Духовник – это столб по направлению к Богу

Насельник Сретенского монастыря игумен Киприан (Партс) ответил на вопросы о духовнике, о правильных отношениях с ним и о спасении. 

Фото 1 (25).JPG

– Отец Киприан, разъясните, пожалуйста, кто такой духовник. Это священник, у которого человек исповедуется?

– Конечно, речь идет в первую очередь о священнике, который имеет возможность исповедовать. Любой приходской священник может быть духовником. 

– Что должно соблюдаться при этом? Нужно доверие человека к этому священнику?

– Конечно, должно быть доверие, без которого духовнические отношения невозможны. Очень важно при выборе духовника учитывать то, что говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): духовник должен быть церковным человеком. Он говорит, что сердце человека должно принадлежать только Господу Богу и ни в коем случае не духовнику. И такой еще важный критерий для священника, который может быть духовником: он должен приводить человека не к себе, а ко Христу. 

Еще очень важное замечание в свое время сделал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он говорил, что ни духовник не должен своей волей подменять волю пасомого, ни пасомый не должен пытаться себе подчинить волю духовника. Иначе, по словам отца Иоанна, это будет уже одержимость.

Духовник – это священник, к которому человек ходит на исповедь. Он указывает человеку верное направление. А уже дело самого человека – идти по этому направлению или нет. Ведь если человек при самом хорошем духовнике не будет двигаться сам, то что же это будет? Это все равно, что находиться на дороге у столба, который указывает правильное направление. Но если никуда не двигаться, то можно у столба и сгнить. Духовник и есть тот самый столб, который это направление показывает. Но дорогу осилит идущий.

Духовник должен приводить человека не к себе, а ко Христу

– В миру обязательно ли должно быть стопроцентное послушание духовнику?

– Нет. Святитель Игнатий говорит, что стопроцентное послушание возможно только при жительстве со старцем, потому что у старца воля обóжена. Все в воле Божией у старца, и он этой обóженной волей благочестиво умерщвляет волю послушника. 

Но нам такого жительства не дано. Как говорит святитель Игнатий, нам доступно жительство по совету. Нужно советоваться: духовник вместе с человеком, который к нему приходит, должны вместе искать, как поступать по воле Божией.

– Что мирянин должен делать со своей стороны, чтобы искать волю Божию?

– Мирянин должен читать Священное Писание и стараться жить согласно слову Божию, уставам церковным. Вот они вместе с духовником и должны искать, как поступать по воле Божией. Поэтому нельзя относиться к духовнику, как к оракулу, который, как компьютер, выдает только правильное решение. И человек сам должен быть готов к тому, чтобы эту волю Божию принять.

Фото 2 (22).JPG

Схиархимандрит Иоанн (Маслов), старец из Троице-Сергиевой лавры, говорил: «Человек спрашивает совета, молишься, а небо молчит. А человек, как в железе, в своей воле. И в таких случаях я мог только сказать: "Молитесь"». 

Видите, это говорил человек, который имел дарования духовные, прозорливость и дар рассуждения. А что такое дар рассуждения? Это и есть дар благодати, познания, как в любом случае и в любое время поступать по воле Божией. И даже такой человек, как схиархимандрит Иоанн, когда приходящий к нему был не готов принять волю Божию, не мог ничего сказать. Значит, ты сам, человек, должен трудиться. 

Хорошо, если у христианина будет духовник, с кем он будет советоваться о своей жизни. Но прежде чем выбрать духовника, нужно семь раз отмерить и один раз отрезать. Человек должен присмотреться и получать помощь в качестве совета. 

Но под лежачий камень вода не течет. Пасомый должен доверять этому священнику, но, повторюсь, священник должен приводить его не к себе, а к Господу, ко Христу. И полностью подменять волю пасомого он не должен, нет такой задачи. Человек должен сам искать воли Божией, чтобы по заповедям Божиим, по Евангелию поступать в своей жизни, сам над этим трудиться. Ведь бывает так, что одному человеку священнику есть, что сказать. А другой приходит на исповедь, кается, а сказать ему нечего. И тот, и другой на исповедь приходят. Одному есть, во что вкладывать, а относительно другого священник не понимает, что ему сказать, и такое бывает. Значит, человек сам должен трудиться. Дорогу осилит идущий.

Фото 3.jpg.jpeg

Однажды к старцу Павлу Груздеву приехал молодой человек с сокровенным вопросом «Как научиться молиться?» И отец Павел его спросил:

– Ты хочешь научиться молиться?

– Да, хочу, – ответил юноша.

– Пойдем, – сказал ему старец и подвел его к выходу с церковного двора, к калитке. 

Затем спросил: 

– Дорогу видишь?

– Вижу.

– Вот и иди, – сказал отец Павел. 

Молодой человек сперва не понял: ну как же так, к старцу приехал, а он меня отправил, получается. А его друг вразумил потом: «Да он тебя на дорогу поставил». Отец Павел этим показал ему: «Я за тебя твой путь пройти не могу. Ты сам должен идти этим путем».

– Если человек по какой-то причине не может найти духовника, но хочет внутренне исправляться, меняться, что он должен делать?

– Преподобная Мария Египетская имела духовника? Не имела. Она из-за этого погибла? Нет. Но дело в том, что она была в таких обстоятельствах – в пустыни, когда священников не было. И Сам Господь ее просвещал. Ведь она там была за послушание, ей было откровение от Матери Божией: «Иди за Иордан, там обрящешь покой». Значит, она все это время жила в послушании, поэтому Господь ей помогал и наставлял. Но опасно, когда есть священники, а человек говорит: «Нет, я сам буду спасаться».

Опасно, когда есть священники, а человек говорит: «Нет, я сам буду спасаться»

Речь здесь не о том, чтобы найти себе человека, который возьмет на ручки и понесет в Царствие Небесное, или возьмет тебя за руку и потащит. Нет. Эту дорогу придется пройти самому. Но оставаться без совета опасно. Когда мы живем своевольно, мы не находим себе духовника. Может быть, проблема заключается в самом человеке: он ищет, чтобы все было по его хотению, чтобы батюшка благословил его решение. Нет, так не бывает. Человек хочет такого священника найти, который будет благословлять его решения, молиться за него, и у него все будет получаться. Так не получится.

Однажды в одну пустынь пришел паломник и спрашивает у игумена: «А у вас чудеса бывают?» Отец игумен ему отвечает: «Вы там, в миру, полагаете чудом, когда Бог исполнит волю человека, а мы полагаем чудом, когда человек исполнит волю Божию».

– Скажите, пожалуйста, пару слов о заповеди Божией, чтобы люди не творили из духовника кумира. Это часто встречается, особенно у женщин.

– На первом месте должен быть Сам Господь. И тогда кумиров в сердце человека не будет. А если человек на первое место в своем сердце ставит человека, пусть очень хорошего, даже духовника, тогда тот и становится кумиром, то есть идолом. Кумир – это идол. А это – одержимость. Апостол Иоанн сказал: «Дети! храните себя от идолов» (1 Ин. 5: 21). Господь – ревнитель: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?» (Иак. 4: 5). 

Фото 4 (1).jpeg

На первом месте у человека должен быть только Господь. К этому необходимо идти через покаяние. Покаяние – это дело всей жизни, а не просто перечисление грехов на Исповеди, хотя, конечно, необходимо открывать свои грехи на Исповеди в таинстве Покаяния. Если человек не будет работать над собой, не будет трудиться над тем, чтобы жить по евангельским заповедям, то к чему тогда приложить покаяние?

– Отец Киприан, у людей в миру есть возможность спастись, не уходя в монастырь? 

– Да, есть, конечно. Спасаются люди в миру? Спасаются.

– Как мы узнаем, что они спасаются? 

– Знаете, отец Иоанн (Крестьянкин) уже дал ответ на этот вопрос. Он как-то заметил, что до конца времен люди будут спасаться и в монашестве, и в супружеской жизни. Отец Иоанн знал, что говорил.

– Он говорил только о двух вариантах? 

– Нет. Он своей келейнице Татьяне Сергеевне говорил о трех вариантах: человек может быть черненький, может – беленький, а может – серенький. Черненький – это монашество. Беленький – это супружеская жизнь. А серенький – это как раз так, как она жила.

Фото 5.jpeg
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его келейница Татьяна Смирнова

– Но она-то при старце жила… 

– Да. Но ей, думаете, легко было жить? Почитайте, как она описывала свою жизнь при отце Иоанне. Такому жительству с таким человеком надо соответствовать своей жизнью. Это обязывает. Она порой порывалась удрать, она об этих моментах честно написала. Но оставалась. Ей тоже было нелегко. Ее путь не был усыпан розами. Ей пришлось идти вместе с отцом Иоанном, но идти самой, своими ножками. Кстати, чтобы люди увидели, какими должны быть образцовые отношения священника и пасомого, можно посоветовать ее книгу «Записки письмоводителя старца»

И еще очень важно упомянуть, о чем говорил отец Иоанн: сейчас самое главное для пастырей и для пасомых – познание своей немощи.

Беседовала Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить