Кто я и чем владею?

Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8: 35).

В этом отрывке из Евангелия слово «душа» повторяется много раз. В какой-то момент мы слышим, как Иисус просит нас потерять нашу душу, а в другой раз – спасти ее. Нам нужно быть внимательными, чтобы увидеть два различных смысла, которые это слово несет в этом отрывке. Ясно, что в каждом месте Господь говорит о двух противоположных значениях, объясняя свои слова и заповеди.

Душа, которую нам нужно отвергнуть и потерять, – та, которая стыдится Его

Во-первых, душа, которую нам нужно отвергнуть и потерять, – та, которая стыдится Его. Во-вторых, душа, которую нам нужно спасти, неся свой крест, – то, что дороже всего мира, и она свидетельствует о славе Своего Отца и вспоминается в Его Царстве.

Душа, которую нам нужно спасти, неся свой крест, – то, что дороже всего мира, и она свидетельствует о славе Своего Отца

Первое значение слова «душа», в котором Иисус просит нас потерять ее, касается заботы о себе, накопления богатства и удовлетворения душевных страстей и тому подобного, когда мы стремимся заботиться только о себе, забывая о Христе и ближних. Ясно, что душа, которую Иисус просит нас спасти, – это наше глубинное «я» и истинная жизнь, которой не будет достоин весь мир. Итак, мы должны различать то, что предназначено для нашей души, и то, что на самом деле является нашей душой.

Многие философы по-разному интерпретируют бытие человека. Один говорит: «Я мыслю, следовательно, я существую…» И философия нашего времени, философия потребителя говорит, что я владею, следовательно, существую. У меня хорошее здоровье, значит, я существую, потому что болезнь – это нечто от небытия. У меня есть деньги? Тогда я силен и существую, потому что бедность – это забвение и небытие. Есть ли у меня дети? Тогда я смогу продолжить свое существование. Есть ли у меня социальное положение? Тогда я существую.

Чтобы завоевать мир, я должен бежать за тем, что позволит мне добыть себе все необходимое для жизни. Человек настоящего борется с небытием, владея чем-то. Он чувствует себя в безопасности, имея здоровье, славу и большие складские помещения. В этом понимании слова «душа», существование – это жизнь, и обеспечение души означает обеспечение ее существования. Эта потребительская философия упоминается в Евангелии: Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы (Лк. 12: 19). Господь назвал эту философию безумной.

Евангелие ясно говорит о том, что душа не удовлетворяется исполнением своих желаний и что наше «я» отличается от нашего имущества. «Я существую» отличается от «я владею». «У меня есть» – это земная гарантия жизни человека, который стремится заботиться о своей душе и спасать ее, даже если это происходит за счет того, «кто я есть». Таким образом, он бежит, чтобы завоевать мир, думая, что, овладев миром, он обезопасит свою жизнь. Он продает свою душу, и стыдится слов Господа и веры, и хочет получить хорошее положение и еще больше денег.

«Кто я» – это философия человека, который любит Иисуса и знает, что Он – «Сын», а не торговец, что Он – наследник, а не работник. «Кто я» – это философия и вера христианина, который отрицает какое-либо положение, эгоистические интересы или даже весь мир, чтобы завоевать свою душу и не потерять свою индивидуальность. Отец, который рано отправляет сына на работу, продал своих сыновей и получил много денег, но потерял себя в качестве отца. Мать, которая продает свою дочь, чтобы получить какую-то выгоду, потеряла себя в качестве матери. Если политик покупает и продает, поступаясь своими принципами, и приобретает для себя, то он теряет самого себя. Посол, который отправляется в чужую землю, чтобы покупать и продавать, как если бы он был одним из обычных иностранцев, и строит дома на земле, которую он оставит, приобретает что-то для себя только для того, чтобы обнаружить, что он потерял свое истинное «я».

Человек – это то, какой он есть, а не то, что у него есть.

И второе значение души в сегодняшнем отрывке: «Кто я». Это философия христианина, который применяет к себе мудрость змеи, по словам свт. Иоанна Златоуста. Эта мудрость заключается не в том, что змея всегда осторожна и очень энергично пытается защитить себя. Ее мудрость в том, что она знает, где именно находится ее жизнь: когда на неё нападают, она отдает все свое тело, но прячет голову.

Христианин подобен мудрому купцу, плывущему сквозь бурю. Когда шторм сильный, ему нужно выбросить весь свой груз, чтобы корабль остался целым, и чтобы он сам остался жив. Какая польза человеку, если он обезопасит все свои блага, но потеряет свою душу?

Евангелие точно разъясняет, что я существую не тогда, когда владею или когда думаю, но когда я несу крест и отрицаю то, что принадлежит мне. Я отрицаю даже материальную выгоду, если последняя заставляет меня стыдиться Христа. Я существую, когда следую за Христом.

«Я тот, кто следует за Иисусом» – это единственная гарантия жизни, которая у меня есть, когда я свидетельствую о Нем и верен Ему, когда я Его посланник. Для меня мир – это место для проповеди, а не для коммерциализации. Уверенность в моей жизни – это крест, а не лукавые пути этого мира. И мою личность, и душу нельзя выкупить ничем земным.

Кто хочет спасти свою жизнь «тем, что у него есть», тот потеряет ее, а тот, кто потеряет то, что имеет, ради Христа и Евангелия, спасет ее. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить