Что такое чудо?

Чудеса происходят тогда, когда перестаешь их ждать

Что такое чудо? Когда ты говоришь среднестатистическому христианину, что произошло какое-то чудо, то он сразу представляет себе, что какой-то прикованный к инвалидной коляске начал ходить, какой-то слепой прозрел или какой-то немой начал говорить. Вообще, в уме, душе и воображении верующего человека чудо воспринимается как исцеление, как какое-то сверхъестественное Божье вмешательство, как сверхъестественное событие. Как-то так мы себе представляем чудо. У нас возникает такая же картина вмешательства Бога в нашу жизнь – мы ждем, что откроются небеса и сверхъестественное существо заговорит с нами, или что с неба появится рука, которая прикоснется к нам. Такое мышление не так уж и невинно в нашей жизни. Почему? Потому что, когда ты ограничиваешь свой ум, душу и сердце только одним конкретным способом, с которым Господь вмешивается в твою жизнь, тогда что ты делаешь? Теряешь и блокируешь тысячи других способов присутствия Бога в твоей жизни. Ты ищешь и ожидаешь Его, но Он уже присутствует в твоей жизни. Однако ты ищешь Его и говоришь, что Он прохладный, далекий, притворяется, что не слышит твои молитвы. Но Он уже присутствовал в самые трудные моменты в твоей жизни, а ты ожидал Его; Он придет другим способом, но ты не сможешь узнать Его, потому что в своем уме ты построил только одно конкретное представление о Нем.

Для святых Отцов Бог может быть в улыбке, которую тебе дарит человек, в объятии, в компании твоего друга, в твоем терпении, выдержке, вере и надежде. Господь может говорить с тобой тысячами способов – через людей, которых ты даже не знаешь. То есть у тебя возникла какая-то серьезная проблема, что-то очень сильно беспокоит, ты молишься об этом Богу, выходишь на улицу, ходишь по магазинам или идешь на работу и встречаешь незнакомого человека, который тебе что-то говорит, и ты восклицаешь: 

Господь может говорить с тобой тысячами способов – через людей, которых ты даже не знаешь

– Вот, это то решение проблемы, которое я искал!

И твои мысли и сердце «разблокируются». Присутствие Бога не одномерно, Господь приходит в твою жизнь не только одним, а очень многими способами.

Когда мы думаем, что чудо может произойти только одним определенным образом, то мы настолько ограничиваем его, что в конечном итоге теряем настоящее чудо, которое является нашей жизнью, которую мы убиваем каждый день, хороним ее, и никто не об этом плачет. Никто не сожалеет, никто не раскаивается в том, что «выкидывает в помойку» свою жизнь, которая ему дана Богом; ожидает завтрашнего дня, который никогда не наступит, и теряет сегодняшний день.

Что такое чудо?

Во-первых, чудо – это прикосновение Бога: чудом Господь прикасается к нам, Бог приходит через него и открывает Свое присутствие как тайну в нашей жизни. Не обязательно, чтобы чудо было очень впечатляющим. Не обязательно, чтобы оно было зрелищем, но оно означает, что Христос открывает нам окно для другого образа жизни. Чудо – это нечто существенное, потому что через него Господь закрывает нам глаза для того, чтобы мы по-другому увидели нашу жизнь. Послушайте, если мы заболели какой-то болезнью, то хотим вылечиться. Это человеческое мышление, вполне нормальное человеческое мышление, и мы уважаем его. Церковь постоянно молится о нас, о нашем здоровье, но чудеса, которые Христос совершил в Новом Завете, – это не чудеса, которые совершились для того, чтобы на нас произвести впечатление, но через них Христос закрывал глаза людям, чтобы они могли по-другому взглянуть на свою жизнь. Христос заинтересован не только в исцелении одной руки, ноги и глаза у человека, а в исцелении всего человека. 

Христа интересует чудо, которое относится ко всему человеку. Он не исцеляет в одностороннем порядке – только одно место в человеке, потому что у Бога не существует частичности. Человек – частичный. У Бога существует полнота, целостность. Поэтому Господь не может совершить чудо, которое не будет относиться ко всему человеку. Он хочет вылечить не только паралич у человека, но и то, что за ним стоит, – отрицание жизни, которое есть у человека. Христос подошел к расслабленному, который болел 38 лет, и больной произнес: 

У меня нет человека (Ин. 5: 7).

То есть он сказал: 

– Некому «опустить меня в купальню, чтобы я исцелился, когда вода в ней взволнуется» (см.: Ин. 5: 7).

Но Христос не обвинил людей, которые не позаботились о расслабленном, не стал обвинять плохое или бесчувственное человеческое общество. Он этого не сделал. Первое, что Он сделал, спросил больного: 

Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5: 6).

Христос спросил его, хочет ли он, чтобы это произошло. Почему Он об этом спросил расслабленного?

Не все люди хотят выздороветь

Я знаю, что то, что сейчас скажу вам, шокирует вас, но это правда – не все люди хотят выздороветь. Часто болезнь становится хорошей услугой для нас, часто мы хотим быть больными, потому что таким образом наши близкие будут заботиться о нас. Потому что только когда я нездоров, другой человек обратит внимание на меня и спросит меня: 

– Как ты? У тебя все хорошо? Как ты себя чувствуешь? 

Когда я здоров, то об этом никто не спросит меня. Во время болезни я часто получаю то, чего не могу получить, когда я здоров. Потому что здоровье требует ответственности. Как мне относиться к своей жизни, когда я здоровый? – Здесь нет никаких оправданий. Я должен нести ответственность за свою жизнь. А больного все оправдывают и говорят ему: 

– Бедняга! Он болен! Сейчас ему плохо! Что он может сделать, ведь он же сейчас болеет?! 

Таким образом мы оправдываем больного человека. Так что не думайте, что все люди хотят быть здоровыми, – это не разумеется само собой. 

Вот почему Христос спрашивает расслабленного:

– Ты этого хочешь? Ты хочешь выздороветь? 

Христос хотел увидеть, есть ли у него внутренняя предрасположенность к существенной перемене в его жизни. Когда больной ответил, что хочет выздороветь, Он сказал ему: 

Встать, возьми постель твою и ходи (Ин. 5: 8).

И когда Христос исцелил расслабленного, Он не оставлял его в прежнем состоянии, Его не успокоило то, что расслабленный просто начал ходить, важно было нечто другое. Поэтому Спаситель сказал ему: 

– Будь очень внимательным, как ты в дальнейшем будешь жить, потому что, если ты будешь, как прежде, грешить, то с тобой произойдет что-то гораздо худшее, чем расслабленность. Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5: 14).

То есть Он сказал исцеленному человеку, что если тот продолжит жить прежней греховной жизнью, то к нему не только паралич вернется, и не только некому будет опустить его в купальню, но и произойдет самое худшее в его жизни. 

Христос исцелил слепого и вернул ему зрение. Но прозревший человек не только стал видеть, а увидел свет в своей душе, то есть Самого Христа. В Евангелии нет ни одного исцеления, которое одновременно не изменило бы и внутренне человека. Христос заботится не только об исцелении человеческого тела, но и о внутреннем изменении его сердца. Поэтому, когда мы видим какое-то чудо, которое только внешне затрагивает нас, это не христианское чудо. Христос интересуется всем человеком – Он хочет изменить его жизнь, изменить его восприятие.

Когда мы видим какое-то чудо, которое только внешне затрагивает нас, это не христианское чудо

Для нас большим благословением является то, что мы имеем чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Это очень важно для нас, но, к сожалению, многие люди не могут понять, насколько для нас ценна икона. 

Замечу в скобках. Однажды один пятидесятник сказал мне: 

– Вы, православные, идолопоклонники. Вы интересуетесь иконами с изображением Бога, вы целуете доски, целуете краски на этих досках...

Большинство таких людей не могут понять того, что Святая Православная Церковь обнимает всего человека, не «обрубает» ни одно его измерение. Церковь знает, служит и откликается на основную человеческую потребность – потребность любить, изображать то, что человек любит. Кто не носит с собой фотографии своих близких людей? Сегодня наши сотовые телефоны полные такими снимками. Раньше, когда не было сотовых телефонов, люди хранили в портмоне фотографии своих детей, своего супруга, своей жены. Когда человек уезжал за границу, первым делом, приехав в отель, раскладывал свои вещи в гостиничном гардеробе, а затем  сразу же ставил на стол фотографию своего любимого человека, чтобы смотреть и думать о нем. Это потребность человека изображать, видеть, чувствовать, обнимать, целовать. В Церкви мы обнимаемся, целуемся, мы не запрещаем человеку проявлять свою человеческую сторону и самовыражаться.

Многие люди приходят поклониться иконам, и у каждого есть своя какая-то заветная просьба. Но грустно и печально, если мы молимся иконе, чтобы только исцелился наш глаз, наше сердце, наша  печень и так далее. Даже если сегодня эти органы исцелятся, то завтра, послезавтра они снова ослабнут. Главное, чтобы с их исцелением изменилась вся наша жизнь. В Церкви есть очень много святых, которые в действительности были мобильными больницами, – например, преподобный Порфирий, – наверное, не было болезни, которой бы он не болел. Однако он был радостным, испытывал внутреннюю радость.

В церкви радость не связана с отсутствием проблем. В Церкви мы радуемся, будучи распятыми. Отсутствие проблем не означает радости или счастья, потому что не существует такой жизни. Поэтому чудо – это то, что исцеляет не только одно место в человеческом теле, но и его всего.

Чудо – это приглашение Бога к аутентичности, что означает, что Господь предлагает нам стать аутентичными. Что такое аутентичный человек? Это настоящий человек. Большинство из нас не являются самими собой, мы не такие, какими мы выглядим, а служим имиджу, хотим быть такими, какими хотели бы нас видеть другие люди.

Чудом Христос призывает нас стать самими собой, стать аутентичными, стать настоящими, найти истинную сущность в своей жизни, найти свое истинное лицо в своей жизни.

Чудом Христос призывает нас стать самими собой, найти свое истинное лицо

Почему мы часто чувствуем, что чудо запаздывает? То есть у нас возникла проблема, мы молимся, но Господь не отвечает на наши молитвенные прошения, словно не слышит нас, прохладно относится к нам, не видит наши мучения и проблему. Также слышим, как некоторые люди говорят, что нет Бога. Многие говорят:

– Батюшка, у меня возникла проблема, я очень много молился, чтобы она разрешилась. Моя проблема очень беспокоит меня, но Господь не отвечает на мои молитвы, и моя проблема все еще не разрешилась. Поэтому я думаю, что нет Бога!

Вы знаете, это большая внутренняя проблема. То есть мы каждый раз портим свои отношения с Богом и со своим ближним, когда мы попадаем в беду или когда он не делает то, чего мы ожидаем от него. Чего мы ожидаем от своих родственников – от своей жены, от своих детей? Мы ожидаем от них, чтобы они делали то, что мы хотим, то есть чтобы они думали так же, как мы думаем, отвечали нам так, как мы хотим, давали нам то, что мы ожидаем и хотим от них. Когда этого не происходит, начинаются ссоры, и мы даже прекращаем общаться с ними. Мы переносим эту привычку даже на наши отношения с Богом, то есть мы любим Бога, но только до того момента, пока Он не начинает «рушить» наши планы и не перестает исполнять то, чего мы хотим.

Один духовный человек сказал мне кое-что замечательное. Сейчас ему почти 70 лет, он в очень зрелом возрасте. Когда я рассказал ему о своей личной проблеме, то он сказал мне: 

– Отец Харалампий, хочу вам признаться, часто по вечерам, когда я молюсь, я благодарю Бога за многое, но я также благодарю Его за одну очень важную вещь. Какую? Я благодарю Его за то, что Он не слышит мои молитвы. Потому что если бы Он вовремя услышал то, о чем я просил в своих молитвах, то духовно я погубил бы себя. Поскольку спустя время я понимаю: то, чего я хотел тогда, сейчас было бы для меня катастрофой.

Вы знаете, как часто мы просим Бога о вещах, которые (если бы Господь позволил, чтобы они осуществились) обернулись бы для нас катастрофой? И нам кажется, что Господь не слышит наши молитвы, не обращает на нас внимания, но в действительности Он показывает Свою любовь, и Его молчание является ответом на нашу просьбу. Мы научились отвечать только тогда, когда говорим. Но Господь знает и ответы, которые приходят с молчанием. Он оставляет нас, чтобы мы стали зрелыми, Он знает, что мы не готовы к определенным вещам или то, о чем мы просим, не принесет нам пользы. Нам кажется, что Господь не отвечает на наши прошения. Однако Он отвечает на них Своим молчанием. Господь хочет, чтобы наше желание «созрело». Часто бывает, что желание человека хаотично, и в нем много мрака. 

Послушайте, человек – не такой, как он думает о себе. У всех нас есть превосходные мысли, все думают, что они прекрасные родители, думают, что знают, что они должны делать для своих детей, думают, что знают, что правильно и что неправильно, все мужчины думают, что они прекрасные мужья. Если к вам придет какая-то ваша подруга или какой-то ваш друг, которые не ладят со своими супругами, и расскажут вам о своих проблемах, то знаете ли вы, какие прекрасные советы вы им дадите? С каким воодушевлением вы начнете советовать? Какие дельные советы дадите женщине о воспитании ее ребенка? Но когда приходит время применить эти советы к себе, то мы этого не делаем. Потому что человек делает не то, что думает, а то, что может вынести его душа. Он делает не то, что существует в его уме, а то, что находится глубоко внутри него; а глубоко внутри нас находится мрак.

Господи, просвети мой мрак!

Вот почему святой Григорий Палама молился не со словами «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», а со словами «Господи, просвети мой мрак». И он имел глубокое понимание того, что он несет в себе мрак. Это не психологизм, выражающийся в словах: ах, какой я грешный, несчастный, окаянный, темный, плохой. А эмпирическая истина святого Григория Паламы и святых. Они не изрекали психологизмы, чтобы скоротать время, и не самоукоряли себя в нравственном аспекте. Это не нравственные вещи, а экзистенциальные. Святой знал, что в нем есть мрак. Святые знали, что у них есть этот внутренний контраст – что они одно думают, а другое делают, и что в них есть мрак и свет. Святые это понимали. Поэтому святой Григорий Палама говорил: «Господи, просвети мой мрак»! От этого следует, что человеческое желание не является категоричным. То есть, часто, когда мы говорим: я хочу это сделать, то в действительности не знаем, чего хотим. Вот почему в духовной борьбе вы должны постоянно обновлять свое призвание. Я женился, нашел себе друга, если я оставлю этот свой выбор в «блаженном» состоянии, что произойдет? Призвание умрет, высохнет, мне необходимо постоянно его обновлять, чтобы увидеть причины, почему я дружу с этим человеком; обновить причины, потому что когда я женился, мне было двадцать лет, а сейчас мне сорок лет. Я уже не такой, каким я был раньше, и моя жена уже не такая, какой она была двадцать лет тому назад. Поэтому мне нужно найти способы, чтобы обновить наши семейные отношения. То же происходит и в духовной жизни. Большинство людей верят, что если они в своей духовной жизни ходят в церковь, соблюдают посты, молятся, то могут «положить Бога в карман». Духовная жизнь не такая. Бог парадоксален, Он не принадлежит нам, это мы принадлежим Ему. Таким образом, ты не сможешь возле себя удержать Бога, не сможешь Его удержать со своей настойчивостью.

Думаешь, если ходишь в церковь, соблюдаешь посты, молишься, то можешь «положить Бога в карман»?

Очень важно понять, что Господь отвечает нам, но очень часто Он отвечает молчанием и согласно Своему времени. То есть, одно – это историческое время, другое – психологическое время, и третье – Божье время. Божье время не как наше время, где есть стресс, где мы хотим, чтобы все происходило автоматически, сегодня, сейчас, сию секунду. Господь умеет ждать, пока не придет Его время. Вот почему мы часто о чем-то молимся, проходят годы, и затем исполняется наша молитвенная просьба. Потому что Господь точно знает, что и когда должно произойти. 

– Я сейчас исполняю твою просьбу. Если Я раньше дал бы тебе то, о чем ты просил меня, то оно навредило бы тебе, – говорит Господь. – Потому что тогда ты не был готов его принять. 

Сколько раз мы дарили людям разные вещи – нашу любовь, а они попирали ее, потому что не были готовы ее принять; сколько раз мы давали свободу своему ребенку, своему мужу, своей жене, своему другу, давали им  возможность сблизиться с нами. Но они не были готовы воспользоваться этой возможностью и разрушили свои отношения с нами. Это относится и к духовной жизни. Господь оценивает, когда ты будешь готов, чтобы ответить тебе и дать тебе то, о чем ты попросил у Него.

Есть и еще нечто, что очень важно знать. По историческому времени человек может говорить о своей личности, что ему сорок лет, а в духовной зрелости он еще десятилетний мальчик. Кто-то может сказать, что ему двадцать лет, а душевно он уже сорокалетний мужчина, уже очень зрелый человек. Одно – это историческое время, а совсем другое – душевное время. То же самое происходит в духовных вопросах. Это совсем разные вещи. Не играет большой роли время твоего приобщения к Церкви. Многие говорят: 

– Я с детства воцерковленный! 

Но это ничего не значит. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Когда тридцать лет назад я приехал на Афон, там были мулы. И пока я не умру, будет то же самое, мулами были и мулами останутся». Ничего не изменилось от того, что они были на Афоне. Церковь – это не нечто, куда я войду и стану другим человеком. Этого не произойдет, если я сам не захочу изменить свою жизнь. Церковь – это пространство, экзистенциальная мастерская, в которой я должен работать над собой, иначе ничего не изменится. Господь благословит твои усилия, которые ты для этого прилагаешь.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
сайт храма святого царя Бориса (в Варне)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить