Моя Выша

Духовное наследие святителя Феофана Затворника очень ценно для моей семьи. В день его памяти, 23 января, мы с супругом соединились узами брака. Советами святителя мы руководствуемся в воспитании дочек, к нему мы обращаем молитвы в сложные моменты жизни и чувствуем духовную поддержку святого подвижника. Особенно чувствуется эта поддержка и духовная связь святителя Феофана со своей паствой, которую он и поныне не оставляет своей любовью, в Вышенской обители.

Знакомство с музеем святителя Феофана

Настоящим счастьем для меня стало преподавание в монастыре «Православного вероучения и основ Социальной концепции Русской Православной Церкви» в рамках курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Рязанской митрополии. Самое удивительное, что занятия с матушками проходят в музее святителя Феофана Затворника, открытом в 2010 году. 

Экспозиция музея размещается в четырех залах. В первом зале собраны прижизненные издания святителя Феофана и книги, которые входили в круг чтения святителя. Сочинения святителя Феофана охватывают огромное количество жанров. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место. В его обширном письменном наследии все достойно внимания, усвоения, воплощения в жизнь. В своих произведениях преосвященный Феофан изобразил идеал истинной христианской жизни и пути, ведущие к его достижению. «Надо добиваться того, чтобы непрестанно ходить пред Богом со страхом и благоговеинством. Ибо Он везде есть и во всем Своем величии», – писал преосвященный Феофан. И его собственная жизнь была поистине хождением пред Богом. 

Жизнь как хождение перед Богом

Родился святой в 1815 году в семье Говоровых в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии. Его назвали Георгием. От мамы Георгий унаследовал, по свидетельству ближайших родственников, нежное, любящее сердце и некоторые характерные черты личности: кротость, скромность и впечатлительность, а также черты внешнего облика. От отца же святитель Феофан унаследовал сильный и глубокий ум. Детство было счастливым и спокойным. С семи лет отрок стал обучаться грамоте, после окончил духовное училище и семинарию. С разрешения академического и высшего духовного начальства в 1841 году он принял постриг с именем Феофан, что значит «Богом явленный». Святой проходил службы в нескольких местах и в разных типах духовных школ, начиная с начальника духовного училища и заканчивая ректором Академии. Однако его влекло другое, а именно – уединенная монашеская жизнь. Его учебная работа соединялась с административными и хозяйственными заботами, а дух его искал иноческого жития и молитвенного общения с Богом. Всеблагому Промыслу Божию угодно было возвести его в сан епископа, «да будет всем ищущим спасения светильником горящим и светящим». Ставши в 1859 году епископом Тамбовским и Шацким, святой Феофан всего себя отдавал на служение своим пасомым, особенно заботился о просвещении и образовании: издавал «Епархиальные ведомости», открывал духовные училища, приходские школы и много проповедовал, но продолжал стремиться к уединению.

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Владыка вскоре подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в этом монастыре. «Лучше Выши может быть только Царствие Небесное», – так владыка Феофан говорил о Вышинской обители, полюбив монастырь сразу же после своего приезда. Но уже через несколько лет святитель Феофан подает новое прошение о полном уединении, к которому он всей душой стремился и которое наконец, по милости Божией, пришло.

«Лучше Выши может быть только Царствие Небесное»

Благодатный подвиг затвора

Музей в основном посвящен тому периоду жизни святителя Феофана, который он провел на Выше и, в частности, в затворе. Все экспозиции – это наставление и живая проповедь о том, как человек может жить свято, чем заниматься, как распределять свои занятия, к чему устремлять свои силы и способности, как относиться к людям. Это образец жизни для верующего человека, который только и занят мыслью о спасении.

Второй и третий залы – келья и кабинет святителя с его рабочими инструментами. Большая часть предметов в келье святителя – реконструкция эпохи XIX века. Здесь можно встретить фисгармонию, бинокль, фотоаппарат, инструменты плотника, швейную машинку, скрипку и многое другое, что показывает разносторонность личности святителя, который по примеру некоторых древних подвижников занимался живописью, резьбой по дереву, токарным и переплетным делом. Все эти рукоделия являлись отдыхом от умственного напряжения, подкрепляли телесные силы, а главное, изгоняли из жизни его всякую мысль о праздности. «Нельзя все духовным заниматься, – писал святитель Феофан, – надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена, ни думать, ни Богу молиться не способна».

Время затвора – важнейший период, можно сказать, центр жизни преосвященного Феофана, ибо тогда по преимуществу явились во всей силе его великие труды и подвиги, и прежде всего подвиг молитвенный.

Каждый раз, проводя занятие в стенах музея, приходишь к мысли, что эти стены остались единственными свидетелями подвигов святителя Феофана, его молитвы.

Эти стены остались единственными свидетелями подвигов святителя Феофана, его молитвы

Духовным центром музея является маленькая домовая церковь, освященная в честь Богоявления Господня, в которой святитель служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет – ежедневно. В этой келейной церкви, где и сейчас проходят богослужения, хранятся удивительные святыни – иконы, писанные собственноручно святителем Феофаном. А к иконе Николая Чудотворца, написанной Феофаном Затворником, могут приложиться в первом зале все посетители музея. Это настоящее чудо!

В 1894 году в день престольного праздника своего келейного храма душа епископа Феофана мирно отошла ко Господу. 

Всю земную жизнь святитель Феофан посвятил поискам пути к вечной жизни; в своих творениях он показал этот путь и своим современникам, и последующим поколениям. «Ищешь спасение – доброго дела ищешь. Душа дороже всего мира», – написано на памятнике святителю у входа в монастырь. Этими словами святой благословляет каждого, кто входит под сень обители, кто ищет покоя и умиротворения в бурном житейском море.

Выше Выши только Небо

Часто в письмах святитель Феофан напоминал собирающимся посетить его о своем затворе: «Вы желали на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать и не принимаю». И сейчас ворота обители открыты для всех, только теперь еще есть возможность поклониться святому подвижнику, приложиться к мощам святителя в Казанском соборе монастыря. Живя в затворе в Вышенской пустыни, епископ Феофан чувствовал в своей жизни «бездну милосердия Божия», считал Вышу «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». По его молитвам каждый может ощутить здесь благодать и причастность ко всем историческим событиям и святыням монастыря. Сочетание красоты архитектуры постепенно возрождающейся обители с удивительной красотой природы дарит ощущение спокойствия и безмятежности.

«Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить», – писал святитель Феофан Затворник. Матушки монастыря в полной мере воплощают в жизнь эти слова святителя, с любовью встречая всех гостей. В обители заботливо обустроен «Амбар» – трапезная для паломников со свежими монастырскими продуктами, блюдами, приготовленными с благословением и молитвой, ароматной выпечкой и «Духовными витаминками» – наставлениями святителя Феофана на каждом столике. 

Изображение из iOS.jpg

Сидим с супругом, пьем травяной чай с булочками, читаем «Духовные витаминки» и на практике убеждаемся, что слова, написанные много десятилетий назад, подходят и для нашего времени, как будто святой писал именно для нас: «Кто же это вам сказал, что трудно спастись? Стоит только захотеть и взяться за дело решительно – и спасение готово!» Читая эти маленькие записочки, еще раз убеждаешься, что всякий, возжаждавший духовной жизни и вступивший на путь спасения, найдет у святителя Феофана много полезного и пригодного для себя.

Святитель Феофан Затворник не только питает нас своими творениями, но и помогает своими святыми молитвами пред Престолом Живоначальной Троицы, к Которой он приблизился еще здесь, на земле, достигнув духовного безмолвия и ангельского бесстрастия в святой Вышенской обители.



Список использованной литературы

  1. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999. 568 с.
  2. Монахиня Иулиания (Муравьева). Музей Феофана Затворника как непрекращающаяся проповедь святителя и живая связь его с современностью [Электронный ресурс]. URL: https://svtheofan.ru/item/1225-monahinya-iulianiya-mupavyeva-naselynitsa-svyato-uspenskogo-vyshenskogo-monastypya-pyazanskoy-epaphii.html (дата обращения: 15.01.2022)
  3. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-во «Паломник», 1994. Вып. I–VIII.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить