Нести свой крест или нет – всегда наш свободный выбор

Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня

1.jpg

Церковь продолжает отмечать праздник Воздвижения Креста Господня, и нам нельзя забывать, что каждый день мы выбираем, брать на себя наш личный крест или нет. Безусловно, нам не под силу контролировать, встретятся ли на пути какие-либо трудности или преграды, но мы всегда можем воспринимать каждое испытание как возможность отречься от себя и последовать за Богом. Для этого нужно непрестанно стремиться к тому, чтобы добровольно предавать жизнь Христу. Распорядившись свободой ради того, чтобы умертвить пагубную силу греха, мы сможем в более полной мере разделить великую победу Христа над смертью, одержанную на Кресте, и обретем силы для того, чтобы воскреснуть со Спасителем в новую, святую жизнь. Это не совершится в одночасье. Для нас, отождествляющих себя с распятым и воскресшим Богом, это непрестанный труд.

В послании к Галатам апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2: 19–20). О многочисленных трудностях своего служения и испытаниях апостол Павел говорил: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1: 24). Нет ничего недостающего в великом самопожертвовании Господа на Кресте ради спасения мира. Все, чего недостает, – так это нашего постоянного послушания Его призыву отречься от себя и следовать за Ним. Из-за наших страстей и тленности порочного мира борьба за верность Богу неизбежно сопряжена со страданием. Церковь есть Тело Христово, недостойными членами которого мы являемся, и нам, чтобы обрести духовное исцеление и благодаря собственной верности сделать Церковь сильнее, нужно непрестанно брать на себя свой крест. Наше страдание не есть что-то угодное Богу, но следствие тех неизбежных трудов и усилий, на которые мы идем, чтобы умертвить все, что отделяет нас от Христа. Воистину, нести свой крест – значит не уклоняться от той непростой борьбы, что ведется ежедневно, и отвергать грехи, ставшие нашей второй природой.

Нести свой крест – значит не уклоняться от той непростой борьбы, что ведется ежедневно, и отвергать грехи, ставшие нашей второй природой

В ночь перед Распятием Христос молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). Он взошел на Крест добровольно, и нас тоже никто не принуждает нести наш крест. Многие проблемы и испытания врываются в жизни без спроса, порой бывает настолько трудно, что даже нет сил жить дальше, и, если не воспринимать страдания духовно, очень легко сломаться. В ответ на потери, преграды и разочарования мы можем – как предлагала жена праведного Иова Многострадального – «похулить Бога и умереть» (Иов 2: 9). Мы вольны не возлагать всю свою скорбь на Христа, но вместо этого позволить ей разжечь в нас страсти, сломить нашу веру и отравить отношения с окружающими. Нам никто не может помешать, так как свобода – неотъемлемое право человека, сотворенного по образу Божиему.

Только мы сами можем соединиться со Христом в Его величайшей жертве, принесенной ради спасения мира. Какими бы ни были обстоятельства, нам под силу распорядиться свободой так, чтобы взять свой крест и отвергнуть отчаяние, так как любое усилие, боль и разочарование – это возможность отвергнуть себя и последовать за Господом. Всякая трудность – вызов, на который мы можем ответить либо подражая Христу, либо поддаваясь страстям. Он распаялся на Кресте, отказавшись как-либо отвечать тем, кто Его ненавидел и отвергал. Аналогично и мы можем подражать Ему в любых обстоятельствах жизни, даже тогда, когда велико искушение поступить совершенно не так, как Господь. Болезни, разрывы, тревожные думы о том, что будет дальше, сожаления о минувшем, разрушенные надежды, даже самые страшные и невообразимые утраты представляют для нас возможность возрастать в «любви, радости, мире, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости, воздержании» (Гал. 5: 22–23). Апостол Павел писал, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

2.jpg

Когда на пути возникают испытания, обычно скоро просыпаются наши извращенные желания и мерзкий эгоизм. Часто проходит совсем немного времени, как мы становимся подобны пророку Ионе, который вышел из себя из-за того, что червь подточил корень дерева, спасавшего его от солнца. Казалось бы, такая ерунда, но пророк настолько разгневался, что даже просил себе смерти (см.: Иона 4: 5–11). Порой одолевающие нас проблемы представляются настолько серьезными, что мы в глубине души начинаем сомневаться и едва не впадаем в отчаяние, пытаясь осознать смысл и цель жизни. Когда пытаемся найти способ потушить бушующие страсти, у нас есть немало возможностей взять на себя свой крест, это могут быть вопросы как значимые, так и едва достойные внимания.

Любое усилие, боль и разочарование – это возможность отвергнуть себя и последовать за Господом

Для этого обычно не нужно совершать что-то особенное или сверхъестественное. Зачастую достаточно просто переключить внимание на базовые принципы христианской жизни, а именно не принимать в сердце греховных помыслов, прощать обидчиков, верить, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 39). Чем больше открываем сердце целительной силе Божией через молитву, покаяние и служение ближним, тем меньше времени и энергии у нас остается на то, чтобы будоражить и принимать греховные помыслы, толкающие на греховные поступки. Такое постоянное стремление жить по-христиански лежит в основе несения своего креста, самозабвения и следования за Богом.

Постоянное стремление жить по-христиански лежит в основе несения своего креста, самозабвения и следования за Богом

Нам также следует внимательно следить за тем, чтобы не впасть в различные формы идолопоклонства, толкающие нас на то, чтобы ценой собственной души обрести весь мир. Господь мог отвергнуть Крест ради того, чтобы обрести земную власть и создать политическое иудейское царство. Подражая Ему, мы должны отвергать всякую привязанность к земному даже, казалось бы, в мелочах: от вопросов международной повестки до отношения к друзьям, ближним, членам семьи. Ни в мирской жизни, ни в духовной невозможно работать двум господам – стремящиеся к этому рискуют погубить душу в тщетном стремлении обрести весь мир. Слово о Кресте Христовом для тех, кто поклоняется земному успеху (каким бы он ни был) как богу, юродство есть. Если мы возлюбим что-либо более, чем Бога, то своими действиям постыдим Господа нашего и Его Крест.

Взять на себя свой крест – значит не побояться трудностей и отвергнуть любые иллюзии о самих себе и об этом мире. Даже если спотыкаемся и падаем, все равно необходимо идти вперед и доверять Богу. Мы надеемся не на какое-то духовное или нравственное совершенство, которого возможно достигнуть просто усилием воли, но на великую милость Того, Кто из совершенной любви предал Себя смерти ради нашего спасения. Через Крест Он утвердил жизнь тогда, когда торжествовала смерть, свет – когда все пребывало во тьме, радость – когда царило отчаяние.

3.jpg

Господь будет даровать нам исцеление по мере того, мы станем предавать себя Ему, со смирением возлагая на Него нашу надежду и не обращая внимания на те трудности и боль, с которыми это сопряжено. Так мы сможем умереть для разрушительной силы греха и войти в блаженное Царство Господа нашего, которое не принадлежит этому, земному миру. Давайте воздвигнем Святой Крест и станем каждый день на протяжении всей жизни следовать за Спасителем, отвергая себя и не боясь нести свой личный крест.

Перевела с английского Мария Степанова
Сайт Eastern Christian Insights

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить