Каков Библейский Бог?

Среди верующих часто встречаются некоторые ошибочные, искаженные верования, будто образ Бога в Ветхом Завете – не такой, как в Новом. Некоторые полагают, что Бог в Ветхом Завете – это Бог войны, жестокости, насилия и расизма, тогда как в Новом Завете Он – Бог любви, прощения, милосердия и доброты.

Фото_1.jpeg
Ш. фон Карольсфельд Юлиус. Иллюстрации к Библии

Такая вера является результатом незнания Ветхого Завета, его толкований и структуры. Многие также приходят к таким ошибочным выводам из-за чисто исторического подхода к Библии. В Ветхом Завете Бог внушал людям то, что Он хотел им сказать, через исторические события, которые они переживали, говоря с ними на их языке и в соответствии с их пониманием, постепенно приближая их к Себе. Но Библия – это не книга по истории, даже если она использует исторические события, чтобы говорить о богословии.

В Ветхом Завете Бог говорил с людьми в соответствии с их пониманием, постепенно приближая их к Себе

В качестве примера приведу несколько стихов из Ветхого Завета, где лик Божий предстает перед нами милостивым, любящим и прощающим: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34: 6); «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления» (Чис. 14–18); «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им» (Втор. 4: 31).

В Псалтири мы читаем: «Яко ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя» (Пс. 85: 5); «Яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя» (Пс. 107: 5); «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144: 8–9).

У пророков сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви…» (Ос. 11: 4); «Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их» (Неем. 9: 17); «Обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоиль 2: 13).

Некоторые стихи Нового Завета, напротив, показывают человеку другой лик Божий: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным, Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19: 15); «Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22: 13); «Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде» (Рим. 1: 18); «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41).

Фото 2..jpeg
С. Лохнер. «Страшный суд», 1435 г.

Эти, да и многие другие библейские стихи показывают нам, что опора на отдельный стих в отрыве от контекста ведет к неправильному пониманию текста, очень часто совершенно противоположному его предполагаемому смыслу. Из Ветхого Завета мы видим, что Бог воспитывал и дисциплинировал людей, вмешивался в их жизнь и упорядочивал ее. Он изменял их образ мышления, открывая им Себя до такой степени, чтобы они могли нести Его свет, пока Его присутствие в их жизни не достигло своего апогея в полном Божественном раскрытии в личности Иисуса Христа: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14).

Воплощенный Бог провел на земле тридцать три года, уча, проповедуя, исцеляя и устрояя наше спасение. Он не оставил нам ни одного листа, написанного Своей рукой. Но Он послал Святого Духа апостолам и Своей Церкви и вдохновил некоторых из них записать то, чему Он учил их словом и делом. Те, кто составлял книги обоих Заветов, осознали свой опыт общения с Богом через Святой Дух, и не в момент его совершения, а после. И, узнав Божий замысел о человеке, они передали его верным Богу людям.

Бог – один и тот же и в Ветхом Завете, и в Новом. Некоторые люди, читая Ветхий Завет, придираются к наличию в нем грешных людей, сыгравших важную роль в истории спасения, но забывают, что Бог сопровождает грешников, чтобы спасти их от греха, и милует их с долготерпением, пока они не покаются и не изменятся. Зацикливаться на грехах, фигурирующих в библейских историях, не стоит. Важно сосредоточиться на благодати, которая изменяет и преображает этих грешников. Бог взял на Себя и продолжает выполнять задачу спасения человечества. Книги Библии появились для нашего спасения, потому что люди изнывали от греха и были порабощены князем мира сего.

Важно уделять внимание чтению текстов, особенно Ветхого Завета, в соответствии с их жанром, то есть не читать повествования, стихи и притчи одинаково. Наоборот, отдайте должное каждому жанру. Поэзия – это не прямая речь, подобно данным нам заповедям. Также необходимо знать, что в особенности в Ветхом Завете Бог воспитывал человечество и постепенно показывал ему через события истории Свой чистый Божественный образ, пока он не был завершен в их глазах. Библия очень часто использует исторические события, чтобы дать людям религиозный, то есть теологический урок.

Не читайте повествования, стихи и притчи одинаково. Отдайте должное каждому жанру

Вот пример: в Книге Судей говорится о людях, сыгравших важную роль в трудные для Израиля времена. Некоторых из них, таких как судья Самсон, Книга возвеличивает и приписывает им сверхчеловеческие качества. Все это делается для того, чтобы показать, что длань Божия, если она вмешивается, господствует над всеми другими силами. Что же касается теологического урока, содержащегося в рассказе о событиях и войнах, которые вели судьи, то он состоит в следующем: когда люди согрешают перед Богом, они нарушают заключенный с Ним завет, и Бог оставляет их, предавая их врагам. Но когда люди осознают свою ошибку и взывают к Богу, раскаиваясь и исповедуя грех, Бог посылает им судью, чтобы спасти их от постигшего их угнетения.

Фото 3.jpeg.png
Г. Доре.  «Смерть Самсона»

Бог – великий Педагог и справедливый, прощающий Судия. Он благий, многомилостивый, нежный и любящий нас Отец, одновременно воспитывающий нас. Разве настоящее воспитание не требует одновременно твердости и напряжения, мягкости и нежности? Сущность Бога – это любовь. И сила Его – это сила любви. Что же касается распространенного в наше время восприятия Бога, которое сосредоточено только на милосердии, любви и прощении, то оно неполно, поскольку оно упраздняет Бога обличающего, сопровождающего человечество на протяжении всей истории его существования. И если среди вас есть те, кто осознает свои грехи, страдает от них и идет путем искреннего покаяния, да познает такой человек значение Библии для своей жизни, глубину слова Божия и да получает из него непрестанную духовную пищу. Аминь. 

Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить