Неделя святых праотец

Это воскресенье называется Неделей святых праотец. И мы сегодня вспоминаем всех праведных отцов Ветхого Завета, начиная с Авраама и заканчивая всеми пророками, которые готовились и предсказывали пришествие Мессии – Христа Спасителя.

Изображение из iOS.png

Сегодняшнее Евангелие (см.: Лк. 14: 16–24) повествует притчу о Тайной Вечере, рассказанную Иисусом после того, как он был приглашен прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба (Лк. 14: 1). Мы размышляем над контекстом этого приглашения, поскольку фарисеи пристально наблюдали за Ним. Притча служит предупреждением для всех нас, напоминая нам «не садиться на первое место». За этим предупреждением следуют наставления о гостеприимстве и смирении. Христос говорит хозяевам дома и окружающим не звать на ужин друзей, братьев или родственников, дабы не получить за это воздаяния, но звать бедных, калек и убогих.

Эта притча является ответом на реплику некоего человека, сидящего за столом: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14: 15). В своем комментарии к этим словам святитель Григорий Богослов говорит, что «этот человек плотский, он невнимателен к тому, что дает Христос, и не способен правильно понять, что говорил Христос, ибо он думал, что награда святых должна быть телесной».

И в ответ на это Господь начинает сегодняшнюю притчу: «Один человек сделал большой ужин…» Некоторые из святых отцов (подобно святителю Кириллу Александрийскому) видят в «одном человеке» символ Бога Отца, пославшего Своего Единородного Сына, Который, по словам апостола Павла, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2: 7). Этот образ становится более ясным в притче согласно евангелисту Матфею, который сравнивает Его с «царем», устраивающим свадьбу для своего сына (см.: Мф. 22: 2). Это метафора того, как Бог посылает Своего единственного Сына, чтобы пригласить Свой народ к спасению.

Изображение из iOS.png

Знатный человек приготовил ужин и послал своего слугу сказать гостям: «Идите, ибо уже всё готово». Можно ожидать, что это приглашение будет трудно отклонить, но мы с недоумением читаем, как приглашенные единодушно начали извиняться. Каждый из них извинился за то, что не смог присутствовать, ссылаясь на разные причины и оправдания, но мы видим, что все они одинаковы. Святитель Василий Великий размышляет о наших собственных извинениях, чтобы присутствовать на пиршестве Бога: «Но они не могут прийти, потому что человеческий ум, когда он деградирует к мирским удовольствиям, не может уделять внимания вещам божественным».

Когда человеческий ум деградирует к мирским удовольствиям, он не может уделять внимания вещам божественным

Господь Иисус резюмировал эти человеческие интересы, которые стали оправданием, следующим образом: кто-то купил поле, кто-то – пять пар коров, кто-то женился и поэтому не может присутствовать. Эти три примера, по сути, воплощают в себе все человеческие отговорки и интересы. Святой Григорий Богослов объясняет их следующим образом: «Во-первых, тот, кто купил поле, – это человек, имеющий страсть стяжательства; это фарисеи и книжники, которые "были так сосредоточены на своих фермах (своих мирских владениях), что у них не было ни времени, ни желания думать о своих душах и своем спасении"».

О втором приглашенном, который купил пять пар коров, святитель Григорий говорит: «Что нам понимать под пятью волами, как не пять чувств?» Эти чувства являются важным даром от Бога и дают нам возможность общаться и понимать внешний мир, но когда они подвергаются похоти и страсти, они отклоняются от своей естественной цели и становятся слугами лукавого.

Мы не должны ошибочно принимать случай третьего приглашенного, который женился, как осуждение брака, ведь в Церкви существует таинство Брака. Но, по словам святителя Григория, «что нам понимать под женой, как не плотские удовольствия?»

Изображение из iOS.png

Апостол Иоанн Богослов в своем первом послании пишет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 15–16).

Здесь мы видим связь между человеческими интересами приглашенных и этими тремя типами похоти, упомянутыми евангелистом Иоанном. Первый представляет похоть к гордыне, то есть любовь к мирскому стяжательству, в то время как второй указывает на вожделение глаз, когда чувства отклоняются от их первоначальной цели, а третий представляет похоть плоти и удовлетворение ее желаний.

После того, как гости отклонили приглашение, Господь послал своего слугу позвать бедных, слепых и хромых. Апостол Павел говорит: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1: 27). Приглашенные от элиты до фарисеев и книжников, знавших Священное Писание, и первосвященников отвергли призыв Иисуса. Следовательно, этот призыв относился к сборщикам налогов, прелюбодеям и грешникам, т. к. мытари и блудницы вперед них идут в Царство Божие (см.: Мф. 21: 31) и многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30). 

В конце концов слуга вернулся, чтобы сказать своему господину, что остались еще места. Господь сказал пойти по дорогам и изгородям и настаивать, чтобы пришли еще.

Изображение из iOS.png

Милость Божья излилась и на язычников. Под теми, кто был на дорогах и у изгородей, подразумеваются язычники. Святой Василий Великий говорит в своем толковании на эту притчу: «"По дорогам", здесь имеется в виду грубый образ жизни язычников, который привел их к такому множеству ложных верований. "По изгородям" означает их греховную жизнь. Ибо грех – это большая преграда и стена, отделяющая нас от Бога».

Грех – это большая преграда и стена, отделяющая нас от Бога

Просьба Христа «убедить прийти, чтобы наполнился дом», конечно, не является принуждением, но вместо этого отражает твердую решимость хозяина завершить Его приглашение. И если первоначальные приглашенные отказываются, хозяин не обескуражен и посылает приглашение другим, тем, кто извне, тем, кто составляет легион изгоев. 

Учитель говорит в книге Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).

Господь Бог от Ветхого до Нового Завета и по сей день использует различные методы и средства, чтобы призвать человечество ко спасению, потому что Он Тот, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4).

Последний стих сегодняшнего отрывка, «много званых, но мало избранных», был добавлен к отрывку из Евангелия от Матфея (см.: Мф. 22: 14), чтобы дополнить смысл текста.

Святая Церковь увидела в этой притче символ «небесного пира», упомянутого в книге Откровений, где Ангел говорит евангелисту Иоанну: «Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19: 9). Это небесное приглашение – тайна Святой Евхаристии, соучастие в Святом Теле и драгоценной Крови Господа. Это праздник веры, отраженный в пасхальной проповеди св. Иоанна Златоуста: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду… Трапеза обильна, – насыщайтесь все; Телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости».

Изображение из iOS.png

Бог послал Своего Единородного Сына, воплощенное Слово Бога, Который отдал Свою жизнь на Кресте за спасение мира и Который дал нам Свое Тело и Свою драгоценную Кровь для жизни. Возьмем же на себя инициативу Того, Кто пригласил нас на этот небесный пир, чтобы мы могли стать участниками вечной жизни и Царства Небесного. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить