Даст тебе Господь по сердцу твоему

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора

Молитва в Гефсиманском саду.jpg
Молитва в Гефсиманском саду

Даст тебе Господь по сердцу твоему. Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора. (MP3 файл. Продолжительность 12:48 мин. Размер 8.79 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали молитву Господа об апостолах, а с ними и обо всех учениках Христовых: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы (Ин. 17: 11).

Что в нашем сердце?

Узнать о том, пребываем ли мы в таком единстве, мы можем по внутреннему расположению, намерению, произволению, которое имеем в нашем сердце. Святые говорят: надо поглубже заглянуть в себя и рассмотреть, каким является наше сердце, на это обратить особенное внимание. Может получиться, например, что один человек не поможет другому, рассердится случайно, хотя сердце имеет милостивое. Тут же так же поступит и другой, но не по какой-либо случайности, а потому, что скуп или жесток. На вид оба дела одинаковы, а по внутреннему настроению – между ними большая разница. Дела – это единичные действия, в этот час и в этом месте совершаемые, а расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека, из которого проявляются его желания и направления (намерения) его дел.

Если сердце каждого из нас направлено на угождение себе, мы никогда не сможем достигнуть того единения, о котором молился Спаситель. Потому что наше сердце будет находиться тогда во власти недобрых расположений, страстей. Это – гордость, тщеславие, забота о своей выгоде, гнев, ненависть, зависть, пристрастие ко всему земному, уныние, отчаяние, которые являются источниками худых, недобрых, злых дел. В таком случае мы никогда не сможем отозваться на беду другого, сохранить мир и доброе отношение к ближнему.

Если же в своем сердечном намерении мы стремимся к жизни в Боге и с Богом, к угождению Богу, взаимному миру с другими, несмотря на возможные сложные обстоятельства, недопонимание и трудности в общении, Господь, видя такое наше намерение, несомненно, будет помогать нам.

Расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека
Сам Спаситель в заповедях о блаженствах указывает на то, какие добрые расположения, то есть постоянные настроения сердца, следует приобрести христианину: смирение, сокрушение, кротость, стремление во всем поступать по правде, милостивость по отношению к другим, терпение, мир души – готовность простить и недоброжелательных по отношению к нам людей. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Потому и апостол Павел призывает христиан: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны, и будьте дружелюбны (Кол. 3: 12–15).

Бог смотрит на сердце человека и исполняет по его намерению. Он знает немощь человеческую, что сам по себе человек ничего не может сделать, и потому помогает ему. Даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои исполнит (Пс. 19 :4). То есть: Господь совершит всякое доброе и справедливое твое намерение.

Единственное, что есть у человека, говорят святые, – это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. «Бог хочет нашего произволения, нашего доброго расположения, проявляемого, пусть даже и немного, но добрым усердным подвигом. Также Он хочет, чтобы мы сознавали свою греховность. Всё остальное дает Он». Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным помышлением: «Боже мой, я такой слабый, недобрый человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне». Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.

«Господь знает наше сокровенное, и по вере и стремлению к истине (доброму расположению) правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и непониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни».

«Важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию», и тогда «искренность наших чувств Господь примет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведет по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой».

Доброе расположение приводит человека к Богу

«Тот, у кого есть доброе расположение познать Христа, познает Его, обратится к Нему. И пусть рядом с ним не окажется ни богослова, и он не услышит слова Божия, но если у него есть доброе расположение, то поводом для его обращения станет какое-нибудь событие». Помощь Божия зависит от расположения самого человека. Судьбы Божии – неисчерпаемая глубина. Люди, живущие жизнью мирской, – говорит старец Паисий, – те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, кто был увлечён злом, кого подтолкнули к недоброму другие, – все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, обращают Бога к милости, и Он поможет им. Бог приведёт в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.

Доброе расположение помогает преодолеть страсти. «К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он видит в себе эту страсть, прилагает усилия и трудится. У него есть расположение преодолеть эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою помощь, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться?». Потому святые и говорили: «Не ужасайся, если и каждый день падешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно и, без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Господь само намерение исправиться принимает за дело
Господь само намерение исправиться принимает за дело. Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал своей духовной дочери: «Пишешь, что обременена делами и трудно сосредоточиться, даже со чтением Святого Писания трудно бывает. Будь довольна и благодарна, что есть желание и намерение заняться о едином на потребу, ибо Бог видит твое намерение. Это твое намерение [Господь] – за дело принимает. Ты живешь в миру и жизнь должна проводить деятельную. Когда свои дела кончишь, которые должна исполнять по долгу своего звания, тогда можешь и сосредоточиваться (на духовном)».

Начните понемногу и успеете всё сделать как следует. Но если и не успеете всё сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие себя пересмотреть и перестроить Он примет как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца. Главное же, то есть решительное намерение всего себя посвятить Господу, Вы непременно должны в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда.

Доброе расположение примиряет людей. Святые советуют «“Когда хочешь узнать, что у другого человека на сердце, то узнай таким образом: испытай свое собственное сердце; сохраняешь ли ты доброе расположение к другому. Если твое расположение доброжелательное, то знай, что, при помощи Божией, всегда найдешь по сердцу своему” (путь к миру с другими)».

«Не сами ли мы иногда бываем виноваты, что люди не могут подойти к нам, ведь они чувствуют, что наше сердце не лежит к ним. Кто тут виноват? Бывают виноваты обе стороны. Но мы, духом жить надеющиеся, не более ли будем виновны, что слишком себе верим, о себе думаем, не давая в сердце места другим? Причина разъединения с людьми есть излишняя любовь себя и всего, что нам принадлежит».

Должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностью никого не исправишь и дела не поправишь, а только себя смутишь и делу повредишь. Когда люди увидят нас одержимых гневом, тогда и сами теряют спокойствие и доброе к нам расположение.

Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие (доброе расположение) при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками.

Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь, как солнце, всё растопит
Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь (доброе расположение), как солнце, всё растопит. Любовь в словах только, без соответствующих дел, только раздражает. Нужно любить не языком, а самым делом. В этом весь путь, всё могущество любви. Преподобный Серафим говорил: “Радость моя, стяжи мирный дух и около тебя тысячи спасутся”».

Мир лучше сохраняется там, где каждый старается усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию (добрым расположением). Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, стараться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо.  «Справедливое недовольство» – «опасный материал» для души. «С особенным вниманием мы должны относиться к нашим душевным переживаниям и изгонять из души своей всякое недовольство против кого бы то ни было, даже против врага своего. Мы не должны затаивать в душе недовольства, потому что, пренебрегая и накапливая его, мы будем держать слишком опасный материал, который может взорвать и погубить собственную душу нашу. Всякое недовольство против ближнего мы должны тушить и искоренять из души своей в самом начале». Одному человеку, вопросившему относительно огорчения (оскорбления), какое причиняет, служащий ему, святой ответил: «Смотри, чтобы, так говоря о брате, что он очень сильно огорчает (оскорбляет) тебя, тебе не увлечься в злопамятство».

Дорогие братья и сестры, будем помнить, – доброе расположение, произволение, намерение есть состояние сердца. «Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять. Потому что каков кто в сердце, таким видит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Михаил   9 Июня 2019, 16:06
Спаси Господи за мудрое наставление)))
Мне ещё очень нравится как красиво Господь говорит:
"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше." (Евангелие от Матфея 6:19-21)
р.Б.Сергий   9 Июня 2019, 16:06
СпасиБо, о.Иоанн. По прочтении Вашего материала нашел ответы на многие свои (даже еще не сформулированные) вопросы.
Анна   9 Июня 2019, 20:06
Отличная проповедь! Спасибо, батюшка.
Юлия   9 Июня 2019, 21:06
Спаси Вас всех Господи!
Александр Алексеевич   10 Июня 2019, 08:06
Проповедь действительно удивительно исцеляющая! Мудрая и просто спасительная. Сразу видно своё сердце...Спаси, Господи!
Вера   10 Июня 2019, 11:06
СПАСИБО, Отче Иоанне за проповедь.
Так же, спасибо за упоминание об опасности "Справедливого недовольства", за слова "Господь не взыскателен на мелочи, а ценит усердие и намерение".
Надеюсь, что они мне помогут иметь "ум добрый и сердце умное"
Спасибо
Светлана   10 Июня 2019, 14:06
Батюшка, спасибо большое за проповедь!
Ирина   11 Июня 2019, 12:06
Спаси Господи, о. Иоанн за духовное наставление.

Каждый человек когда читает или что-то слышит выносит своё из поступившей информации. Один подчеркнет одно, второй обратит внимание на другое, а третий мимо ушей все пропустит, ибо то о чем говорят или читает мало интересно ему, или недостотачно просвещенности в данной теме. А как слушаю я? Что я выношу из услышанного и прочитанного?
Сердце так глубоко, что с первого раза и не поймешь какое оно и чем наполнено. Заглянула туда и вроде бы все в порядке, оцениваю себя с положительной стороны, есть конечно кое-какие проблемы, ну в общем, всё не так уж и плохо. Познать свое сердце можно только во свете Евангельского учения, сравнивая каждое движение, мысли, и расположения происходящее в нем с заповедями Господа Иисуса Христа, а без Господа Бога ничего увидеть, познать невозможно.
Как увидеть тайное своего сердца? Послушать что говорят уста мои, ибо они обличают меня в тайном. Как Господь сказал: "От избытка сердце говорят уста" (Мф. 12:34).
Есть ли во мне доброта? И так хочется ответить утвердительно, ведь по-другому быть не может! Я же живу с Богом, так много читаю, слушаю, узнаю, просвещаюсь. Я знаю что есть доброта и какая она должна быть на деле! А в действительности как обстоят дела? Стоит посмотреть как отношусь к людям. Так ли доброжелательна и добросердечна к одним как и к другим; или есть разница, кто стоит передо мной? Ведь добрые мысли, суждения, видение, расположение они изливаются на всех одинаково, для них не имеет значение кто стоит перед ним: священник или цыган, известный актер или бомж, топ-менджер или беззработный, патриарх или преступник..., добро оно не взирает на лица, оно просто обнимает любого человека, ибо он - человек сотворен по образу Божию и по подобию Его. "И неблагообразные (члены) наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение" (1 Кор. 12:24), пишет в послании апостол Павел.
Хорошая проповедь. В ней можно найти все, что необходимо для исправления своего ветхого человека, только если сможешь увидеть каково твое сердце на самом деле, без лукавства и оправдания, без лицемерия и заискивания. Доброта - это хорошо, но еще лучше, когда я творю думаю, расположена, чувствую, наполнена добротою и она естественно изливается из моего сердца на окружающих людей не взирая на их поведение и лица.

Умудри нас Бог.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить