Боль и Воскресение

Проповедь в Неделю о слепом

«Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3). В сегодняшнем Евангельском отрывке мы читаем об исцелении слепого. Ученики спросили Иисуса о причине его слепоты. И каждый день в мире задается один и тот же вопрос: почему этот родился слепым, а тот – парализованным? Таких примеров вокруг множество. Ученики задали этот вопрос Самому Творцу! Почему человек в этом мире сталкивается с большим количеством страданий и боли? Другими словами, что это за страдания, ежеминутно сопровождающие жизнь человека, и почему это происходит? Жизнь человека представляет собой совокупность болезней и здоровья, боли и покоя. Часто уравнение между этими полюсами не сбалансировано. Жизнь человека окрашена страданиями, и он продолжает задавать вопрос: «Почему этот человек родился слепым?»

1.JPG

Как же мы должны относиться к боли после события Христова Воскресения? Ученики нашли ответ на проблему боли, спросив Учителя: «Равви́! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Если его родители, то объяснение проблемы его страданий может опираться на веру в наследственность греха: родители совершают грехи, а дети расплачиваются за грехи родителей. У христиан есть понятие первородного греха. Некоторые верят, что все мы будем осуждены из-за грехопадения наших прародителей. Так мы, дети Адама, несем наказание за грех прародителей. Христос, однако, ответил на эти неверные представления, утверждая: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

На самом деле существует другой ответ на этот вопрос, который не принимает во внимание наследование греха или личную греховность человека. Боль существует для того, чтобы прославлялось имя Божие. Поначалу этот ответ кажется очень жестоким. Но Христос сразу подтвердил это некоторыми действиями. Эти действия напоминают нам о первом акте творения. Он дал жизнь глазам слепого, как Он дал начало жизни в раю. Он взял прах с земли, как сделал в начале сотворения мира, и плюнул на прах, аналогично тому, как Он вздохнул жизнь в прах в самом начале. Через эти действия Иисус показывает, что Он может переделывать и обновлять творение.

Мы все еще находимся в пасхальном периоде, продолжается Триодь Цветная, и именно сейчас мы можем яснее понять Его ответ. Чтобы ответить на вопросы Своих учеников о том, почему Он допустил боль в Своем творении, Творец сравнивает первое творение в раю со вторым после Воскресения. В первом творении Адам родился бессмертным по благодати, не испытывая боли и страданий. Он родился бессмертным не по природе, а по благодати. Первому человеку было дано бессмертие тела. В раю ему было поручено усовершенствовать в Духе познание Бога. Но грехопадение человека показало, что ни Адам, ни его дети не способны усовершенствовать тело, данное каждому из них. Целью совершенствования тела и его бессмертия является совершенство жизни, то есть наше духовное воскресение.

После Воскресения Христова для человека открыт новый путь совершенствования. Человек должен совершенствоваться теперь прежде всего духовно

Святитель Григорий Богослов говорил, что бессмертие безнравственного тела означает распространение зла. Бессмертие тела – это путь к совершенству жизни. Грехопадение человека доказало, что этот дар бесполезен и что человек может совершенствоваться только через боль. После Воскресения Христова для человека был открыт новый путь совершенствования. Человек должен совершенствоваться теперь прежде всего духовно, нежели телесно. Другими словами, мы должны подняться сначала духовно, чтобы Бог в конце времен даровал нам воскресение тела. Мы должны обновиться духовно, чтобы нам были даны духовные тела.

2.JPG

Воскресение Христово есть прямое, непоколебимое доказательство того, что нам будут даны эти духовные тела. Но от нас требуется сейчас работа над духовным совершенством. Воскресение Христово есть залог дарования нам духовного тела. После того, как человек не смог достичь его посредством блаженного состояния в раю, Бог открыл нам путь к достижению совершенства через боль и смерть. Воскресение Христово стало залогом нашего воскресения.

И праведные, и злые восстанут в Судный день. В первом псалме говорится: «Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных» (Пс. 1: 5). Это не означает, что они вообще не воскреснут, но у них не будет духовного тела, чтобы встретить Судный день. В тот день мы все станем бессмертными, но какое это будет бессмертие?.. Жизнь есть познание Бога. Воскресение Иисуса Христа есть, во-первых, доказательство того, что нам дано в залог бессмертие тела; и, во-вторых, мы призваны жить духом и познать Иисуса Христа. Будущее бессмертие тела требует прежде всего, чтобы мы жили во Христе.

Почему же тогда этот человек из сегодняшней притчи родился слепым? Да прославится на нем имя Божие. Почему в мире есть боль? Временная боль – это призыв принять безболезненное тело в вечности. Но действительно настоящая боль – это быть в теле, которое не знает жизни во Христе… И такое положение человека – ад. Из притчи о самарянке ясно, что для нее живой водой было познание Иисуса Христа. В сегодняшней притче исцеление глаз слепого есть залог всеобщего воскресения духовного тела.

Настоящая боль – это быть в теле, которое не знает жизни во Христе

Христос сказал этому человеку не грешить после того, как он исцелился. Слепому был показан свет, и он поклонился Христу. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Какой вред от слепоты сего слепого, когда она привела его к познанию Иисуса, и какая польза от видения его родителей, когда их плотское зрение не позволяло им познать Христа?» Первый обрел жизнь через боль, а другие потеряли жизнь, будучи телесно здоровыми.

Воскресение Христово дает ответ на проблему боли в мире. Страдания – это не катастрофа. Страдания – это призыв к покаянию и обновлению духовной жизни. Это призыв к покаянию. Боль приводит человека к духовной жизни. Боль напоминает нам, во-первых, о первом Адаме, который ее не знал, а во-вторых, о ожидающем нас бессмертном теле. Она напоминает нам о необходимости стать на духовный путь, чтобы вырасти в полноту возраста Иисуса Христа. Таким образом, боль – это способ сделать нашу духовную форму снова достойной духовного совершенного тела. Воистину, боль существует, чтобы прославлялось имя Божие. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить