«Главное в молитве об усопших – чтобы мы сами жили праведной жизнью»

Церковь никогда не оставляет поминовения усопших православных христиан. Ежедневно во время Божественной литургии священники просят Бога о прощении согрешений всех перешедших в мир иной и даровании им блаженной вечной жизни. Однако есть и особые поминальные дни. Один из них – Димитриевская родительская суббота (последняя перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского), установленная великим князем Димитрием Донским. Первоначально заупокойное поминовение совершалось по воинам, павшим в Куликовском сражении. Постепенно этот день стал праздником всех усопших православных христиан. В Димитриевскую родительскую субботу о важности и смысле молитвы за усопших размышляет настоятель Георгиевского храма в Нахабине, блогер и миссионер иерей Павел Островский.

Фото 1.jpg

– Отец Павел, расскажите, для чего Церковью установлены родительские субботы, какой в этом духовный смысл, как сложилась такая практика?

– Понятно, что специально не было такого, чтобы люди сидели и думали: а давайте что-нибудь этакое сочиним. Это происходило вполне естественно, сама жизнь как-то так выстраивала, что, например, когда вспоминался день рождения Церкви – день Святой Троицы, – естественно, хотелось помянуть всех наших братьев и сестер, которые в Церкви были, а сейчас уже перешли в Небесную Церковь. Так же было, когда происходили какие-то тяжелые катаклизмы. Можно сказать о самом последнем из установленных дней поминовения усопших – 9 мая. Была кровопролитная Великая Отечественная война, погибло очень много людей, поэтому в День победы у нас проходит поминовение усопших, и это никак не связано с субботой. Просто памятный день, то есть поминовение совсем не обязательно должно быть в субботу. Соответственно так же появилась Димитриевская родительская суббота: тут и Куликовская битва вспоминается, и другие трагедии. И перед Великим постом сложилась традиция особо поминать усопших. Это происходило каким-то таким естественным образом. Мы знаем, что многие люди и в храм приходят, и воцерковляются из-за того, что сталкиваются со смертью близких людей; как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Так что не случайно такие поминальные дни всегда почитаемы народом: именно в эти дни можно особо вспомнить почивших любимых близких.

– А почему в дни Великого поста совершаются родительские субботы на второй, третьей и четвертой седмице?

– Дело в том, что Великим постом в будние дни Литургия не совершается. Полная Литургия есть только в субботу и в воскресенье, соответственно, поминовение на Литургии возможно только в эти два дня. В принципе, по уставу в субботу и так положено поминовение усопших, так что особое поминовение сделали именно в субботу. Не то чтобы специально выбирали день, просто так сложилось, что если в будни люди не могли прийти помянуть, то собирались на Литургию именно в субботу. В воскресенье в принципе, как и в любые другие праздничные дни, не положено каких-то особых поминовений. Мы можем молиться о ком угодно в любой день, но особое поминовение как богослужебную особенность стараются все-таки в праздничные дни и в воскресенье не делать – за редким исключением. Но это всегда исключение из правил.

– В дни родительских суббот служится великая панихида. Можете рассказать подробнее о том, какова суть этого установления?

– Это заупокойное богослужение состоит из молитв о прощении согрешений умерших и даровании им вечной жизни в Царстве Небесном. На самом деле совершается обычная служба с прибавлением некоторых заупокойных текстов. И еще традиционно уже после ее окончания добавляется небольшая служба под названием «лития», во время которой также происходи поминовение. Собственно, по большому счету для человека, который постоянно ходит в храм, заупокойная служба в родительскую субботу мало чем отличается от обычного богослужения, кроме небольшого добавления заупокойных молитв. Если говорить о заупокойной Литургии, которая совершается утром в субботу, – она, опять же, кроме двух-трех молитв, во всем остальном такая же, как и любая другая Литургия.

Фото 2.jpg

Такие службы, скорее, больше нужны нам, нежели нашим усопшим близким, потому что помогают лишний раз вспомнить и помолиться. В принципе, если взять добросовестного христианина, то он и так будет молиться ежедневно об усопших, ему никаких особых напоминаний не надо. Но хорошо, что есть такие специальные календарные дни, более рассеянный человек когда-то, может быть, забудет, а потом посмотрит в календарь: о, родительская суббота, точно! И пойдет, и помолится, вспомнив усопших.

Такие службы больше нужны нам, потому что помогают лишний раз вспомнить усопших и помолиться

– В Ветхозаветной Церкви были какие-то подобные установления?

– Ветхозаветное богослужение отличалось от нашего. Но я думаю, что люди всегда молились за усопших, тут никто никогда не мог никому запретить. В Ветхом Завете ждали Мессию. Все люди после смерти в рай попасть не могли, мы читаем в Бытии, что херувим стоял с огненным мечом и закрывал дверь в рай. В Ветхом Завете мы не жили, можем только предполагать... Как именно люди молились Богу за усопших, трудно сказать. Конечно, это было желанием вспомнить о них, но так как перехода в рай не было, то, скорее, просили у Господа Бога какого-то снисхождения, милости, да и просто, наверное, скучали! А как еще свою тоску выразить? В том числе и в молитвах.

– Можно сказать, что современная форма поминовения складывалась постепенно?

– Все богослужение новозаветное постепенно складывалось. За основу бралось богослужение Ветхого Завета как некий костяк, остальное приходило постепенно. Есть такая богословская наука – литургика, которая изучает богослужение, – так вот она рассказывает о том, как век за веком наше богослужение обрастало – в хорошем смысле – разными чинами и обрядами. В той же мере это касается заупокойного богослужения. Думаю, если бы мы в I веке посмотрели, как люди молились за усопших, мы бы эту службу не узнали. Они, конечно, молились, но не было наших современных панихид, литии и так далее. Тем более в то время были гонения на Церковь, в таких обстоятельствах особо ничего и не придумаешь, главное, самому не умереть... Это такой нормальный процесс, примерно так же, как когда люди вселяются в дом. Он сначала у них пустой, но это их дом. А постепенно где-то картиночки появляются, где-то шкафчик, посуда какая-то... Если все с любовью, то все будет хорошо.

– А как прихожанам объяснить различия между понятиями: панихида, парастас, лития, заупокойное богослужение?.. В общем всем понятно, о чем речь, но в чем разница, мало кто разбирается.

– Значение греческих по происхождению слов можно посмотреть в интернете, если кому-то интересно. Лично я как настоятель стараюсь использовать как можно меньше необычных слов с учетом того, что в храм приходит много новых людей. И на проповеди я стараюсь больше говорить, как Церковь учит о жизни вечной, о том, что смерти нет, и что нас ждет после кончины, нежели ударяться в какие-то исторические экскурсы. В конце концов, если человеку интересно и он любит историю, он и сам это изучит. А вот про жизнь вечную далеко не каждый прочитает и узнает.

Фото 3.jpg

– В какие дни нужно заказывать панихиду по усопшим?

– Каждый день. Каждый день можно и нужно молиться за усопших. Понятно, что есть дни особых поминовений. Тут еще надо учитывать разницу характеров. Если человеку по характеру подходит опора на такие памятные даты, пусть молится в эти дни. Я, например, стараюсь молиться ежедневно и за усопших, и за живых, а к дням каких-то особых поминовений отношусь спокойно. Здесь больше помощь самому человеку – тому, кто забывает ежедневно молиться. Но, с другой стороны, психологически, конечно, приятней, когда идет такое общее поминовение, большая соборная служба. Но при этом все, кто ходит в храм постоянно, видят, что как раз на родительскую субботу приходит очень много людей, а на следующий день – в воскресенье – народу уже почти нет. Распространено такое явление в нашем православном народе: когда думаем про вечную жизнь или про загробную жизнь, чаще представляем встречу с родственниками, нежели с Господом Богом. Осуждать и укорять не нужно, это просто некая такая данность. Постепенно, мне кажется, люди все-таки духовно взрослеют и понимают, что да, безусловно, мы ждем встречи с родственниками, конечно, есть тоска разлуки. Но, с другой стороны, люди постепенно, духовно взрослея, начинают готовиться уже к встрече с Господом Богом.

Думая о вечной жизни, мы чаще представляем встречу с родственниками, нежели с Господом Богом

– А как поминовение в храме согласуется с учением Церкви о загробном состоянии души в третий, девятый, сороковой день, годовщину со дня смерти?

– Наше поминовение с этим вообще никак не связано. Мы не знаем загробной участи своих близких и молимся о тех, кто по какой-то причине не оказался в раю, – с учетом, что Страшного суда еще не было, а душа уже где-то находится, и не в радостном месте. Если человек сам при жизни не смог потрудиться, но все-таки у него имелось внутреннее желание быть с Богом, – мы молимся Господу, чтобы Он снизошел, смилостивился и все-таки человека в рай ввел. Как говорит апостол Иаков, «много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5: 16), поэтому постараемся сами жить праведной жизнью, усилим молитву добрыми делами и будем постоянно молиться. Таким образом, тут дело не в третьем, девятом, сороковом дне, а именно в том, что мы за тех людей, участь которых не очень радостна, молимся, чтобы все-таки эта участь была радостной.

– Многих смущает вопрос, можно ли заказывать панихиду за человека, если он был неверующим?

– Мне кажется, людей должен больше смущать вопрос: верующий ли я сам. Я, например, стараюсь рекомендовать домыслить в лучшую сторону. Такова вообще общая практика Церкви: во всех тех случаях, когда мы чего-либо не знаем точно, мы домысливаем в лучшую сторону. Если человек прямо отрицал Церковь, говорил: я не православный, за меня молиться не надо, я против этого – тогда церковное поминовение уже, наверное, заказывать нельзя. Но своими словами, опять же, никто не может нам запретить молиться.

– Важнее все-таки молиться в храме? Или дома, в одиночестве, «келейно»?

– Все важно. В одиночестве дома мы молимся в том числе и за всех близких, независимо от того, крещен человек или не крещен. Лучше не ставить вопрос – что более, а что менее важно. Просто нормально для христианина, когда положено, быть в храме, и дома молиться – само собой. Понятно, что соборная молитва Церкви незаменима. В церковь мы собираемся для того, чтобы соединиться со Христом. И в это время молимся о всех членах Церкви, и живых, и усопших.

Превью, фото 4.jpeg

– Откуда пошла традиция приносить в храм в качестве поминания еду и обязательно ли это?

– Потом эти продукты раздавалась бедным. Я уже цитировал апостола Иакова. А чем мы можем усилить молитву? В первую очередь добрыми делами. Люди приносили еду, которая потом раздавалась нищим. Обычно при храмах были богадельни. И сегодня многие храмы ту еду, которую приносят, раздают нищим. В принципе, можно и не приносить еду в храм, можно самому просто отдать нуждающимся. Вот видите нищего на улице – дайте ему еду и попросите помолиться за ваших близких.

– Обязательно ли при этом испытывать любовь к тому, о ком молишься?

– Любовь – это совокупность совершенства, очень высокая планка. Сам факт того, что мы хоть какое-то время тратим, молимся, и от этого человеку хорошо, – можно уже даже это назвать любовью. Надо с чего-то начинать. Надо помириться как можно быстрее, потому что каждый должен помнить: и он в любой момент тоже может оказаться усопшим и предстать перед грозным Судией Господом Богом. Говорить о том, что мы должны любить людей... мне кажется, это очень большая тема. Кто может найти грань – люблю я или не люблю? Понятно, что некоторых мы любим точно – родных, близких, детей, жену, мужа. А людей посторонних – сейчас люблю, завтра не люблю. Мне кажется, надо здесь меньше рассуждать и просто больше трудиться.

Каждый должен помнить: и он в любой момент может оказаться усопшим и предстать перед грозным Судией

– Отец Павел, что, по-вашему, самое важное в молитве об усопшем?

– Самое важное – чтобы мы в этот момент находились в мире с людьми. Чтобы сами жили праведной жизнью. Потому что Господь, когда говорил про молитву, говорил так: многие люди чтут Меня устами своими, но напрасно это делают, потому что сердце их далеко от Меня отстоит (см. Мф. 15: 8). Если человек сам живет праведной жизнью и верой, его молитва сильна и Богу угодна. Вот это самое важное. А если человек, соблюдая, может быть, все правила, все обряды, при этом сам не живет праведной жизнью или находится с кем-то во вражде, то напрасно молится, как прямо говорит Христос. Такая молитва не будет Богом услышана.

Фото 5.jpg

– Что можете посоветовать прихожанам и читателям в этот особый поминальный день?

– Наша молитва об усопших – это не просто воспоминание о них. Мы, православные христиане, реально верим, что эти люди существуют. Мы не знаем, как, в каком состоянии (потому что мы сами в этом состоянии еще не были), когда есть только душа, без тела, но мы не верим в смерть, мы верим в вечную жизнь. Опыт Церкви подсказывает, что молитва помогает нашим близким, и разлука с ними – недолгая, что жизнь временная пролетает очень быстро. Так что, со всей серьезностью и ответственностью понимая, что наша молитва усопшим помогает, мы должны не ленясь молиться.

Беседовала Наталья Крушевская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить