Из-за «кирпича»

Из-за «кирпича»

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?
(Пс. 132: 1)

Существует ли хоть что-нибудь, благодаря чему все люди жили бы в мире и согласии? Может быть, это любовь и гармония? Но это не так просто. Одна незначительная размолвка, и гармоничное согласие может превратиться в ад. А если существует это что-то чудесное, благодаря чему люди живут в гармонии, то должно быть и что-то ужасное, из-за чего люди друг друга клюют, как петухи!

Два монаха жили вместе и никогда не ругались, потому что старший всегда уступал младшему. (Для монаха, который постоянно боролся со своими желаниями в пользу брата, это был своего рода подвиг. Какую любовь он демонстрировал! Давайте прочувствуем это глубже. Скажем, живете вы вместе с братом. В какой-то момент захотелось тебе прогуляться в горы. Ты загорелся этой мыслью. Но брат не хочет никуда идти, и чтобы не заставлять его делать то, что хочешь ты, вместо настаивания и уговоров ты предпочитаешь остаться дома и никуда не ходить. И жертвуешь ты своими желаниями постоянно. Ты – мученик!)

– Давай попробуем поссориться, как ссорятся другие люди, – сказал как-то старший.

– Давай, только я не знаю, как они ругаются, – согласился младший.

– А я тебя научу.

Старший положил кирпич в середину и объяснил:

– Я буду говорить: «кирпич – мой», а ты: «нет, это мой кирпич»; я опять буду настаивать, что он мой, а ты – что он твой, так и будет между нами распря. Приступили к эксперименту.

– Этот кирпич мой, – начал младший.

– Ну, раз он твой, тогда бери его, – ответил ему старший.

На этом тема была исчерпана.

Но ведь старший сам предложил младшему поссориться, зачем же он уступил? А уступил он ему инстинктивно, на подсознании, потому что привычка – вторая натура. Кто знает? А если бы не уступил, то этим кирпичом могла быть разбита чья-то голова, невзирая даже на то, что оба они были монахами!

Люди ссорятся друг с другом, потому что каждый хочет делать только «свое». Яблоком раздора может стать обыкновенный кирпич! Действительно! 99 случаев из 100, вследствие которых возникают ссоры и вражда, происходят из-за пустяков. Не желая друг друга понять, люди способны даже на взаимоуничтожение!

Оскорбления

Одного монаха братия считала святым. И Антоний Великий однажды решил испытать его, проверяя, перенесет ли тот бесчестие. Монах не смог молча перенести несправедливые, на его взгляд, обвинения и стал громко возмущаться. На что Антоний Великий грустно сказал монаху, что тот напоминает ему селение, живописное снаружи, а изнутри разграбленное разбойниками.

Один выстрел – и птица, скрытая от глаз кроной деревьев, падает к нашим ногам. Так и одно грубое, оскорбительное слово, сказанное в наш адрес, обнажает все болезни нашей души.

Когда врач говорит нам о том, что у нас проблемы со здоровьем (с желудком, сердцем или печенью), мы ведь не кидаемся на него с кулаками из-за неприятного для нас известия, если, конечно, мы не параноики. Напротив, просим его, чтобы он сделал все возможное для нашего выздоровления.

Однако когда кто-то выявляет болезни нашей души, то нападаем на него, оскорбляя. Так, Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие от Иоанна говорил, что, с одной стороны, ты оскорбляешь обидчика, а с другой – ему же уподобляешься. И если осуждаешь того, кто унизил тебя, почему согрешаешь, поступая так же?

Если ты осуждаешь того, кто унизил тебя, почему согрешаешь, поступая так же?

Перикл был унижен неким афинянином. Не отвечая на оскорбления, он молча слушал его. При этом держался невозмутимо. Солнце уже клонилось к закату, стало смеркаться. Обидчик собрался уходить. И чтобы тот не заблудился в темноте, Перикл факелом осветил ему дорогу! Поступок, достойный восхищения, особенно в ту дохристианскую эпоху.

Однако, к сожалению, Периклом двигало вовсе не смирение (которого не существовало у язычников), а чувство собственного превосходства и эгоизм. Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике. Себя он считал более духовным, ставил выше своего обидчика. Высокомерное смирение! А потому Перикл и не должен был опускаться до его уровня. Он должен был на деле доказать свое превосходство. Для нас важно, что Перикл смог, не конфликтуя, мирно противостоять обидчику, укрощая свои мысли! Любому христианину важно помнить, как можно победить, не конфликтуя!

Не противься злому, – советует нам Христос. А если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5: 39), ведь таким образом может смягчиться сердце обидчика, и ты выйдешь победителем. «Целуй руку, которую не можешь укусить», – гласит мудрая пословица.

Из книги: Архимандрит Василий (Бокоянис). Победи свои страсти.
Изд-во Сретенского монастыря, 2020

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить