Христиане! Возлюбим пост

1.jpg
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Наступило время Святой Четыредесятницы, данное нам милостью Божией для благодушного подъятия подвига постного. Но какой пост угоден Богу? Есть пост только приятный врагу нашего спасения: когда мы постимся в ссоре, ябедах, клеветах, в осуждении ближних и подобное! Будем поститься постом, приятным Богу; истинный пост есть избежание всякого зла, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, отчуждение лжи и клятвопреступления. Избежание всех этих грехов есть истинный пост и благоприятный. Запомните это и, главное, исполните.

*

Каков будет наш пост? Каково будет покаяние? Если Бог – наше сокровище, Его святая воля, Его правда и вечная жизнь с ее бесконечными благами, то и пост наш будет искренний, нелицемерный, и покаяние будет искреннее, пылкое, твердое, неизменное; ибо только такое покаяние снова возвращает нам наше утраченное грехами сокровище бесценное: Господа Бога и Его благодать.

*

Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.

*

Говорят: неважное дело – есть скоромное в посте, не в пище пост. Возможно ли работать Богу и мамоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно. Присмотритесь хорошенько: из-за чего мы не радеем о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную? Не из-за пристрастия ли к земным вещам и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Как же после этого говорить, что есть скоромное в посте неважно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него.

2.jpg

*

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. О, как надо беречь душу постом!

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим

*

О нарядной, чистой одежде телесной все хлопочем, стараемся все принарядиться со вкусом и изяществом, а об одежде нетленной, которая вся осквернена грехами и в которой всем подобает явиться к Судии-Богу, кто помышляет? Кто измывает ее слезами покаяния, делами милосердия, украшает постом, молитвою, бдением, богомыслием?

*

Пост – хороший учитель: он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа.

*

Пост хорошо обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор. Он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения.

Пост хорошо обнаруживает все немощи нашей души

*

Пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

3.jpg

*

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего «объядением, пиянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34), а чрез то отпадаем от источника жизни: Бога – и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий.

*

Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объедением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших!

*

Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствие чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть.

*

Одолевает чревоугодие – скорее поревнуй о воздержании и посте. Для поддержания в себе христианской жизни или горячности веры, надежды и любви, нужны воздержание и пост. Ничто так скоро не погашает в нас духа веры, как невоздержание, лакомство, и пресыщение, и рассеянная, разгульная жизнь.

4.jpg

*

Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь – плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь – дух. «Не упивайтеся вином, <…> но паче исполняйтеся Духом». Постись и молись – и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу.

*

Если «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся» (Лк. 15: 7), то какое радостное время для благих Ангелов Божиих наш Великий пост, и, в частности, дни покаяния и причащения?

Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они <…> с особенною силою стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии.

*

Не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы поставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному.

*

К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу?

Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно…

5.jpg

*

С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощущать. Господи! Се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная, отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощущать

*

Для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым.

*

Пора научиться не радеть о сластях, из-за коих бывает нелюбовь к Богу и ближнему, пора за ничто сласти считать, презирать их, как прах, как песок подножный. Отрешаться должен я от земного. Поститься.

*

Чем более услаждаешь, насыщаешь плоть свою, тем она больше гордится, презорствует, злится, раздражается, неистово кричит, скупится, сребролюбствует. Смирять ее постом нужно, молитвою, трудами, терпеть обиды, лишения и благоволить в злостраданиях и обидах. Чем более плоть лишается благ земных, чем более страдает, тем более смиряется дух, тем более иссушаются потоки страстей. Радоваться лишениям плотским, как находке, как приобретению, а не скорбеть при лишениях, не озлобляться, не раздражаться.

*

Зачем я жадничаю до земных сладостей? У меня есть небесная, вечная, несравненная сладость – Христос Бог, Его Святые Тайны. Вот мое брашно! Мне нужно воздержание и воздержание, пост и пост как священнику и пастырю словесных овец.

*

Чем наипаче усиливается и питается во мне грех? Чем обессиливает меня? Господствует надо мною? Чревоугодием и пресыщением. Вот что меня и нас всех губит, вот отчего усиливается в нас владычество греха. Постом грех ослабевает и благодатию Божиею совсем теряет силу. Потому надо непременно поститься и молиться для спасения от греха и особенно причащаться Святых Таин.

6.jpg

*

Чревоугодие и сластолюбие убивает духовную жизнь в человеке, как это я и на себе многократно испытал, охлаждает к Богу и ближнему, делает жестокосердым, раздражительным, злым, ленивым. И чрез одно чревоугодие можно погубить душу, не напрасно оно называется смертным грехом. Господи, помилуй мя! Меня попаляет и разрушает чревоугодие. Доколе я томлю себя им? Доколе не буду поститься?

Чревоугодие и сластолюбие убивает духовную жизнь в человеке, как это я и на себе многократно испытал

*

Чревоугодие в пост есть безбожие, материализм на практике, отпадение души от Бога, впадение в скотские похоти, в зверскую злобу. Вот к чему приводит несоблюдение богоучрежденного поста! Это я испытал на себе. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

*

О, как необходимо мне немедленное исправление всестороннее! Начать надо с пищи, с воздержания – невоздержание и сластолюбие виною всех бед.

*

Скоромная пища располагает к лени и бездействию, ко сну, особенно вечером, но не к молитве, размышлению, покаянию, чтению; она же располагает к блуду и жестокосердию, к скупости и сребролюбию. Блажен, кто постится разумно и пост сопровождает делами добрыми, особенно молитвою и милостынею.

*

Нельзя побеждать страсти, не содержа поста или вообще не держа плоти своей на всегдашней узде, не утомляя ее трудом, бдением, молитвою, упражнением в добрых делах, в служении ближним милостынею или другим чем по возможности и требованию обстоятельств.

*

Желаю вам провести Великий пост в борьбе с ветхим человеком, который крепко сидит и работает. Ах, как от пресыщения и от сластей грубеет сердце наше! Ах, как мы безрассудны, подчиняя госпожу душу рабу – телу, образ Божий – персти! Христиане! Возлюбим пост.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить