«Чадо! Прощаются тебе грехи твои»

Слово в Неделю 2-ю Великого поста

В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем, что некие иудеи принесли к Иисусу расслабленного, прося исцелить его физически. Иисус, однако, обратился к нему, как будто не видел этой болезни (а ведь она очень заметна в человеке). Он увидел какую-то другую болезнь, которую только Он мог исцелить, сказав: «Прощаются тебе грехи твои».

Иудеи были удивлены. Мы не знаем, насколько они понимали, что существует ответственность за грех. Акцент Христа на этом вопросе заставляет и нас задуматься о нашем собственном представлении о грехе.

Сегодня, во второе воскресенье Великого поста, Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Он оказывал яростное сопротивление главной угрозе христианства в XIV веке – рационализму. Но сейчас угрозу нашей вере составляет современный атеизм, который заключается в изменении, фальсификации и развращении природы христианской веры. 

Испытание для веры современного человека сейчас заключается уже не в каких-либо идеологиях и внешнем давлении, а, скорее, идет изнутри нашего сердца. Сейчас мы испытываемся тем, насколько чиста наша вера и в состоянии ли мы воплощать ее в жизнь по Евангелию. 

Испытание для веры современного человека заключается уже не в идеологиях и внешнем давлении, а идет изнутри нашего сердца

Если мы посмотрим на наше понимание греха, – а это важный вопрос для наших отношений с Богом и для нашего спасения, – то обнаружим, что оно может оказаться искаженным из-за влияния ограниченного западного рационализма. Давайте узнаем, что на самом деле является грехом в православном понимании. 

Современный человек задается вопросом, почему на языке религии мы называем некоторые действия «грехами». Эти действия могут быть вполне приемлемыми для меня лично, они будут удовлетворять некоторые из моих личных нужд и приносить мне удовольствие, не принося беспокойства другим. Иногда они могут быть выгодными даже для других. 

Используя этот рациональный путь, большинство людей формируют свое понимание греха, приходя к конфронтации с его «устаревшим» религиозным пониманием. Вследствие этого у людей возникнет желание перешагнуть все границы и преграды, любые моральные ограничения. И они совершают грех, даже если ради этих греховных действий приходится заглушить внутренний голос совести, оставив позади всю внутреннюю путаницу, которую этот аналитический подход оставляет в человеке. Позже для оправдания они прибегают к различным названиям своих действий. 

Мы можем обнаружить, что часто искажаем правильное понимание греха, называя обман хитростью, прелюбодеяние любовью, эксплуатацию людей служением, личный интерес милостыней, развлечение и отдых счастьем и т. д. Поскольку мы рационально анализируем все эти понятия, мы видим, что все логически правильно. 

Давайте подумаем рационально, как это сделал бы человек сегодня, используя современные понятия или концепции. Вредит ли взяточничество кому-либо, когда оно облегчает работу обеих сторон? Что плохого, например, в блуде, если он удовлетворяет страсти двух сторон? Почему мы должны нести жертвы и все эти тяжелые евангельские и ангельские тяготы и поступать по христианской любви, если мы всего лишь слабые люди?.. Где же грех во всем этом? 

Рационально, даже когда мы религиозны, мы ошибаемся в объяснении греха, определяя его только как нарушение Божественной заповеди. Как будто пострадавшим от нашего греха является Бог, Который по Своей справедливости хочет восстановить все причитающиеся Ему права. Но если бы мы думали глубже, мы бы осознали, что грех не может коснуться Бога или повлиять на Него Самого. Если Бог дал нам законы и постановления, запрещающие грешить, то Он сделал это не ради Себя, а ради нас: «И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь» (Втор. 6: 24). Наш Бог – Бог Святой Библии. Это не «бог» эпикурейца или Аристотеля, который не интересуется судьбой человека и мира. 

Так вот, по определению святителя Григория Паламы, который и боролся с рационализмом, грех есть отказ от Бога как от нашего Отца, отказ от Его Отеческой любви и от Его Божественной благодати. Что огорчило отца в притче о блудном сыне, так это уход его сына на страну далече. Последний оскорбил отца, лишив его своего присутствия; следовательно, его грех не может быть прощен, если он не вернется обратно. 

Изобилие неиссякаемой любви сделало Бога, если можно так выразиться, «чувствительным» к боли, которую приносит Ему человек. Грехом является отказ от света и принятие тьмы, в то время как нам открылся свет. Грех сына состоит в том, что он рационализирует любовь отца, когда просит часть своего имения. Самое большая боль для Отца – это игнорирование сыном Его любви. 

Мы можем жить рационально и определять свою судьбу, но мы также можем жить с Богом, то есть верой. Только тогда мы отдаем Отцу то, что Ему и должно принадлежать. Адам захотел жить, мыслить и планировать свою жизнь без Бога. Отделить себя от Бога означает оставить Бога одного. Разве это не настоящий атеизм современного мира? Грех – это жить, утверждая, что мы сыновья, но в то же время поступая так, как будто любви Божией не существует. 

Грех – это жить, утверждая, что мы сыновья, но поступая так, как будто любви Божией не существует

Жить с Богом вовсе не означает знать о Боге что-то только теоретически. Жить с Ним – значит радоваться своей жизни с Ним, чтобы Он мог стать нашей радостью. Если мы читаем богословские труды, но сами не являемся радостными, благочестивыми и полными жизни, то мы оскорбляем Бога, пришедшего к нам в человеческой плоти. 

Бог пришел не для того, чтобы занять наш разум, а для того, чтобы согреть наше сердце. Настоящая жизнь с Богом – это не просто богословская теория, это живой опыт. Бог не может быть понят и описан с помощью теоретических исследований, о Нем можно говорить только на основе живого опыта. И святитель Григорий Палама напоминает нам об этом. 

Бог вверяет нам Свою любовь, ибо знает, что мы живы только ею. С православной точки зрения человек по-настоящему жив не земным хлебом, а небесной манной, то есть Божественной благодатью, и каждым Словом, исходящим из уст Божиих. Грехом является сказать «нет» изобилующей в нас Божественной любви, остаться лишь в пределах нашего тела и жить «по-человечески», в то время как Божественная благодать изобилует в нас, призывая нас к иной жизни. С таким осознанием греха мы можем понять, почему Иисус хотел сначала простить грехи парализованному, прежде чем исцелить его тело. 

Грехом является сказать «нет» изобилующей в нас Божественной любви, остаться лишь в пределах нашего тела и жить «по-человечески»

С чисто рационалистической точки зрения мы можем спросить себя, в чем цель Великого поста, кроме истязания тела, какая польза может быть от молитвы… Но если мы ищем в первую очередь Божественной благодати, то вопросы меняются местами, и мы уже задумываемся что действительно нужно поститься, молиться и бодрствовать...

Ты веришь? В том заключается настоящая вера, если мы плывем, полагаясь на ветер благодати, а не на собственную греблю. Рационализм имеет свои границы, не выходящие за пределы тела и всего земного. Живая сердечная вера открывается Божественной и обожествляющей благодати и уводит нас духом в рай, где пребывают святые. Настоящая жизнь с Богом не определяется теоретическим знанием. Бог не является предметом исследования, но познается на личном опыте.

Так как же нам прийти к живому богообщению? Как, наконец, правильно определить грех?

Преподобный Серафим Саровский определяет цель христианина как «стяжание Святого Духа». Поэтому все, что мешает нам в достижении этой цели, есть грех. На этих весах мы должны взвешивать все наши желания, именно на них, а не на весах разума современного человека. 

Сегодняшнее апостольское послание гласит: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2: 1–3) Так как же нам спастись, если мы пренебрегаем спасением, отвергая благодать?

Сегодня, в неделю святителя Григория Паламы, Церковь напоминает нам, чтобы мы бросили вызов рационалистической мысли в нас и искали Божественной благодати бдениями, молитвами и постами, выходя за пределы ограниченного земного мира рационализма. Праведники будут жить верою. Так что если мы в чистоте примем Божественную благодать, то станем достойными слов Христовых: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». И теперь, когда вы исцелены, не возвращайтесь ко греху. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить