«Человек и Вселенная: поиск гармонии»

«Бог – человек – мир»: III международная научно-богословская конференция
в Сретенской и Минской духовных академиях

В чем тайна гармонии человечества и Вселенной? Каковы духовные причины повреждения окружающего мира и какие ответы и решения может дать православное богословие в связи с социальными вызовами общества потребления, экологической ситуацией? Эти и другие вопросы стали предметом конференции «Человек и вселенная: поиск гармонии».

Фото 1.jpg

14–15 марта 2023 года в Сретенской и Минской духовных академиях состоялась III международная богословская конференция «Бог – человек – мир», посвященная теме «Человек и Вселенная: поиск гармонии». В ней приняли участие преподаватели и ученые России, Белоруссии, Сербии, Австрии, Франции, США, Казахстана, студенты и аспиранты богословских и светских вузов, общецерковной аспирантуры и докторантуры, представители Российской академии наук.

Работа в секциях прошла по семи направлениям:

  1. Конфликт человека и окружающего мира: богословский, философский и научный аспекты (МинДА).

  2. Гармония человечества и Вселенной: условия, средства, способы (СДА).

  3. Причины повреждения окружающего мира: технологические, социальные, нравственные, духовные, иные (МинДА).

  4. Эко-, техно-, био-, цифро- системы: перспективы взаимодействия с живой природой и обществом (СДА).

  5. Прогресс и деградация человечества: признаки, критерии, возможности, препятствия (СДА).

  6. Религия в глобализирующемся мире в свете православной апологетики (МинДА).

  7. Философская антропология: метафизические, социальные и исторические аспекты (СДА). 

Завершил работу конференции круглый стол «Человек между восхождением и нисхождением в современных науках и практиках», во главу угла которого встала православная антропология и ее взаимодействие с антропологией психологии, педагогики и других гуманитарных наук.

Докладчики подняли сложнейшие вопросы, стоящие перед нашим поколением, решить которые можно только объединенными усилиями. Сегодня с особой силой зазвучало призвание человека как образа Божия осознавать себя не слепым потребителем природных богатств или, наоборот, плывущим якобы помимо своей воли по течению жизни. Все чаще и чаще в наши дни звучит напоминание о влиянии человека на окружающий мир, но слишком редко говорится о духовной составляющей этого влияния. Человек призван идти золотым путем гармоничного отношения к Богу, человеку, вселенной, который состоит в осознании мира как дара Божия, проявлении любви и заботы к нему, к ближним, благодарности Создателю и ответственности за великий дар. Как будет себя вести такой человек?

Докладчики подняли сложнейшие вопросы, стоящие перед нашим поколением

Научно-технический прогресс изменил качество жизни. Жизнь стала легче, но, по слову митрополита Минского и Заславского Вениамина, всесилие человека и изменения им окружающей среды – это иллюзия. Потребительское отношение привело к потере гармонии. Возможно ли сказать: «Мы поживем, а они потом разберутся»? Законодательная база современного общества не успевает за развитием технологий, и фактором, ставящим разумные пределы экспериментам, зачастую оказываются человеческая совесть и духовно-нравственные ориентиры общества, воспитанного в живой христианской культуре. К этим изначальным истокам общество в лице своих лучших представителей вновь приходит сегодня.

Фото 2.jpg

«Тайна для религии, что для рыбы вода» (М. М. Тареев). «Для человека верующего умение не знать, положить границу своему знанию, своему любопытству – как для любви целомудрие», – раскрывает мысль богослова и писателя И. Г. Яковлев. По его словам, в век технического прогресса желание все знать, проникнуть в тайны человеческого мозга, генома и изменить природу человека коррелирует с тем, что в нашу эпоху можно назвать уж точно не целомудрием[1].

Гармоничные пути решения проблем взаимоотношений человека со вселенной, социумом, природой рассматривались с учетом духовно-нравственной и естественнонаучной сторон, данных биологии, особенно генетики, геологии и экологии, философии, физики и математики, социологии, политологии. На конференции был проведен анализ гуманитарных и этических последствий научно-технических разработок. По выражению епископа Петергофского Силуана, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, председателя Синодальной комиссии по биоэтике РПЦ, Церковь должна осмыслить поставленные перед нами проблемы и дать действенные ответы: «Или мы успеем, или за нас успеют».

На конференции был проведен анализ гуманитарных и этических последствий научно-технических разработок

Важные мысли, направленные на преодоление разобщенности, были высказаны в докладе иеромонаха Мефодия (Зинковского) «Православное понимание соборности и реалии современного мира». Соборность и любовь способны одержать победу над разобщенностью и страхом. По словам архимандрита Софрония (Сахарова), «Лица Святой Троицы существуют в направлении друг к другу». «Человек чувствует себя одиноким, потерянным, несмотря на то что есть интернет, потому что потеряна соборность», – отметил отец Мефодий. Важно понимать, куда направлено произволение каждого из нас, и вопросы боли и страдания решать в своей жизни прежде всего так, как их решали святые.

Живой отклик у студентов вызвал доклад владыки Силуана, поднявший вопросы евгеники, центров планирования семьи, методик ЭКО[2]. «Так как я выпускник медицинского колледжа, я понимаю, что такое ЭКО, и с мнением Церкви абсолютно солидарен», – ответил студент Сретенской духовной семинарии Иван Тарасов. «Любое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» уже с момента зачатия, поэтому «Церковь не может одобрить использование данной методики. Каждый эмбрион должен иметь возможность родиться на свет»[3].

Удивительным открытием стала перекличка взглядов преподобного Максима Исповедника и астрофизика Н. А. Козырева. Они не знали друг друга. Их разделяли 1300 лет. Богослов VII века пишет об осиянии, ходе и движении времени, его логосе. Ученый, работавший над теорией внутреннего строения звезд в XX веке, говорит о подобном. Он утверждает, что, «звезда черпает энергию из хода времени» в обход второго начала термодинамики[4]. Такие совпадения говорят о важности соотношения богословия и научного знания и дают почву для продуктивного диалога.

Участниками конференции стали профессор Белорусского государственного экономического университета и Минской духовной академии К. И. Голубев[5]; доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН А. М. Кудрявцев[6]; доктор богословия, кандидат технических наук, ректор Николо-Угрешской семинарии иеромонах Мефодий (Зинковский); кандидат биологических наук, магистр теологии, старший преподаватель Псково-Печерской духовной семинарии иеромонах Стефан (Селезнев)[7] и многие другие ученые.

Фото 3.jpg

На конференции были затронуты острые социальные вопросы. Что будет, если детей из одной неблагополучной семьи распределить по благополучным? Жестокий социальный эксперимент показал свою несостоятельность. Разве теряет ум человек, которому пересадили свиное сердце? Неужели у человека, подвергшегося воздействию генной инженерии, обязаны пропасть человеческие качества, среди которых совесть, сочувствие и другие интеллектуальные, креативные и физические возможности? Отдельный доклад был посвящен опасностям, стоящим за идеями трансгуманизма движения New Age[8]. Перед христианином в современных реалиях стоит вопрос не только сохранения, но и умножения человечности.

Перед христианином сегодня стоит вопрос не только сохранения, но и умножения человечности

«Мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, начиная преображение его со своей души», – обратился к участникам владыка Вениамин. По мысли святителя Григория Паламы, весь чувственный мир – зеркало того, что находится в сверхчувственном мире. «Если человек поставит себя на место другого, то потом он может возлюбить всех: и людей, и животных – даже самых диких. Он вмещает в себя все [творение], а сам выходит из себя ради любви», – говорил преподобный Паисий Святогорец.

Протоиерей Вадим Леонов, заведующий кафедрой богословских дисциплин СДА и автор учебника по православной антропологии, от лица Сретенской духовной академии сердечно поблагодарил архимандрита Афанасия (Соколова), ректора Минской духовной академии, за сотрудничество. Отец Вадим отметил, что, собравшись вместе, «мы в каком-то смысле начинаем лучше слышать, понимать, обогащать друг друга. А наши студенты учатся понимать, что такое научная работа, имеют шанс задать вопросы специалистам». По слову и. о. ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева), «конференция стала традиционным событием в научной жизни духовных школ». По ее итогам будет выпущен сборник докладов, посвященных поискам гармонии человека и Вселенной, осмыслению проблем века современных технологий и возрастающей ответственности перед Богом за творение, врученное Создателем человеку.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


[1] Яковлев И. Г. «Нравственные границы биотехнологического прогресса в современном гуманизме и христианской традиции».

[2] Епископ Петергофский Силуан. «Евгеника после Второй мировой войны».

[3] Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» от 5 февраля 2021 г. URL: www.patriarchia.ru.

[4] Протодиакон Владимир Василик. «Преп. Максим Исповедник и Н. А. Козырев о времени и его принципах».

[5] Доклад «Прогресс и деградация общества в условиях финансового капитализма».

[6] Доклад «Экологические и биологические проблемы тленного мира».

[7] Доклад «О соотношении понятий Θεός, θεωρία, θεάομαι и о Боге как Источнике гармонии человечества и Вселенной».

[8] Кулаков К. Ю. «Угроза трансгуманизма в парадигме движения “Нью-Эйдж”».

Татьяна Карп 20 марта 2023
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить