Болезнь – это епитимья от Бога

Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Болезнь – это епитимья от Бога. Проповедь иеромонаха Кирилла (Попова) на Божественной литургии
13 декабря 2020 г. (Продолжительность 0:12:12 мин, размер 5.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

История медицины насчитывает бесчисленное множество разного рода болезней. Какие-то из них поддаются лечению, какие-то трудноизлечимы, некоторые до конца остаются не изученными. И, наверное, нет такого человека, который бы ни разу не болел. Любая физиологическая болезнь имеет свои яркие проявления или, выражаясь языком медицины, свою клиническую картину, и об этой симптоматике мы знаем не понаслышке, так как сами испытывали боль. Но есть и болезни духовные, которые проявляют себя неохотно, действуют в человеке скрытно и не сразу дают обнаружить себя. Однако есть явственные признаки, которые все же позволяют разглядеть в верующем человеке духовную болезнь. Так, если мы стали замечать за собой охлаждение ко всему душеспасительному, что выражается в нежелании молиться, соблюдать посты и постные дни, если мы ленимся читать Священное Писание и святых отцов, оставляем храмовые богослужения, привязаны к земным удовольствиям и развлечениям, пребываем в праздности и пустом времяпрепровождении, все это свидетельствует о том, что мы духовно больны.

Как душа тесно связана с телом, так физические и духовные болезни связаны между собой невидимой нитью. Иисус, сын Сирахов, сказал: Кто согрешает пред Сотворившим его (т.е. перед Богом), тот впадет в руки врача (Сир. 38: 15). Поэтому грех является основанием для любой болезни, и зачастую болезни духовные становятся причиной болезней физических.

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим, с одной стороны, как болезнь уродует человека, как она изменяет образ Божий до неузнаваемости, а с другой стороны, мы видим силу Божию, которая способна исцелить самого больного и немощного человека. Только представьте: 18 лет несчастная женщина этот слабый и немощный сосуд, по выражению апостола Павла, страдала от страшной болезни, которая скорчила ее тело настолько, что она перестала быть похожей на человека, и ее жизнь можно было по праву назвать настоящим адом. Вдумайтесь, сколько неудобств приносила ей болезнь: вероятнее всего, она нуждалась в постоянном уходе, что доставляет определенный дискомфорт; ей трудно было лечь, и сон приносил муку, а не отдохновение, так как из-за деформации тела сдавливались легкие и было трудно дышать; страшные боли пронзали тело от движения, а голова была постоянно прижата к груди – эта несчастная была похожа на склоненное к земле дерево.

И, посмотрите, несмотря на всю тяжесть своего заболевания, она находит в себе силы посещать синагогу и ищет там утешения в Боге. На причину болезни этой многострадальной женщины указывает Сам Господь, говоря, что она связана сатаной. По мысли толкователей Священного Писания, эта страдалица являет собой образ человеческой души, погруженной в земные заботы; так, склоненность к земле свидетельствует о привязанности к земным удовольствиям, потому ее болезнь можно назвать следствием ее греховного прошлого. Также можно предположить, что будучи здоровой она всегда шла по жизни с высоко поднятой головой, не замечая никого вокруг себя, и, по мысли святых отцов, Господь поражает тело, чтобы смирилась наша гордая душа, но этого мы точно не знаем, а можем лишь догадываться.

Ее личная встреча с Богом произошла в синагоге ровно через 18 лет после начала болезни. Видимо, за этот долгий отрезок жизни она обошла всех врачей и целителей, но никто так и не смог ей помочь. И когда была утрачена последняя надежда, когда были отданы последние средства, она наконец-то вспомнила о Боге. Встретив Христа, женщина не падает Ему в ноги с просьбой ее исцелить, хотя, как любой житель Иерусалима и окрестных селений, она много слышала о Нем, но глубина смирения этой женщины поражает и вызывает удивление! Она настолько свыклась со своим образом жизни, что считает себя недостойной просить у Христа даровать ей здоровье, потому что воспринимает свою болезнь как искупление за свою прошлую греховную жизнь. И за эти кротость, смирение, веру и терпение Господь Иисус Христос исцеляет ее. Преподобный Ефрем Сирин высказывает удивительную мысль:

«Когда человек болен, – говорит святой, – он начинает искать Бога».

Действительно, когда у нас в жизни все складывается благополучно, когда мы не испытываем трудностей, тогда мы начинаем закапываться в мирских делах и потихоньку отдаляемся от Бога, лишний раз забывая благодарить Его как Истинный Источник всех благ и радости. Через болезнь Господь отрезвляет человека и выводит его из состояния глубокой греховной комы, как сказано в 114-м псалме: скорбь и болезнь я обрел и имя Господне призвал. Болезнь помогает нам утвердиться в мысли о том, что подлинным Врачом нашей жизни является Бог, как сказано у мудрого Иисуса, сына Сирахова: В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя (Сир. 38: 9).

Через болезнь Господь отрезвляет человека и выводит его из состояния глубокой греховной комы

Я имел возможность беседовать с одним молодым человеком, который вместе со своей мамой в период этой страшной пандемии попал в больницу. К глубочайшему сожалению, его мама скончалась, а сам он рассказывал мне, что всегда верил в Бога, но никогда к Нему не обращался в молитве, не посещал храма. И тяжелое течение болезни заставило его от всего сердца вспомнить о Боге: как сам он свидетельствовал, он ни на секунду не оставлял молитвы в период болезни и молился просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного»: также он призывал на помощь своего небесного покровителя Архангела Михаила, чтобы он умолил Бога даровать ему возможность жить и принести покаяние. И небесная поддержка не заставила себя долго ждать: когда в очередной раз ему было особенно плохо, а уста от бессилия произвольно произносили молитву, ночью, то ли во сне, то ли наяву, он увидел, как к его постели подошла некая светлая личность, которая ободрила его, сказав, что его молитвы услышаны и он получит просимое, после чего дала вкусить что-то приятное с лжицы – и с этого момента началось его выздоровление и воцерковление. Эта реальная история наших дней.

В 144-м псалме сказано: Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144: 18). Поэтому по-особому близок Бог к болящим. Болезнь заставляет нас задуматься о скоротечности нашей жизни, ибо через нее мы научаемся не привязываться к земным прелестям мира и всегда помнить о вечности, где уже не будет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

Иногда Господь попускает нам поболеть в качестве епитимьи, чтобы через телесную боль вылечить невидимые раны и недуги нашей души. Конечно, Бог прощает нам грехи, когда мы исповедуемся и раскаиваемся в них, но исцеление наступает не сразу, ведь каждый грех откладывает серьезный отпечаток на нашу последующую жизнь, и в этом во многом виноваты мы сами. Так, например, грех курения приводит к болезням легких, грех чрезмерного употребления алкоголя – к заболеваниям печени, грех чревоугодия – к расстройству желудку и другим болезням; и во многом больные дети рождаются, потому что их матери не задумывались ни о своем будущем, ни о будущем ребенка, предаваясь мерзким грехам и порокам, и все это в совокупности можно назвать медленным самоубийством. Через грех человек убивает себя и приближает свою смерть. Бог дает нам возможность понести епитимью за ранее совершенные грехи, ибо нередко физическое заболевание останавливает и спасает нас от желания снова грешить, как пишет в своем послании апостол Петр: страдающий плотью перестает грешить (1 Пет. 4: 1).

Мы очень часто унываем, ропщем, обижаемся на Бога, что мы болеем, но мы забываем, что многие святые в течение всей своей жизни так же страдали от многих телесных недугов: апостол Павел, блаженная Матрона Московская, преподобный Амвросий Оптинский и многие другие. Но, в отличие от нас, святые научились не просто переносить болезнь, но и благодарить Бога за ниспосланные испытания, считая болезнь Божиим посещением и милостью. Были и такие святые, которые плакали оттого, что получали выздоровление, считая, что болезнь – это особое благословение Божие.

Будем и мы, дорогие мои, по примеру сегодняшней евангельской женщины и по примеру всех святых, достойно терпеть свои болезни, а главное – будем просить, чтобы Господь дал нам силы и твердое мужество все перенести без негодования и с четким пониманием своей духовной поврежденности и заслуженно понесенного наказания за свою греховную жизнь. Тогда болезнь преобразит нас и подарит нам истинное смирение. Будем помнить, что тому, кто принимает болезнь в этой жизни без ропота и с благодарностью, она вменяется в бескровное мученичество. Аминь.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить