Даруй ми не осуждати брата моего

Братья и сестры, те из вас, кто знаком с великопостными богослужениями, знают молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой есть, в частности, такие слова: «Господи и Владыко живота моего… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков».

1 (15).jpg

Эта молитва – не единственный момент церковной традиции, когда нам запрещается судить ближних. Поучения отцов-пустынников изобилуют увещеваниями не судить наших братьев. И в Священном Писании сказано то же самое. Святой апостол Павел учит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14: 3–4).

Так же говорит и святой апостол Иаков: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак. 4: 11). Это апостольское слово восходит к Самому Господу. В Своей Нагорной проповеди Он говорит: «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). Из этих слов ясно: не нам судить других. Однако это не единственная часть нашей традиции, которая говорит об этом.

В своем Послании к Коринфянам святой апостол Павел пишет: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо чтó мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5: 11–13). Это Павлово повеление вторит Господу: «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть дóлжно?» (Лк. 12: 57); «Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин. 7: 24). С одной стороны, нам запрещено судить, а с другой стороны, велено. Что же происходит, как это понять?

Мы, конечно, не первые, кто заметил это явное несоответствие в церковной традиции. Святитель Иоанн Златоуст, страстный и внимательный экзегет, также заметил разные советы на этот счет. В своих проповедях на Нагорную проповедь, комментируя повеление Господа «не судите, да не судимы будете», антиохийский проповедник говорит следующее: «Что ж? Ужели не должно обвинять согрешающих? Да и Павел то же самое говорит, или – лучше – Христос через Павла: «А ты чтó осуждаешь брата твоего? Или и ты, чтó унижаешь брата твоего?» (Рим. 14: 10). Или: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим. 14: 4). И опять: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор. 4: 5).

2 (17).jpg
Мозаика собора Святой Софии в Константинополе. IX в.

Каким же образом тот же апостол в другом месте говорит: «Обличай, запрещай, увещевай» (2 Тим. 4: 2)? И еще: «Согрешающих обличай пред всеми» (1 Тим. 5: 20)? Равным образом, и Христос говорит Петру: «Пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18: 15). И для чего Он поставил столь многих обличителей, и не только обличителей, но и карателей?

Святитель Иоанн Златоуст смог увидеть не только проблему, но и ее решение. Процитируем его дальше: «Как мне кажется, Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь поступки. Мне кажется также, что Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи… Что же, – скажешь ты, – если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство».

Именно в этом слове святителя Иоанна Златоуста (Слово 23 на Евангелие от Матфея) мы видим здравый смысл и пастырскую заботу Церкви.

Вышеприведенные из Священного Писания примеры запретов на осуждение имели целью избавить нас от фарисейского самодовольства, от духовной слепоты, когда мы выискиваем грехи окружающих, но не наши собственные. Конечно, нам легко присвоить себе роль обвинителя, судьи и присяжного и начать осуждать наших братьев по пустякам, когда мы сами совершаем либо такие же, либо даже большие грехи. И давайте будем честными: большую часть времени мы осуждаем наших братьев и сестер.

Мы осуждаем их за незначительные вещи: за то, что они сделали крестное знамение «неправильным» образом, за то, что они не постятся так, как мы считаем правильным для них, за то, что они ведут себя так, как мы сами себя ведем. И когда мы осуждаем, мы делаем это потому, что нам от этого приятно: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк. 18: 11). Большую часть времени мы судим других, мы одеты в длинные фарисейские одежды. Но на это ясно слышно слово Господа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1).

Если мы любим наших ближних и видим, что они с головой пускаются в беззакония и творят бедствия, мы обязательно должны обличить их

Да, бывают случаи, когда суд с нашей стороны необходим и было бы греховно не совершить его. Святой апостол Павел говорил об этих случаях, как и наш Господь. Даже Закон Ветхого Завета знал, что бывают времена, когда любовь требует открытого упрека: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). В особенности это задача духовенства, которое поставлено «стражами на стенах». К ним особенно применимо следующее слово: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (Иез. 33: 7–8).

Если мы любим наших ближних и видим, что они с головой пускаются в беззакония и творят бедствия, мы обязательно должны обличить их. Если мы этого не сделаем, они умрут в своем беззаконии, и часть их вины ляжет на нас. Слова нашего Господа о том, чтобы не судить, сегодня многие используют неправильно и часто возводят в абсолют. Но способность судить грех и готовность обличать его имеют решающее значение для духовного формирования чад Церкви. Эта способность видеть и осуждать грех названа святым апостолом Павлом «αἴσθησις», что можно перевести с греческого как «различение, восприятие, проницательность, нравственное понимание». Он писал своим дорогим филиппийцам: «Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Флп. 1: 9–10). Только различая, что хорошо, а что греховно, первые христиане могут встать неосужденными на Суде Христовом в Последний День. То же самое касается и нас.

3 (18).jpg

Церковь – «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Мы призваны быть «чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» и сиять, «как светила в мире» (Флп. 2: 15). Бог открыл нам, что такое истинная праведность, и поручил нам жить так, чтобы все могли видеть ее красоту. Мы будем виноваты перед Богом, перед нашими детьми и перед самими собой, если позволим миру притупить наше чувство относительно праведности и греха, если перестанем видеть и судить грех таким, какой он есть. Наше послание миру должно быть таким: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). И подобно апостолам мы должны призывать людей покаяться: «Они пошли и проповедовали покаяние» (Мк. 6: 12). Для этого нам нужны αἴσθησις и готовность выносить суд, начиная с самих себя. Наш греховный мир томится от своей греховности и отчаянно нуждается в том, чтобы его позвали вернуться домой.

Перевела с английского Александра Калиновская 
Сайт Frlawrencefarley.blogspot.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить