был центром духовного просвещения и монашеской жизни. В XIII веке обитель была осаждена и разграблена воинством мамлюков. 

Восстановить обитель после разорения и монашескую жизнь в ней взялся подвижник Иаков, ставший впоследствии ее наместником, сделавший ее жемчужиной аскетизма в стороне Ливанской. Искавшие спасения и духовно жаждующие стали стекаться в Хаматуру, дабы испить ее сладкой духовной воды. 

Слава святого настоятеля распространилась далеко за пределы горы, достигнув исламских завоевателей. Вернувшись в монастырь, они искали настоятеля с целью обратить его в мусульманство. Но будущий священномученик стойко исповедовал веру во Единого Господа Иисуса Христа. Разгневанные мамлюки схватили отца Иакова вместе с несколькими монахами и отвезли их в Триполи. В течение года святой претерпевал жестокие мучения, отрицаясь сменить веру истинную. В конце концов он был обезглавлен, его тело мучители хотели сжечь. Но верующие смогли выкупить его останки. Они были тайно погребены в церкви монастыря, но долгие века считались утерянными. 

На протяжении столетий и до недавних пор около Хаматуры являлся людям некий монах, помогавший им и исцелявший их от физических и духовных недугов. Иногда его слышали поющим в церкви. Монахом этим был священномученик Иаков.

2.png

В 2008 году в монастыре проводились реставрационные работы. Было найдено несколько тел с неестественно сломанными костями. Стало ясно, что принадлежат они мученикам. Среди них были и останки младенца, чьи косточки источали нежное благоухание. Останки другого мученика содержали следы пыток, сожжения и обезглавливания. Так были обретены мощи священномученика Иакова. Имена младенца и других Хаматурских мучеников неизвестны, но в Антиохийской Церкви была написана особая служба, посвященная им. 

Но вернемся в начало XX века, когда древняя обитель вновь подверглась турецкому нашествию. Большинство ее насельников было убито, здания оказались в руинах, монастырь пришел в упадок. Известно, однако, об одном из оставшихся в живых Хаматурских монахов того времени, которого так же звали Иаков. Из разрушенного монастыря он переселился в более высокое горное место. Среди ливанских верующих он прославился своим благочестием, любовью и терпением. Благодать Божия проявилась через него путем многочисленных чудесных исцелений от воды, которую он освящал. Местные жители брали эту воду для лечения своих детей, так как во время Первой мировой войны различные эпидемии опустошали целые селения, а подходящих лекарств было мало. Заботу об опустевшем монастыре взяли на себя набожные верующие из окрестных сел. 

3 (4).jpg
Архимандрит Пантелеимон (Фарах)

В 1974 году, стремясь возродить монашескую жизнь на горе Хаматура, управление монастырем взял на себя отец Филипп (в монашестве – Исаак) (Аталлах), известный православному миру как иеромонах Исаак Афонский. Именно он впоследствии написал известную книгу о жизни старца Паисия Святогорца, будучи его духовным сыном. Хаматурский настоятель привлек к себе несколько арабских юношей, ищущих монашеского делания. Среди них был и будущий архимандрит Пантелеимон (Фарах), ставший, в свою очередь, духовным сыном иеромонаха Исаака. Одно время они вместе подвизались на Святой Горе Афон. Там отцу Пантелеимону и явился священномученик Иаков Хаматурский. Это явление было воспринято им как указание на то, чтобы вернуться обратно в Ливан и понести труды по восстановлению этой горной обители. Вооружившись благословением своего духовника, он вернулся в Хаматуру. 

Работа по восстановлению монастыря оказалась обширной и сложной. С настоятельством отца Пантелеимона туда вновь стали стекаться молодые люди, интересующиеся монашеской жизнью. Было основано новое монашеское братство. Постепенно монастырь стал центром паломничества для верующих, особенно для молодежи, которой настоятель уделял особое внимание. Был он одаренным старцем, знавшим, как использовать таланты своей братии и духовных чад для служения Богу. 

Будучи учеником старца Исаака Афонского, встречая живого Паисия Святогорца, он перенял от них духовную мудрость. В частности, отец Пантелеимон говорил: «Современные люди слушают новости и читают газеты, потому что они встревожены и ищут утешения. Но они не находят его. Почему бы нам не изменить подход и не почитать Священное Писание? Тогда наши умы, наполненные Божественными истинами и историями о святых, возвысятся и преобразуют нашу жизнь в святую и духовную, наполненную добром и благословениями»; «Если вокруг нас возникают какие-то проблемы, это значит, что мы находимся на пути Господнем. Не будем же отчаиваться, ибо лукавый прилагает все усилия, чтобы навредить нам. Будем же радоваться и не будем смущаться, ибо в конце концов Бог прольет Свой свет, чтобы спасти нас и осветить наш верный и праведный путь к Нему». 

4 (4).jpg
Архимандрит Пантелеимон (Фарах) с братией, 2010 г.

Также отец Пантелеимон наставлял приходящих: «Давайте ходить пред Богом в смирении и простоте, готовя себя к радостному концу, к встрече с нашим Господом Иисусом Христом, к вечному пребыванию в Его присутствии. Давайте стремиться развивать добродетели, которые позволят нам быть с Богом, и не будем искать земных удовольствий. Ибо земное наслаждение не принесет никакой радости на небесах». 

Давайте ходить пред Богом в смирении и простоте, готовя себя к радостному концу, к встрече с нашим Господом

В наше время монахи Хаматурского монастыря, как и их предшественники, стремятся жить аскетическим и молитвенным подвигом, трудясь на различных послушаниях, испрашивая заступничества Божией Матери для своего спасения и для спасения мира. Помимо молитвы, они занимаются возделыванием масличных и виноградных плантаций, иконописью, изготовлением свечей, производством благовоний и другими монастырскими ремеслами. День их начинается в то время, когда весь остальной мир еще спит глубоким сном – в 3 часа утра. После келейной молитвы следует молитва общая в 4 часа утра. После богослужения следует общая трапеза, и все расходятся по послушаниям. В 12 часов дня братия собирается вновь, чтобы соборно помолиться о болящих. Послушания продолжаются до вечера, многие из которых связаны с ручным трудом. Братия монастыря намеренно сохраняет традицию ручного труда своих предшественников, живших задолго до появления техники. В этом заключается посильное добровольное духовное делание с их стороны. По уставу монастыря насельники должны ежедневно посвящать какое-то время и чтению духовных книг. Каждый день монахи завершают присутствием на вечернем богослужении. 

Главная церковь обители посвящена Успению Божией Матери. Ее стены в некоторых местах покрыты фресками VI века в сдержанных тонах. В таком же стиле уже в наше время были расписаны и другие поверхности стен. 

Отдельно от главной церкви отстоит большая церковь в честь Архангела Михаила. Рядом с ней хранятся останки монахов, которые подвизались на горе Хаматура в прошлые века. По традиции, воспринятой с Афона, усопшего монаха хоронят сначала в полном монашеском облачении в земле. Через три года могилу вскрывают, кости собирают и складывают в костницу. И по сей день насельники собираются в этой церкви по субботам, чтобы помянуть своих усопших собратьев. 

За Успенской церковью находится также небольшая естественная пещера в скале, которая после обретения мощей Хаматурских мучеников была преобразована в церковь в честь преподобного Паисия Святогорца. 

В монастыре также хранится несколько десятков рукописей прошлых веков, уцелевших в ходе истории. Известен монастырь и своим византийским пением. При жизни настоятель обители архимандрит Пантелеимон (скончался в 2021 году) также искусно пел, подавая пример братии. Длительность богослужений в монастыре превосходит общепринятое время для них в России практически в два раза и приближается к афонскому. В день памяти священномученика Иакова в Хаматуру съезжается множество паломников. Среди них много и молодежи, которую братия всячески привечает, что является повсеместной отличительной чертой Антиохийской Церкви. 

5 (2).jpg

Священномученик Иаков Хаматурский стал известен в Русской Церкви с тех пор, как в 2010 году частица его мощей была передана в Нижегородскую епархию. По молитвам к нему совершаются многочисленные чудеса. К мощам святого приезжают как христианские, так и мусульманские пары, страдающие бесплодием. И он помогает и тем, и другим обрести долгожданное чадо. Часто радостные родители в знак благодарности святому называют мальчиков Иаковом. 

Известен случай спасения им сирийского ребенка от гибели. Семья мальчика приехала в монастырь в день памяти святого. Играя, он поскользнулся. Внезапно кто-то схватил его на краю скалы, не дав ему упасть в долину. Мальчик сказал, что под руки его подхватил некий монах, явившийся из ниоткуда. Спасение чада от трагедии родители приписывают святому Иакову. 

6 (1).jpg
Архимандрит Пантелеимон

Был и другой случай помощи святого. Когда архимандрит Пантелеимон был на Афоне, с частицей его мощей он посетил монастырь Ватопед. В тот день один из насельников Ватопеда совершенно потерял голос. Игумен призвал этого брата, благословив его мощами святого Иакова. И его голос сразу же восстановился, что позволило ему возобновить свое служение, прославляя Бога. 

Священномученик Иаков молится за нас по нашей просьбе в суете современного мира. Его пример зовет нас к плодотворной духовной жизни и борьбе, дабы и мы могли принести духовные плоды. Повествование об этом святом и сей замечательной обители хотелось бы закончить назиданиями архимандрита Пантелеимона, прежнего ее настоятеля: «Давайте будем взирать на грядущую жизнь. Когда мы прилепляемся ко Христу, мы восходим к жизни вечной. Любовь Божия ведет нас в рай, где мы возрадуемся в свое время со Христом, если возлюбим Его и оставим все, чтобы следовать за Ним... Принадлежность ко Христу означает идти путем очищения и трудностей. На этом пути мы отвергаем себя и всецело посвящаем себя служению Богу. Ежедневно мы должны нести свой крест, подражая Христу в Его самоотречении, твердости духа, любви, жертвенности и проповеди. И идя таким образом с Ним, мы достигнем Царства Божия».

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить