«Будьте милосерды»

Высказывания православных подвижников XX века о добродетели милосердия.

«Не жалей делиться хлебом
С каждым бедным, с сиротой,
И покров Царицы Неба
Будет вечно над тобой».

Протоиерей Николай Гурьянов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

1 - 2023-02-20T223333.453.jpg

Простая любовь жертвенная человеческая, на которой всегда лежит отсвет любви Христовой, делает значительным и драгоценным всякое слово, всякий жест, всякую слезу, всякую улыбку, всякий взгляд человека. И вот Господь ясно говорит, что даже не во имя Его, а только во имя Его ученика сделанное малое доброе дело уже есть великая ценность в вечности. «Во имя ученика» – это предел связи с Его Духом, Его делом, Его жизнью…

*

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Великое спасение людей в том, что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок – поступок добра.

*

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках малого добра.

*

Через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом» оказывается верным в великом.

*

Попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу – ни словом, ни намеком, ни жестом. Ведь добро есть и удержать себя от зла… И тут, в мелочах, ты легко, незаметно и удобно для себя можешь сделать многое.

*

И подавайте, подавайте воды всякому, кто будет нуждаться, – подавайте стакан, наполненный самым простым участием ко всякому человеку, нуждающемуся в нем. Этой воды во всяком месте целые реки – не бойтесь, не оскудеет, почерпните каждому по стакану.

*

Дивный путь «малых дел», пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь...

Архимандрит Кирилл (Павлов):

2 - 2023-02-20T223337.964.jpg

Надо и алкать, и жаждать оправдания своего пред Богом через веру во Иисуса Христа, быть милостивым к ближним по примеру Самого Господа: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36).

*

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5: 7). Господь предписывает заповедь: для достижения блаженства необходимо быть милостивым. Быть милостивым к ближним – значит не только желать им всякого добра, но и стараться делать им всякое добро по любви к ним.

*

Как Отец Небесный благ и милосерд ко всем, так и ученик Христов, движимый Духом Христовым, бывает милостивым ко всем.

*

Так как человек состоит из тела и души, то и нужды бывают телесные и духовные, а следовательно, и дела милосердия тоже бывают телесные, то есть вещественные, и духовные. Дела милосердия вещественные суть:

– напитать алчущего, который по своей болезни или старости не может заработать себе средств к пропитанию;

– напоить жаждущего, который, также по болезни, нуждается в посторонней помощи, или удовлетворить просьбу прохожего странника подать ему чашу студеной воды;

– одеть нагого или доставить ему средства для приобретения одежды;

– посетить, если возможно, находящегося в темнице;

– посетить больного и оказать ему помощь делом или советом, утешить его, в скорби сущего. Стараться приготовить его к христианской кончине, если положение его безнадежно, и позаботиться о том, чтобы был он напутствован христианскими таинствами Исповеди, Причастия и Елеосвящения;

– принять странника в дом свой, особенно если он странствует ради спасения своей души и нуждается в приюте;

– предать погребению умерших в убожестве или помочь в их погребении.

И, общо сказать, ученик Христов должен быть готов оказать любую услугу ближнему по любви, ожидая за это непременной награды от Господа.

4 (68).jpg

*

Дела же милосердия духовные суть следующие:

– отклонить грешника от греха и наставить на путь истины. Как велико несчастье, когда человек грешит, так велика добродетель, когда кто-либо заботится о других, чтобы спасти их от этого несчастья;

– научить неведущего истине и добру. Это обязанность людей более просвещенных, но могут также творить сие доброе дело и те, кто хотя и мало знают, но способны тем не менее помочь человеку, совсем ничего не знающему;

– подать ближнему благовременный и добрый совет, когда он не знает, как, допустим, преодолеть какое-либо затруднение или препятствие;

– молиться Богу о ближних, особенно о своих сродниках. Других дел милосердия мы часто не можем исполнить из-за недостатка средств к ним, но молиться и тем творить добро ближнему может каждый. «Молитеся друг за друга, яко да исцелеете», – пишет в своем послании святой апостол Иаков (Иак. 5: 16);

– утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь связывает человека, так и печаль связывает деятельность душевных сил. Добро – освободить человека от телесного недуга, еще большее добро – освободить душу от печали и направить ее к богоугодной деятельности с упованием на всеблагое попечение Божие. «Всю печаль вашу возвергше Нань, яко Той печется о вас», – говорит святой апостол Петр (1 Пет. 5: 7);

– не воздавать злом за зло, которое нам сделали другие, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением и спокойным духом;

– наконец, дело духовного милосердия есть от сердца прощать ближним обиды, как бы они ни были нам причинены – словом или делом. Наставление Господне: «Прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11: 25), – должны помнить все христиане, взирая на пример Самого Христа Спасителя, Который со Креста молился за Своих распинателей.

Иеромонах Василий (Росляков):

«Добродетель мы должны почитать не ради других, но ради ее самой»

(свт. Иоанн Златоуст)

3 (99).jpg

Почему мы должны быть добродетельны? Почему мы должны творить добро? Отвечают: потому что это радость для людей; потому что «добро побеждает зло», а значит, лучше быть на стороне сильного; потому что добро – это хорошо, а зло – плохо и т. д.

То есть добродетель утверждается логикой, умонастроением. Это приемлемо как первая ступень на лестнице восхождения к добру. Это приемлемо для младенцев, не имеющих чувства навыка в различении добра и зла. Это молоко, а не твердая пища. Если только на этом будет зиждиться понятие добра, то оно зыбко, а во многих случаях – мертво. В нем говорит ум, а сердце молчит.

Нужно сердцем ощущать вкус добродетели, ее сладость. Тогда доказательство необходимости добра будет находиться в самом добре. Тогда не надо и доказательств. Я делаю добро и через это убеждаюсь, что следую истине. Я творю добро, потому что это добро. «Я люблю добро» и «я понимаю, что надо творить добро» – не однозначные выражения. Итак, почему я должен быть добродетельным? Потому что я люблю добродетель.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить