Когда все идет вверх тормашками

В жизни не всегда все происходит так, как мы планируем, думаем и ожидаем. Все меняется. Это беспокоит человека, пугает его, рождает в нем неуверенность, потому что его эго, которое развивается еще в детских невинных годах, хочет все контролировать и по возможности знать, что произойдет в следующий момент, в будущем. Доходит до того, что человек хочет контролировать даже решения Бога и знать, чего хочет Господь. Вы часто видите в Церкви людей, которые с большим высокомерием хвастливо заявляют своим друзьям, семье, детям: «Я знаю, какова Божия воля»; «Такова была Божия воля»; «Господь захотел, чтобы это произошло».

Откуда ты это знаешь?

Как-то паломники пришли к старцу Гавриилу – ныне он причислен к лику святых как юродивый Христа ради, – к этому великому человеку, жившему в Грузии. Паломники рассказали ему о несчастном случае, происшедшем с одним человеком, и сказали, что, мол, Господь захотел, чтобы с этим человеком произошло несчастье. Старец Гавриил отругал паломников, чуть не выгнал их из своей кельи:

– Кто вы такие, чтобы знать, чего хочет Господь?! Разве передо мной стоят святые?

Святые, каким был, например, преподобный Порфирий. Если бы перед нами стоял святой Порфирий, то он знал бы, но мы можем ли знать? Нет, не можем, но часто верим и думаем, что можем все объяснить или что Божий Промысл согласуется с нашей реальностью. Но это не так. Господь Своим Промыслом, несмотря на наш эгоизм, будет и дальше нас удивлять. Бог, – говорит старец Софроний, – парадоксален для человеческой логики. Когда чувствуешь, что нашел Его, то теряешь Его. Когда чувствуешь, что встретил Его, тогда Он прячется от тебя; когда чувствуешь, что уже обрел спокойствие в своих отношениях с Ним, тогда приходит душевное смятение через испытания, скорбь, трудные ситуации.

Как видим, в жизни не всегда все происходит так, как мы себе представляем, или планируем, или хотим. Когда все идет вверх тормашками, тогда у нас есть не много вариантов для выбора. Разумеется, человек свободен. Господь сотворил его со свободной волей. Но примите во внимание: когда мы говорим о человеческой свободе, мы не говорим о безграничной, всеобъемлющей, абсолютной свободе – она есть только у Бога. У человека есть относительная свобода. Вспомните, что у нас есть наследственность, которая связывает нас даже с теми болезнями, которыми мы болеем. Первое, о чем вас спрашивает врач, это:

– Есть ли какая-то болезнь, которая могла быть передана вам по наследству? Сахарный диабет, болезни сердца, онкология?

То есть у нас есть «наследство», опыт, затерянный в веках. Преподобный Порфирий говорит, что каждый человек «несет» в себе всех своих предков. Но мы не можем знать, что происходило до нас. И это автоматически делает нашу свободу частичной.

Среда, в которой мы выросли, – о ней говорит авва Дорофей, – наследственность, гены, окружающая обстановка тоже делают нашу свободу относительной. Затем следуют прожитые годы – несчастные случаи, то, что происходило в нашей жизни, – и это ограничивает нашу свободу. Но святые отцы говорят, что даже среди этой относительности остается ядро свободы.

Вот почему у нас нет неограниченных возможностей и неограниченного выбора, когда что-то в нашей жизни идет не так. Но у нас есть два важных варианта в этом ограниченном выборе.

Первый, всем нам знакомый вариант: строить из себя великую жертву, несчастное существо. Превратить тяжелые события своей жизни в материал для роли великого мученика. Все, теперь эта роль – твоя, ты учишься играть роль жертвы, роль злосчастного и несчастного создания. Этим ты пытаешься заставить людей жалеть тебя, ведь ты же несчастный, вот пусть они и любят тебя как несчастное существо и т.д.

Мне прислали видео о женщине, ее зовут Лусия. Она до войны играла с другими детьми – дети никогда не перестают играть, даже во время войны, – и, играя, Лусия задела мину. Трое детей из ее компании погибли, она выжила, но осталась с одной ногой. У этой женщины были тысячи причин жить как жертва. Потому что жизнь или Бог «несправедливо поступили с ней», и она могла бы сослаться на это несправедливое прошлое и играть роль жертвы. Ее ужасная травма оправдывала бы ее недовольство своей мрачной судьбой, но она выбрала не это, она выбрала второй вариант, который мы сейчас и рассмотрим.

Вместо того чтобы плакать и видеть все в мрачном цвете, попытайся увидеть, а что ты можешь тут сделать, и по-другому посмотреть на ситуацию. Потому что церковный человек знает, как через Святую Евхаристию, молитву, стремление жить по Божиим заповедям он преображается, как меняются не другие, а он сам. То, что человек находит в духовной жизни, когда приходит благодать Святого Духа, – это не внешнее изменение; не меняются мой муж, мои дети, соседи, начальство, мое финансовое положение, а меняется то, как я смотрю на возникшую ситуацию. Важно менять не внешние обстоятельства – их изменение не зависит от нас. Вот сегодня льет ливень, и что мы можем сделать, если начнется наводнение?.. Но я должен это принять, должен с этим смириться и понять, что я могу сделать в этой ситуации, которую все равно не смогу изменить. Но в этой ситуации я могу изменить свою реакцию. Я не могу изменить реальность, но могу изменить свою реакцию. Я не могу изменить свои чувства, но могу изменить то, как я реагирую на свои чувства. Я могу изменить свою реакцию, и тогда все изменится, и тогда реальность мне не навредит.

Вместо того чтобы играть роль жертвы, попытайся понять, что ты можешь сделать в этих обстоятельствах, как измениться

Большим искушением является война помыслов, то есть то, как я реагирую на что-либо. Вот почему преподобный Паисий так настаивал на борьбе с помыслами и мыслями. Потому что он понимал, что современный человек страдает от стресса и помимо стресса или вместе со стрессом он страдает от помыслов. У него невероятно «болтливый» ум, мы не даем ему отдохнуть. У нас нет времени на безмолвие, мы не развиваем молитву, не вносим безмолвие в нашу жизнь. А это очень важно для того, чтобы иметь как духовное, так и душевное здоровье. Так что в течение дня мы должны найти время, чтобы наш ум мог отдохнуть и ни о чем не думать.

Просто следите за своими мыслями, не обсуждая их, и через 3–4 минуты начните произносить Иисусову молитву:

– Господи Иисусе Христе, помилуй меня!

Вот так, шаг за шагом. При этом нам необходимо приступать и к Святой Евхаристии Тела и Крови Христовых. И вы увидите, как очень скоро почувствуете радость. Радость и сладость, которые не будут зависеть от внешних событий, что разрешить мы не в силах. Кто-то скажет:

– Как я могу быть счастливым, если у меня так много проблем?

Но счастье – это не отсутствие проблем, так не бывает. У тебя проблемы со своими детьми, у той женщины – со своим мужем, у этого человека – с женой. А тот имеет серьезные психологические проблемы, у иного прекрасные дети, но большие финансовые трудности. А у того человека очень хорошая жена, но больные дети. Так не бывает, чтобы в жизни не было боли.

Давайте это поймем и не будем пытаться избегать проблем, но принимать их и понимать, как использовать эти проблемы для нашего освящения и преображения. Да, у нас могут возникнуть трудности, проблемы, но вопрос не в том, как их избегать, нет, потому что даже если ты избежишь одних сегодня, завтра возникнет что-то другое. Это единственное, в чем можно быть уверенным. Вопрос в том, как я создам свое «я», личность, которая во время ливня может выйти на улицу и не утонуть, то есть как я создам личность, которая с благодатью Святого Духа не утонет, не запутается, не погибнет среди жизненных передряг. Это очень важно.

Итак, у нас есть выбор: либо «раскрасить» все в черный цвет, сидеть и жаловаться на свои проблемы, либо попытаться взглянуть на вещи по-другому.

Когда наступают трудные времена, что нам необходимо помнить и в чем глубоко укорениться, чтобы правильно реагировать на ту или иную ситуацию?

Во-первых, как мы уже сказали, мы должны понять и принять, что боль – это часть нашей жизни и никто не может избежать этого. Рано или поздно ты столкнешься с ней. Но боль не только реальность жизни, она и нечто другое, она еще и путь, путь развития человека. Благодаря боли мы развиваемся. Сегодня известные антропологи и психологи говорят о том, что святые отцы утверждали еще несколько столетий назад. Они соглашаются с тем, что если бы не было боли, то не было бы развития человечества, потому что боль заставляет вас развиваться, прогрессировать, увидеть себя, других, почувствовать других людей.

Боль не только реальность жизни, она еще и путь – путь развития человека

Один американский нейрофизиолог попытался в своей очень хорошей книге «Разум Бога» разгадать следующую тайну: почему и по какой причине наш Создатель вложил в нас сочувствие, сострадание? А чтобы мы учились у боли, чтобы боль стала частью нашего существования. Послушай, если ты разговариваешь с друзьями, а твоя девушка обожжется на кухне, то ты немедленно на это среагируешь. Это правда. С другой стороны, это может что-то нам дать, и это нам необходимо увидеть. Вот почему старец Эмилиан Симонопетрит говорит: «Добро пожаловать, болезнь! Что ты хочешь сказать мне? Чему ты хочешь научить меня?» Боль призывает тебя, чтобы ты продолжил свое развитие. Она говорит тебе:

– Ладно, закончи эту часть своего «я» и продолжай дальше развиваться.

Мы должны закончить эту часть, закрыть эту главу своей жизни и двигаться дальше. И боль подталкивает тебя к тому, чтобы ты это сделал. Если бы не было сложных обстоятельств, то мы бы не принуждали себя идти вперед. Будьте в этом уверены. Приходят испытания, они «прижимают» нас и подталкивают к духовному развитию. Ты достигаешь определенного уровня и говоришь:

– Я больше не могу!

Этот ропот появляется тогда, когда ты больше не можешь выносить себя. В своей книге я написал, что самым удушающим человеком, которого я встречал, было мое «я». Мое «я» душит меня, я хочу освободиться от него. Я чувствую, что во мне живет душа, которая хочет полететь за пределы моих привычек, за пределы планов ума. Чувствую, что я не тот, каким себя ощущаю, а нечто более глубокое, Божий образ, Божий Дух во мне, и я хочу встретиться с этим Духом, почувствовать Его, ощутить этот Божий образ и Божие дыхание. А как это происходит? Когда ты с молитвой «спускаешься» в свое сердце, ты внутренне чувствуешь полное спокойствие.

Светские люди успокаиваются на две минуты и говорят: «Я успокоился».

Почему? Потому что они спускаются до той точки, где царит спокойствие. Внутри душа и дух остаются спокойными. Снаружи бушуют житейские бури. Море бурлит, но на дне оно спокойно. Снаружи проблемы. Тот, кто может в молитвах погрузить свой ум в сердце, там встретит Христа. Там царит покой и нет смятения. Вот почему монахи, возросшие духовно, спокойны, и хотя они тоже болеют и имеют проблемы, но лица их умиротворенные, сияющие, светлые. И ты спрашиваешь:

Проблемы снаружи. Тот, кто может в молитвах погрузить свой ум в сердце, там встретит Христа. И там царит покой

– А как это происходит? Как такое возможно, что у него рак, а его лицо сияет? У него столько проблем со здоровьем, а он излучает столько радости, сил и мужества?

Однажды я посетил Афон, тогда я был молодой, мне было 20 лет, и я встретил духовного старца, в котором обитал Святой Дух. От него исходило благоухание, и все в нем было гармонично. Вот как себя чувствует человек! Я подошел к старцу. Его уста источали благоухание розы, рядом с ним невозможно было стоять, у меня кружилась голова от этого благоухания. И весь он внутренне светился. Я спросил его:

– Геронда, меня мучают помыслы. Чувствую тревогу, неуверенность, страх…

Старец много чего мне рассказал, но в какой-то момент проговорил:

– С раннего возраста нужно учиться концентрировать свои мысли и «отправлять» их к себе в сердце. Жизнь находится здесь, внутри – в моем сердце, здесь вся жизнь, а тут, в уме – беспорядок. Научись погружаться глубоко внутрь себя.

Тогда я не мог этого понять. Прошли годы испытаний, трудностей, болезней, ношения своего креста, чтобы ум смог погрузиться в сердце и понять: Господь здесь, внутри. Потому что ум наполнен тревогой о будущем и чувством вины о прошлом, беспокойством о настоящем, трудной адаптацией к настоящему, а ты этого избегаешь, забываешь об этом, погружаешься в сердце и испытываешь счастье и радость. Потому что буря бушует наверху – в уме.

Второе, что необходимо помнить: большинство трудностей и проблем, которые у нас возникают, временные. Из духовной жизни мы знаем, что я могу пройти фазу невыносимой тоски, скорби, без желания идти на работу. Мои друзья говорят мне: «Идем пить кофе!» – но я найду десять предлогов, чтобы отказаться, потому что у меня тяжело на душе. Я не хочу выполнять свое молитвенное правило. Начинаю молиться и, произнеся первые слова молитвы, засыпаю, или мне становится скучно, или нервничаю и меня охватывает чувство смятения. Бывает, я чувствую себя совершенно больным. Чувствую, что у меня болит тело, все виноваты передо мной, всё меня ранит, всё смущает, а раньше такого не было. Я был спокойнее и терпеливее. Когда наступает этот момент испытания, секрет в том, чтобы знать: всё преходяще. Не поддавайтесь мысли о том, что «такой будет вся моя жизнь». Потому что именно так в нас входит помысел, что мы не доживем до завтрашнего дня, что больше не сможем смеяться, что не сможем выздороветь и болезнь не отступит, что мой ребенок всегда останется таким, что моя жизнь закончилась. Это то, что тебе говорит мысль, но это не так. Это неправда, но если ты долгое время остаешься в этом состоянии, то очевидно, есть еще какая-то причина, почему ты застрял в этом.

Не забывай: большинство трудностей и проблем, которые у нас возникают, временные

В действительности все преходяще, потому что сама жизнь – это преходящая тень, которая исчезает. Поверьте мне, проблемы разрешатся. Наступит время радости, ты снова почувствуешь себя сильным, утешенным. Ты снова засмеешься. Хотя с раной в себе, но ты будешь смеяться. И с травмой ты будешь радоваться, Божия благодать снова придет и снова уйдет. И опять вернется. И эти разные жизненные ситуации будут происходить с нами до тех пор, пока мы живем на этом свете.

Но это еще и красота. Это не проклятие, и я хочу, чтобы вы почувствовали, что это не проклятие и что вы не прокляты, Господь не оставил вас. Поэтому не беспокойтесь. И самое главное – об этом говорит митрополит Антоний Сурожский, прочтите его книги, это ценный автор, – так вот, он говорит о том, что мы впадаем в большое искушение, когда думаем, что Господь забыл про нас, что Он не слышит нас, и хотим поставить на Его место другого бога.

Мы впадаем в большое искушение, когда думаем, что Господь забыл про нас, что Он не слышит нас

Пустота, которую ты чувствуешь, скорбь заставят тебя обратиться к чему-то другому, и тогда ты совершишь большие грехи, на тебя «нападут» большие страсти, совершишь самые тяжкие грехи, когда почувствуешь эту пустоту и не сможешь ждать, будешь торопиться. Тревога, страх, неуверенность убивают тебя, но ты должен ждать, проявить терпение, молиться. Благодать снова придет, чтобы заполнить пустоту, Бог не оставит тебя в этом состоянии, но и ты не заменяй Его другим богом.

Старец Софроний (Сахаров) говорил, что люди впадают в большие грехи по двум причинам. Первая – это эгоизм, когда ты хвастаешься собой, и это заставляет тебя осуждать всех, иметь мнение обо всех и обо всем, и тогда Господь попускает в твоей жизни большое искушение. Осуждаешь ли ты жизнь другого человека? Ожидай, что с тобой произойдет то, что ты осуждал, над чем насмехался или чем разочаровал другого человека. Придет и твоя очередь. Ты не осуждал ближнего? Тогда и Господь не осудит тебя. Защищал кого-то? И Господь защитит тебя.

Предоставлял возможности другим людям? И Бог даст тебе возможности, Он будет ждать тебя, потому что ты тоже ждал, как тот старец, который умирал, но его лицо сияло. Братия знали, что он не был хорошим монахом, не выполнял молитвенное правило и не часто ходил в церковь, не был монахом прилежным. А перед смертью его келья заблагоухала. Один из братии не выдержал и спросил:

– Мы знали, что ты был немного нерадивым монахом, сейчас же видим удивительные вещи. Почему?

– Послушай, – отвечал умирающий, – это правда, что я не был хорошим монахом, но я никогда никого не осуждал. Поэтому сейчас Бог не будет судить меня, ибо говорится в Евангелии: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7: 1–2).

Перевел с болгарского Виталий Чеботар

Сайт храма св. царя Бориса в Варне (Болгария)

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ю   24 апреля 2021, 12:04
"Если не можешь изменить ситуацию, то измени к ней свое отношение"-постулат психологии. Для этого люди и ходят к психологу.  Одному человеку сложно это сделать. Но иногда  священник может помочь изменить угол зрения в сторону Евангелия
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить