«Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!»

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 9: 27–35) описывает чудо из тех многих, которые включены в девятую главу Евангелия от Матфея.

В отрывке рассказывается о двух чудесных исцелениях: двух слепых и немого бесноватого. Следует отметить, что именно в девятой главе этого Евангелия много рассказов о чудесах исцеления.

2.JPG

Глава начинается с исцеления парализованного, которого друзья принесли к Господу Иисусу, за которым следует исцеление кровоточивой женщины, а затем – воскресение из мертвых дочери «некоторого начальника». И, наконец, мы читаем сегодня еще о двух исцелениях.

Вера нуждающихся в исцелении, с одной стороны, и милосердие и сострадание Христа – с другой, находятся в центре всех этих чудес. В этих отрывках ясно подчеркивается необходимость веры человека или его ближних.

В случае с расслабленным впервые проявили веру те, кто принесли его в дом, который посетил Христос, и спустили его через крышу. Евангелист говорит: «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2). И Он исцелил расслабленного, сказав ему: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мф. 9: 6).

Затем мы читаем о случае исцеления кровоточивой женщины, как она подошла и прикоснулась к Иисусу. Ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (Мф. 9: 21). С ее стороны это было явным проявлением веры без колебаний и сомнений.

В третьем повествовании об исцелении мы читаем, что человек подошел к Иисусу и «кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жив» (Мф. 9: 18). И здесь вновь – проявление горячей веры без колебаний и сомнений.

Сострадание Христа, рожденное из Его божественной любви к человечеству, проявляется в Его ответах на просьбы пришедших к Нему с верой. Бог предлагает Свою любовь и сострадание, а они предлагают Ему свою веру в Него; таким образом они становятся соучастниками Его чудес.

Сострадание Христа проявляется в Его ответах на просьбы пришедших к Нему с верой

Мы видим, что Христос выражает Свою милость и сострадание к людям через земное осязание. Женщина получила исцеление, «прикоснувшись к краю Его одежды». В случае с дочерью начальника Иисус пришел «и взял ее за руку», а в случае с двумя слепыми – Иисус пришел «и коснулся их глаз».

Его сострадание евангелист Матфей подчеркивает и заключительными словами девятой главы: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9: 36).

В сегодняшнем отрывке говорится о том, как Иисус покидает местность, где исцелил дочь начальника, и встречает двух слепых, которые не могли Его видеть, но слышали о Нем. Возможно, до их ушей дошли слова, что Христос – чудотворец и целитель, и они приближались к нему с верой. Когда Он вошел в дом, слепые последовали за Ним, вопя: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9: 29). В Израиле такое обращение считалось величайшей честью, поскольку среди иудеев было хорошо известно, что Мессия произойдет из рода Давидова. Используя этот титул, слепые демонстрируют высокое уважение к Иисусу.

2.JPG

Как мы прочитали ранее, они проявили внутреннюю веру, приступив ко Христу. Но Он требует от них сделать еще один шаг – Он просит их публично провозгласить свою веру. В их случае мы видим веру и в сердце, и на языке, как говорит апостол в послании к Римлянам: «Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися» (Рим. 10: 9).

Он спросил их: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Их немедленный ответ был: «Ей, Господи!». Это еще один пример веры без колебаний и сомнений. И Он коснулся их глаз, со словами: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их. Таким образом, слепые прозрели, потому что прежде уверовали, а не наоборот.

Слепые прозрели, потому что прежде уверовали, а не наоборот

Чтобы преподать им урок смирения, Иисус предупреждает их, говоря: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Иисус творил чудеса не для того, чтобы получить славу от людей, а для спасения их душ. Однако он не мог сдержать порыва их благодарности к Нему, и они, «выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Они не последовали его наставлению, но сразу же стали проповедниками и евангелистами Господа Иисуса как Спасителя (Мессии).

Этот урок смирения также повторяется в других местах Священного Писания, когда Иисус произносит слова: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39). Наш Господь нигде не говорит амбивалентно, скорее, мы видим здесь другую аудиторию и другие обстоятельства. Его непостижимая мудрость точно формулирует каждое наставление и ответ.

Далее мы читаем о том, что после того, как слепые ушли, к Нему привели немого бесноватого. В арабском и в другом английском переводе слово «немой» переводится как «глупый». В британском английском 19-го века слова «немой» и «глупый» означали «безгласный» и не были уничижительными терминами. В оригинальном греческом тексте это слово «κωφός – kophos», что переводится как «глухой», а не как «немой» или «глупый». Сочетание глухоты и немоты имело особое значение в старом еврейском законе; поскольку считалось невозможным учить таких людей или общаться с ними.

В случае с глухонемым в сегодняшнем евангельском чтении его болезнь была не природной, а от беса. Поэтому другие провели его вперед, ибо сам он не мог призвать Иисуса, так как бес связал ему язык. Поэтому Иисус не требовал от него веры, но вера была показана теми, кто привел его ко Христу. За это Иисус немедленно исцелил его, изгнав беса, который мешал ему говорить. Иисус сначала изгнал беса, то есть исцелил его духовно. Тогда немой заговорил, исцелившись, таким образом, физически.

2.JPG

Эти чудеса разделили толпу на две группы. На верующих, которые дивились чудесам, говоря: «Никогда не бывало такого явления в Израиле». Эти верующие прославляли Бога и видели в этих чудесах руку Божию, Его силу и власть. И на фарисеев, которые хулили Его, говоря: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Это довольно бессмысленное утверждение, ибо как бес может изгонять другого беса? Как они могут работать друг против друга? Господь ответил фарисеям в другом месте, сказав: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12: 25). Изгнание беса – действие всемогущего Бога, провозглашение Его силы и власти, и знамение пришествия Царства Небесного.

Отрывок заканчивается словами: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Он учил их ради спасения их душ и исцелял всякую боль и недуг телесный, ибо Он есть истинный Врач и Спаситель душ и телес наших. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить