Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Процесс создания иконографии в основном завершился в постиконоборческую эпоху. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях. На иконе показан момент рождения Церкви, и в то же время предметом изображения является святость, личный дар, показанный в виде огненного языка над каждым из апостолов. Первое известное изображение Пятидесятницы мы видим на иконе VII столетия из монастыря святой Екатерины на Синае.
Апостолы располагаются на слегка закругляющихся скамьях (на «седалище») двумя группами по шесть человек. Событие происходит в доме, за головами апостолов изображены здания или стена. За седалищем между апостолами располагаются арки, некоторые из апостолов держат кодексы, – благодаря этим деталям создается ритмический рисунок. Иногда сидящие на подиуме образуют композицию в виде подковы. Седалище нередко изображено в проекции вида сверху. В центре можно узнать сидящих друг напротив друга апостолов Петра и Павла.
В пространстве между апостолами Петром и Павлом иногда различим голубь, символ Святого Духа. Таким образом, Святой Дух занимает оставленное свободным центральное место посреди собрания святых апостолов. В ранний период в центре иконы писался «уготованный Престол» как символическое изображение Пресвятой Троицы. Символика нисхождения Святого Духа, согласно этой композиции, может быть растолкована так: Престол означает здесь Царство Бога Отца. Книга на Престоле – символ Логоса, Второго Лица Святой Троицы, а голубь, который на нее опускается, – символ Святого Духа. Три луча света сверху нисходят от Престола на апостолов. Огненные языки могут быть написаны прямо на лучах, а также над головами апостолов. Позже вверху стал помещаться темно-синий полукруглый «небесный свод», и иногда Святой Дух изображается «в виде голубине», исходящим из этого сегмента.
Святой Дух на иконе занимает свободное центральное место посреди собрания святых апостолов
В ранний период существовала иконография «Наставничество Христа», в которой Спаситель сидел посреди своих апостолов. И это не было изображением Тайной Вечери – в сюжете «Наставничества» Христос держал открытую книгу в левой руке, а жестом правой руки обращался к ученикам. Примечательно, что в сюжет «Сошествия Святого Духа на апостолов» вводится Павел, «апостол язычников», проповедник, – для отображения соборности: то, что происходит в Сионской горнице, обращено ко всему миру. Иисус Христос основывает Церковь, посылая Святого Духа.
В середине композиции под скобообразным седалищем образуется пространство в виде темной или другой однотонной «арки». В ней поначалу изображались «народы», то есть люди из разных земель; с XI века живописцы стремились изобразить их многообразие – а не просто наметить пару персонажей. Таким образом, здесь показаны не только очевидцы событий, но и те, кто потенциально может быть удостоен плодов Снисхождения Духа Святого. В иконе говорится о вселенском характере апостольской проповеди. «Спасение народов», о котором писал апостол Павел, особенно пространно изображается в настенных росписях: иногда этих фигур шестнадцать, и эта цифра соответствует числу народов, перечисленных в книге Деяний апостольских.
Когда Римская империя стала православной, стало считаться, что главная миссия православия перешла от апостолов к империи, поэтому в центре иконы Пятидесятницы стал помещаться православный император, который просвещает варварские народы. Порой вместо «народов» рядом с императором изображалась фигура одного варвара, нередко он был темнолицым, одетым в причудливые одежды. Но через тысячу лет стало ясно, что империя не вечна, а Церковь может нести свою миссию уже без светских структур, поэтому изображение императора стало неактуальным. В это время была выбрана аллегория, которая указывала на Вселенский Патриархат.
Когда Римская империя стала православной, в центре иконы помещался император, просвещающий варварские народы
Эта трансформация изображения происходит в XIV веке. Вместо императора и варвара стал изображаться «царь-Космос», и над поясной фигурой этого благообразного персонажа с окладистой бородой не сразу, но появилось соответствующее надписание. Космос – это весь мир, – и изображение указывает на космическое значение Пятидесятницы. Старец царь-Космос держит плат, в котором покоятся свитки. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила начало в День Пятидесятницы: свитки и плат имеют взаимный цветовой контраст, например, на иконе из Новгородского музея-заповедника красные свитки – на белом плате. Царь-Космос иногда выступает из арочного проема, выходя в пространство иконы, как, например, на иконе XVI века из Музея русских икон (Массачусетс, США).
Изображение Сошествия Святого Духа мало менялось в последние несколько столетий. Иконография Вознесения очень повлияла на иконы этого праздника, поэтому поначалу здесь изображалась Богоматерь в центре апостольского ряда. Постепенно иконописная традиция исключила Богородицу из сюжета Пятидесятницы: Ее образ был вытеснен композицией Собора святых апостолов. Впрочем, в позднейший период фигура Богоматери вновь появилась на образах Сошествия Святого Духа.
Русские иконописцы в XVII веке вспомнили, что когда-то посреди апостолов изображалась Богородица. Однако, это не было органичным возвращением к старым иконографическим схемам: ведь богословская мысль с очевидностью показала, что изображение Богоматери здесь не отвечает смысловым акцентам иконографии. Отдельные иконописные образцы содержат новые интересные схемы изображения. Так, на иконе XVII века из Архангельского музея изобразительных искусств апостолы сидят в арочных проемах по шесть человек, а в середине между ними – Богородица под отдельной фигурной аркой с башенкой.
В своем развитии многие черты иконографии Пятидесятницы в позднейшее время сильно изменились. Вместо символических архитектурных кулис стали писать «изукрашенные палаты» с башенками. Вместо стилизованного неба появились облака и пламенеющие лучи, которые льются из самого небесного сегмента. Иногда вместо темной арки пишется тропарь праздника. Но в основном иконографический сюжет этого события остался неизменным.
В книге Деяний говорится о том, что, когда сошел Святой Дух и был слышен шум, «народ… пришел в смятение… все изумлялись и дивились» (см.: Деян. 2: 6–7). В этом рассказе описаны особые сильные чувства, которые испытывали участники события. Однако в фигурах и взглядах апостолов на иконописных образах – сдержанное достоинство. Иногда ученики Христовы собеседуют, но в их жестах нет ничего экзальтированного, чрезмерного. Глаза апостолов иногда слегка опущены, они сосредоточены на событии, которое положило начало Церкви.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.