Обратимся к прощению

Я хотел бы сказать несколько слов о том, что отцы Церкви писали о прощении. Многие из них говорили об этой необходимой для христианской жизни добродетели. Когда мы открываем корпус святоотеческих сочинений, то не заглядываем слишком далеко, чтобы найти что-то на тему прощения. Это непоколебимая заповедь, настойчивое воззвание, необходимый строительный блок для всего здания христианской жизни и нашего спасения. Это та добродетель и такое действие, которые необходимо практиковать на протяжении всего нашего духовного роста, начиная с первых шагов христианской аскезы до духовных вершин. Прощение находится в центре практической жизни христианина.

1.jpg
Епископ Ириней (Стинберг)

Я хотел бы предложить несколько цитат святых на тему прощения и поразмышлять о каждой из них. Начнем с одного изречения из «Apophthegmata Patrum» – собрания высказываний отцов-пустынников. Оно приписывается авве Исидору. Заповедь о прощении здесь излагается ясно и практично. Всякий раз, когда авва Исидор обращался к своим братьям в Церкви, он говорил следующее: «Прости брата твоего, дабы и тебе было прощено». Этот практический совет отражает заповедь Христову «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37). И мы всегда должны помнить об этом в повседневной жизни.

Перейдем к гораздо более позднему святому – праведному Иоанну Кронштадтскому. У него несколько иной взгляд на тот же вопрос прощения. Праведный Иоанн писал: «Часто днем я чувствовал себя великим грешником, но вечером, после молитвы, отходил ко сну с глубочайшим миром и радостью в сердце; с чувством, что я оправдан, и теперь по благодати Святого Духа – белее снега. Как легко будет Господу спасти нас на закате нашей жизни, на закате наших дней! Спаси мя, милостивый Господи! Прими мя в своем Небесном Царстве! Ведь для Тебя возможно все».

Это отрывок из его книги «Моя жизнь во Христе». Это трогательное свидетельство того, в какой степени мы можем испросить себе у Бога прощение. Святой Иоанн осознает свою греховность и видит, что силою Святого Духа, благодатью любящего Бога, изглаживаются все его грехи. Теперь он прощен, теперь он чист и белее снега, как говорится об этом в псалме: «Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50: 9).

2.jpeg
Праведный Иоанн Кронштадтский

Праведный Иоанн Кронштадтский был человеком, хорошо осознающим милость Божию по отношению к нему. В другом своем творении он сказал: «Иногда мы не видим никакого выхода, никакого избавления от наших грехов, и они мучают нас. От них изнемогает и томится в печали наше сердце. Но когда Христос воззрит на нас, из наших глаз текут потоки слез, и с ними исчезает вся паутина зла в наших душах. И мы плачем от радости и от того, что к нам так нежданно была послана такая милость». Это нежное свидетельство о милосердии Господа, о Его всепрощающей природе, о том, что гнетущие нас грехи по великой любви Божией могут быть удалены от нас. Мы можем быть прощены и, следовательно, спасены. Таким образом слезы безысходной, унылой печали становятся слезами радости и обновления. Это прощение, которое Бог дает Своим чадам.

Прощение, полученное нами от Бога и проявленное нами к другим, должно начаться в нашем собственном сердце

Быть прощенным Богом – величайшая милость, величайшая радость. Прощение от Бога приносит в нашу жизнь перспективу спасения и сладкий дух Царствия Небесного. Это то, чего мы, христиане, ищем, и по милости Божией это открывается нам. Что мешает нам получить это прощение, жить в этом духе? Наше собственное упорное нежелание прощать обидевших нас, пребывать в духе Царства. Прощение, полученное нами от Бога и проявленное нами к другим, должно начаться в нашем собственном сердце. Прощение неразрывно связано с покаянием. Нам нужно взять на себя крест покаяния, чтобы быть способными даровать прощение другим. Поэтому прежде всего мы должны искать собственного покаяния. Именно в покаянном духе, когда мы открыты для любви других и проявления нашей любви к ним, прощая им любые обиды, которые, как нам кажется, они совершили по отношению к нам, мы действительно можем уподобиться нашему Всепрощающему Господу.

3.jpg

Преподобный Филофей Синайский кратко сказал об этом: «Прощаем ли мы нашим ближним их проступки? Тогда и Бог прощает нас по Своей милости. Отказываемся ли мы прощать? Тогда и Бог откажется простить нас. Как мы относимся к ближним, так и Господь относится к нам. Поэтому, человек, прощение твоих грехов или их непрощение, а значит, и твое спасение или погибель, зависят от тебя самого. Ибо без прощения нет спасения».

Святой Филофей напоминает нам, что здесь поставлено на карту само наше спасение, и оно действительно находится в наших собственных руках. Это, конечно, не означает, что мы способны спасти самих себя. Но по собственному выбору мы можем отказаться прощать ближних, тем самым добровольно закрывая дверь для своего спасения.

По собственному выбору мы можем отказаться прощать ближних, тем самым добровольно закрывая дверь для своего спасения

Каждый раз, когда мы чувствуем себя обиженными, оправдываем себя в своем гневе, затаиваем обиды на других, слова преподобного Филофея должны напомнить нам, что мы стоим перед выбором собственного спасения. В этот момент передо мной стоит не просто выбор: хочу ли я простить брату ошибку или нет? Настоящий выбор, настоящий вопрос, с которым я сталкиваюсь в этот момент, заключается в следующем: желаю ли я себе спасения или погибели? И здесь мы говорим не о другом, а о себе. Ибо если мы решаем не прощать что-либо, совершенное против нас вольно или невольно, то мы выбираем путь смерти для своей собственной жизни, мы предпочитаем ад раю, и это очень плохо и прискорбно. Если же мы совершаем жертвенный акт любви, то есть прощаем другого, мы поворачиваемся к вратам рая, которые были открыты для нас Спасителем. В то же мгновение нам открывается путь на небо, и мы сами получаем прощение и приближаемся к Царству Божию.

Эту мысль поддержал живший в XVIII веке святитель Тихон Задонский. Он говорил: «Кто хочет иметь мир с Богом, тот должен прежде примириться с ближним своим». Это воззвание о необходимости прощения перекликается с мыслями святого праведного Иоанна Кронштадтского, отцов-пустынников и со словами Самого Господа Иисуса Христа.

4.jpg
Святитель Тихон Задонский

Существует прямая взаимосвязь прощения нас Богом с нашим собственным покаянием, с нашим собственным прощением других. Хотим ли мы получить прощение от Бога, которое приведет нас к вечной жизни? Давайте научимся прощать окружающих. Хотим ли мы научиться прощать окружающих? Давайте сначала научимся каяться в своих грехах, осознавать те ошибки, которые мы совершаем, видеть находящийся в наших сердцах грех.

Как только мы по-настоящему увидим все это относительно нас самих, мы начнем видеть маленькие недостатки наших братьев и сестер в ином свете: в свете любви, сочувствия, сострадания, а не осуждения. Как мы можем осуждать в других то, что увидели в себе? Поэтому, если мы изо всех сил пытаемся научиться прощать, пытаемся стать прощающими людьми, давайте сначала поработаем над собственным покаянием, поскольку именно здесь взращивается и рождается наш прощающий дух. Когда по благодати Божией мы научимся прощению ближнего, мы обретем сладкую радость и радостотворные слезы прощения от Бога, как писал об этом праведный Иоанн Кронштадтский. И эта гармония нашего покаяния и полученного нами прощения и составит наше спасение.

В этом контексте следует также вспомнить слова преподобного Исаака Сирина: «Увлажни щеки твои слезами очей твоих, дабы Дух Святой обитал в тебе и очистил скверну злобы твоей. Умилостиви Господа слезами твоими, и Он поможет тебе». Итак, мы видим тесную связь между покаянием, прощением и спасением. Но нам трудно быть людьми прощающими.

5.jpeg

По нашей греховности мы легко чувствуем себя обиженными, легко находим самооправдание. Но если мы хотим уподобиться Христу, Господу нашему, то необходимо прощение, даже если окружающий мир говорит, что это бессмысленно, ненужно, неуместно. Христианам нужно стремиться прощать и любить так, как это делал Сам Господь.

Братья и сестры, задача научиться прощать должна занимать центральное место в нашей христианской жизни и христианской идентичности. И этот процесс начинается в нашем сердце, как говорят святые отцы. Давайте же углубимся внутрь своего сердца и обнаружим наш собственный грех, увидим себя такими, какие мы есть на самом деле. Давайте, увидев наши собственные недостатки, найдем в своем сердце сострадание, любовь и радость, которые можно получить через прощение наших ближних. Это путь в Царство Божие. Это путь к тому прощению, которое обещает нам Бог, если и мы прощаем ближнего своего.

Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, помилуй и спаси нас. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить