«Поведай Господу печаль твою, и Он силен утешить тебя». Часть 1

Причины и проявления печали

Действие духа злобы

Мрачное настроение твоей души не огорчает меня как бы непослушанием, а возбуждает сердечную жалость и досаду не на тебя, а на диавола. <…> Когда Господь допускает действовать на нас духу злобы, тогда приходит в душу мрак, уныние, сомнение, недовольство, раздражительность, плач от досады и прочее зло. Бедная душа мечется, не знает куда кинуться.

Благо, если она вспомнит Господа, со слезами поведает Ему горе свое, безысходное положение; мрак исчезнет, бес убегает, словно солнышко засветит, и люди не те, и горе нипочем.

*

Около тебя и в тебе всё темно, но это временно: там, за этим мраком и бурей, светит Солнце и зрит на твою немощь, на твою печаль. Только непременно открывай к Нему свою душу.

Как бы я желал, чтобы ты почитала книгу отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»: там нашла бы ты изображение состояния души, подпавшей демонскому влиянию, временно, конечно, и просветленной духом благодати. Там ты узнала бы себя и утешилась тем, что это признак не погибели, а спасительной скорби, борьбы по зависти диавольской. Итак, не унывай: печаль бо многих уби; не радуй унынием диавола.

*

Как скоро ты перебралась с Фавора на Голгофу! Чего, чего ты не выдумала! Слава Богу, что скоро всё прошло. Твое состояние было, как озеро в котле, – волны, и брызги, и шум, и визг – ужас что такое.

*

«О, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, лучше бы мне умереть или лучше бы убил я себя!»

Выписываю совет отца Иоанна Кронштадтского: «Когда приходится переносить сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе смерти, не говори дерзких речей пред Богом! <…> Избавь Бог от такого малодушия, ропота и дерзости!»

Еще: «Смотри, чтобы реки внутренних скорбей и бедствий не отторгнули тебя от Господа Иисуса Христа, ибо враг всем старается отвлечь нас от Господа: и прелестию удовольствий, и тяготою бедствий, как Иова, и особенно внутренними тяготами, теснотами и скорбями».

*

24 октября. День [иконы] Всех скорбящих Радость. Покров Пречистой да будет над Ее обителью. Да царит мир, и радость, и любовь среди всех обитающих там.

Твое чрезмерное смущение, близкое к отчаянию, не от доброго духа. Об этом говорит преподобный Кассиан: бывают у человека сильно смущающие помыслы, внушающие ему, что, несмотря на все усилия и труды, он не наследует спасения вечного. Такие помыслы следует отвергать при самом появлении их словами евангельскими: «Верую, Господи, помоги моему неверию», – и быть несомненно уверенным, что все наши грехи составляют как бы горсть песка пред океаном милосердия Божия… В случае каких-либо падений не унывать, не скорбеть безмерно, а воздвигать себя упованием и смирением, просить прощения. До зде Кассиан.

Смущающие помыслы следует отвергать при самом появлении их словами евангельскими: «Верую, Господи, помоги моему неверию»

Получил твое письмо, слезами припечатанное, скорбью сердца наполненное.

О чем скорбеть, о чем кручиниться, зачем и слезы проливать? Оставь печаль, Бог даст – всё устроится к лучшему.

Верно ты говоришь, что тамошние бесы выскочили навстречу тебе, чтобы показать, какая печаль у них приготовлена для тебя. И что они способны донимать не мытьем (грехами), так катаньем (печалью). Я боюсь, не напугали бы они тебя теперешним временным ненастьем, неудобством помещения, скукой на новом месте с разными приключениями, тоской по родине.

Да утешит Господь тебя, да подаст терпение переносить всякую скорбь, всякое испытание.

Печаль от неблагосклонного, осуждающего мнения людей

Тебя очень беспокоят людские толки, что у вас стало хуже, чем прежде было, и ты думаешь, что эта скорбь не от Господа и не во спасение.

Что же, разве думаешь, что Господь не видит и не знает этого, что это без Его ведома? О, нет и нет! Он попускает эту скорбь, желая научить вас, как детей Своих, величайшей добродетели смирения, тогда он злословием утешается: хулимы утешаемся, – говорит апостол и всё предает Господу, молится за творящих обиду.

*

Может быть, они говорят правду; может быть, мы действительно худо делаем; может быть, прежде действительно было лучше.

Положим, на минуту допустим это; но ведь вы не желали делать худо; вы делали по крайнему вашему разумению. У вас есть начальство; ему и принадлежит суд, а не заочным толкам, когда всякий меряет на свой аршин. Итак, будьте спокойны, всякие толки пропускайте мимо ушей. Это всё от того же пакостника плоти, которого Господь допускает, чтобы укрепить вас в борьбе и дать победе венец. Будь тверда, не унывай: Господь с тобой; утехи твои в Его руке, и Он даст их тогда, когда увидит, что ты довольно закалилась.

*

Все якобы вас поносят, все осуждают: и то у вас якобы худо, и то нехорошо сделано.

Да, это злоречие весьма прискорбно. Но не унывайте: ваше имя злословится, а вами имя Божие прославляется. Вспоминайте Сказавшего: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят». Нет, вы, оставившие всё дорогое, принесшие себя в жертву Богу, жертву послушания, вы не можете испортить то дело, на какое поставлены. Тут не столько виновны люди, сколько те же ангелы сатаны, которых у вас особенно много, а вы, кажется, забыли об этих злейших врагах; от них и уныние, от них и прекословие, от них искушение, они пакостники плоти; они и клевещут, конечно, не своими языками, а устами людей, не ведающих, чью волю они творят. Итак, ободритесь, отрите слезы, взгляните радостно на всё, ибо Господь с вами и Покров Богоматери над вами.

*

Жалуешься, что, по-видимому, ничто не ладится, что при тебе не так, как было прежде.

Нет, тебе это только так кажется, по пословице: в чужих руках кусок всегда кажется велик. Чего же еще тебе надобно? Помяни дни древние, что было прежде и что стало теперь, и поучайся.

Когда являются неприятности, сплетни и это претерпевается, то лучше думать: «Это по грехам моим или для пользы моей по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем».

Но думать, что не стоит на это обращать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение; презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: «Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может исправить только Бог, сокрушая рог гордыни».

Думать, что не стоит на сплетни обращать внимания, что ты выше сплетен, – помышление мирское, не христианское, в нем горделивость

Твое письмо, написанное в печальном тоне, произвело сперва щемящее на сердце впечатление. Да, действительно, из наболевшей души твоей в следующих выражениях слышится как бы крик отчаяния, крайнего уныния, душевного мрака. Это равнозначащее тому: что хотите делайте со мной, а я туда не пойду!

Нужно ли говорить, что можно плевать только на сатану да на грех; а на всё плевать – грех. Сама посуди, какой смысл может заключаться в выражении: никто не любит – наплевать; не значит ли это: на нелюбящих меня плюю? А евангельское-то слово что говорит: ненавидящих люби! И еще: слезным ты крестись крещением и проч. Нечего сказывать тебе, сама знаешь. Но я не буду упрекать тебя, ибо знаю, что эти слова вырвались из наболевшего сердца. Желал бы только, чтобы ты отнеслась к ним с полным сознанием смысла их и, если возможно, с сокрушением сердца, и без того уже сокрушенного. О Господи! Помилуй нас, как помиловал Ты Иова, в сокрушении и болезни сердца некогда сказавшего: «Проклят день, в который я родился!».

*

Похвала вреднее, чем напраслина, хотя последняя и очень горька. Делай пока то, что делаешь, а дальнейшее предоставим Тому, без воли Которого и воробышек не падает и у Кого и волосы наши на счету. На вопрос твой ответствую: гнусная клевета есть тоже дело бесов: очевидно, им хочется удалить тебя как опасного человека, да и стыдно им будет, если победа останется на стороне слабенького существа, решившегося вступить в борьбу с князем тьмы и мира лукавого.

Итак, прошу тебя, не беспокойся. Это хорошо, что ты все горести предаешь Господу, несмотря на всю остроту их. Ты даже не плачешь, что еще тяжелее, ибо слезы облегчают душу. Не унывай; Христос, Которому и ради Которого ты предалась, ближе всех, сильнее всех, добрее всех. Он с тобой есть и будет всегда.

*

Если люди говорят, что ты не нужна, то и в этом вини невидимых подстрекателей. Твой ответ им: я исполняю послушание, и больше ничего; слушать не буду никого; и пред Господом за меня ответит пославший меня, а я, как исполнившая послушание, не буду обвинена. Люди ошибаются, а послушание ради Господа не ошибается, ибо оно основано на заповеди: «Слушаяй вас, Мене слушает».

*

Зачем ты смущаешься людскими слухами, что будто плохо учишь детей? Если бы было плохо, то не набралось бы до 50 учащихся. Значит, доверяют вам.

*

О твоих сетованиях чрезмерных о том, что у вас всё неладно, во всем виновато твое неуменье – я думаю, что они происходят не от духа смирения, но от некоего рода тонкой гордыни: тебе обидно, что не все и не всё делается так, как бы хотелось.

Тут самолюбие говорит как бы: как вы смеете не исполнять того, что я хочу, о чем говорю? А гордыня говорит: вот у тебя и то, и то нехорошо; за это ты лишишься похвалы; скажут: плохая она начальница, и пойдет о тебе такая слава. Обидно: нет, я не хочу этого! в этом все виноваты – и та, и другая, и третья, и я сама. Ах, зачем я такая неспособная, что заслуживаю непохвалы: обидно мне это! Вот и печаль, уныние, слезы и причина сего. Горько это слышать, но для души полезнее, чем похвала.

Когда приобретем незлобие, тогда никакой язык не огорчит нас: злословие не пристанет к нам

Относительно NN от мрачных мыслей воздерживайся, дочь моя. Отцы советуют в таких случаях стараться не видеть злое, а смотреть больше на то немногое доброе, которое на нем есть.

А если брат причиняет своим языком скорбь, то на сие смотреть как на попущение Божие для нашего усовершенствования. Когда приобретем незлобие, тогда никакой язык не огорчит нас; злословие не пристанет к нам, по пословице, как горох к стене. Напомню известное: многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие. Всех причиняющих скорбь не удалишь и не предусмотришь; всех причин скорби также не избежишь. Нужно настроить себя так, чтобы быть, по возможности, нечувствительными к скорбям или, по крайней мере, переносить терпеливо, ожидая за них воздаяния от Господа. Спасайся о Господе.

(Продолжение следует.)

Из книги: Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сборник писем.
Изд-во Сретенского монастыря, 2008

Составила Маргарита Родина

КУПИТЬ КНИГУ

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить