«Образ есмь неизреченныя Твоея славы»

Подвижники благочестия XX века об образе Божием в человеке.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов):

1.jpg

Образ Божий – основание духовной жизни человека.

*

Подобно зловредному ветру, страсти иссушают и искореняют в душе человека все то, чем он так щедро был одарен своим Творцом, они изменяют все его существо и прежде всего искажают образ Божий.

Архимандрит Кирилл (Павлов):

2.jpg

Не проходит дня, чтобы мы перед зеркалом несколько раз ни посмотрели на себя: чиста ли наша одежда или не запачкано ли наше лицо. Тем не менее, годами, а, может быть, даже и всю жизнь мы никогда не проверяем опрятность и чистоту нашего нравственного облика, противопоставив себе как зеркало совершенный образ Христа Спасителя, запечатленный нам в Евангелии.

Архимандрит Виктор (Мамонтов):

3.jpg

Внутренняя жизнь человека качественно отличается от внешней: в человеке имеется образ и подобие Божие.

*

Христианин верит в человека, потому что знает его тайну: в каждом человеке есть образ Божий. Человек, в отличие от всего сотворенного, создан по образу и подобию Божию, он венец творения. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт 1: 26). Здесь речь идет о духовной сущности человека.

Христианин верит в человека, потому что знает его тайну: в каждом человеке есть образ Божий

*

Духовная жизнь – это творчество. В искусстве нет предела, достигнув которого, человек может сказать: «Все! Мне стремиться больше ни к чему не надо». Если он так скажет, то это его конец. Это относится и к христианину. Мы всю жизнь должны идти ко Христу, Который дал нам образ для подражания.

Митрополит Вениамин (Федченков):

4.jpg

Во всяком человеке все хорошее не принадлежит ему самому, а соединено тончайшими нитями со Христом. Как? Ведь люди созданы по образу Божию; а образ Божий, образ Отца есть Христос, Сын Божий…А что такое – «образ»? Это не мертвый слепок, не безжизненная фотография, а нечто большее, живущее в отображающем.

Сын Божий есть образ Отца… Это значит, что Отец живет в Сыне.

А отсюда заключать будем дальше. Если люди созданы по образу Образа, то Сей Образ, Сын Божий, живет в них и все светлое есть отображение Его в человеке. А так как вполне «телесно» проявившийся в человеческом лике (иконе, образе) есть Сын Божий, воплотившийся, то отсюда нужно сделать вывод такой: то, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, открылось явно в Богочеловеке, Христе. Тогда уже прообразы будут совершенно естественно иметь связь с Образом. Или еще лучше сказать: в Новом Завете явился Тот же Самый Христос – Образ Божий, Который жил в людях и в Ветхом Завете.

То, что в Ветхом Завете в каждом человеке Божьего было сокрыто, открылось явно в Богочеловеке, Христе

*

Благодать сочетывает со Христом и образует душу по образу Христа.

Игумен Никон (Воробьев):

5.jpg

Как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, причастником естества Божия – человек действительно есть великая ценность, дороже целого мира. Нужно бы сознавать это, благодарить за это Бога, вести себя соответственно этому, а на деле человек или не знает своего истинного величия, или в силу испорченности полагает свое «я» в пустяках, радует за мелкое самолюбие, тщеславится, гордится… и делается неприятным и для Бога, и для людей. Эта извращенность хуже других грехов и трудно исцеляется, так как касается самой глубины души человека, его основы, его «я». Смирение есть исправление этого извращения, вот почему оно так и ценится.

*

Великую ценность мы носим в скудельных сосудах, чудный образ Божий, столь прекрасный, что ради него Господь не только сошел с неба и воплотился, но и страдал, и распялся, чтобы только спасти нас. О, глубина Премудрости, Разума…

*

Мы должны в страхе и благоговении пасть пред Господом и восклицать: «Господи, что же есть человек, что Ты не возгнушался девического чрева, что Ты сокрыл Свое Божество и благоволил сделаться человеком?» Что же такое человек? Вот что говорит об этом Слово Божие: человек есть лучшее творение Божие. Человек есть образ Божий.

*

Особым актом (действием) творит Господь человека. Сотворил сначала тело, а затем вдунул в него «дыхание жизни», то есть вложил в него как бы частицу Своего Божественного Существа. Вот почему в псалме пророк Давид от Лица Божия говорит про людей: «Я сказал: вы боги и сынове Вышнего все вы» (Пс. 81: 6).

Истину этих слов подтвердил и Сам воплотившийся Господь Иисус Христос иудеям, обвинившим Его в том, что Он Бога называет своим Отцом и тем делает Себя равным Богу, и схватившим камни, чтобы убить Его. Господь так им ответил: «Разве не написано в законе вашем: «Я сказал: вы боги, и не может нарушиться писание» (Ин. 10: 34). Итак, человек есть образ Бога невидимого, человек имеет в себе «частицу» Божества.

*

Каждый человек имеет образ Божий, каждый человек получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, все более удаляясь грехами от Бога в «страну далече». Что такое «страна далече»? Это состояние греховное, когда душа вся исполнена таких помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только дьяволу, удаляют нас от Господа…

*

Не мнимыми добродетелями нам надо утешаться, а непостижимой любовью Божией к нам, падшим, Крестом Христовым, тем, что «образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Иисус Христос явился на землю «падший восставити образ». Вечная благодарность Ему со Отцем и Духом Святым от всех созданий!

*

Да исчезнут пред Ним все наши добродетели, да станем вместе с мытарем взывать из глубины образа Божия: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, милостив буди нам всем, грешным». Тогда выйдем оправданными из этой жизни, как мытарь из храма, и войдем во двор овчий, где вечную пажить обрящем.

*

В любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию. Тогда не будет ошибок, не будет позднего сожаления и раскаяния. От исполнения евангельских заповедей личность человека, его образ Божий, его ноуменальная сущность будет расти, осознавать себя как образ Божий, противопоставит себя внешнему миру, станет выше его. Человек установит реальную, вполне осознаваемую и чувствуемую связь с Богом и настолько твердую, что никакие бури и ветры мира сего не поколеблют его.

В любом возрасте, в любых условиях, при любых занятиях надо поступать по Евангелию

*

Человек свят по образу и подобию Божию, свят, потому что в Таинстве Крещения облекается во Христа, чрезвычайно свят, причащаясь Святых Таин Тела и Крови Христа. Если он борется с грехом и бывает ранен, но продолжает борьбу, кается, просит прощения и помощи от Бога, то он, святой воин Христов, в борьбе со грехом приобретает многие духовные сокровища, каких он не мог бы приобрести другим образом. 

*

Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий, и другое – благодать, полученная в Таинстве Крещения; этот образ и есть личность человека, его «я». Это великий дар Божий. Из небытия возник новый центр самосознания: «я», сознающее себя и весь мир. «Я» равно целой вселенной, ибо «я» как самосознающая личность имеет своим объектом не только всю вселенную, но и Бога. «Я» стремится познать – понять – по-ять, то есть взять, включить в себя и всю вселенную, и Самого Бога.

«Вы – боги и сынове Вышнего» (см.: Пс. 81: 6). Это, то есть познание, и дозволено Творцом человеку, к этому и призывается человек, но только законным путем. Вот как велик человек! Вот почему человек иногда и кажется таким прекрасным, несмотря на то, что его великая сущность лежит, как в могиле, покрытая хламом эмпирики: то есть жалких познаний, чувствований, мелких делишек, интересов, задач и тому подобного. «Человек в чести сый – не уразуме» (см.: Пс. 48: 13).

*

«Бога человеком невозможно видети…», «Бог наш огнь поядаяй есть» (Евр. 12: 29). Если нам нельзя приблизиться к солнцу даже на многие миллионы километров, чтобы не сгореть, то как может человек дерзостно приблизиться к Богу – Творцу неисчислимого множества солнц? Никак это невозможно. Человек может только с великим благоговением и смирением умолять Бога, чтобы Он снизошел к нему Своим действием (благодатию) или явил Себя человеку в меру способности человека принять благодать («явления») Божию.

Вот почему Бог, желая приблизить к Себе человека, сделать человека участником Своей божественной жизни, создал человека по образу Своему и подобию, то есть способным осознавать и принимать («выдерживать») действие Божие, расти духовно и становиться все ближе и ближе к Богу. «Естественный», или ветхий, человек выдержать этого не может.

*

Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человеку. Эта мысль раскрыта многими святыми отцами. Дело вот в чем. Человек может спастись через веру и исполнение всех заповедей. Исполнение их изменяет психику (душу) человека, обновляет его, делает человека новым по образу Божию, точнее – по образу Спасителя Иисуса Христа.

Премудрость Божия так велика, что и зло Господь обращает в пользу человеку

*

Человек есть образ Божий, для человека Господь приходил на землю, ради него пострадал на Кресте, ниспослал Духа Святаго, основал Святую Церковь, сделав ее Своим Телом, – может ли оставить Господь человека без Своего промышления о нем? Нет и нет!

6.jpg

Схиархимандрит Серафим Глинский (Романцов):

Как образец для подражания Христос дал нам Себя и сказал: «Образ дах вам» (Ин. 13: 15). Он Сам дал нам образ служения ближним не только словом, но и самой жизнью Своей. Образ любви к Богу и ближнему, образ совершеннейшего самоотвержения, смирения и послушания Отцу Небесному. Нам остается лишь только подражать Ему в своей жизни. Читайте святое Евангелие, и оно научит вас всему.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить