«Православие указывает путь к истинной жизни»

Беседа с Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном (Молларом)

2 февраля 2019 года Сретенский монастырь посетила с визитом делегация Православной Церкви в Америке во главе с ее Предстоятелем ‒ Блаженнейшим Тихоном, Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады. Мы воспользовались случаем задать митрополиту Тихону несколько вопросов: о монашестве в Америке, богословском образовании будущих пастырей, особенностях проповеди Христа в таком «прогрессивном» и по преимуществу секулярном обществе, как американское.

1. Митрополит Тихон (Моллар) в Сретенском монастыре. Фото А. Горяинова.jpg
Митрополит Тихон (Моллар) в Сретенском монастыре. Фото А. Горяинова

– Как-то раз митрополит Псковский и Порховсктй Тихон (Шевкунов) заметил, что там, где нет монашества, невозможна полноценная жизнь Церкви и даже сама Церковь. А какова монашеская жизнь в Православной Церкви в Америке?

– Монашеская жизнь Православной Церкви в Америке многообразна. Сейчас у нашей Церкви в США, Канаде и Мексике (а у нашей Церкви есть епархия и в Мексике) 29 монастырей. Какие-то из них очень маленькие, какие-то побольше, что свидетельствует о многообразии форм монашеской жизни, сложившихся за те два столетия, что существует Православная Церковь на Североамериканском континенте. Не будем забывать, что само возникновение нашей Церкви связано с именами преподобного Германа Аляскинского и других монахов, так что это семя монашеской жизни уже заложено в душу Америки, даже если американцы об этом не подозревают.

Монашеская жизнь отражает местные реалии и обстоятельства. Как и в России, у нас есть монастыри, сосредоточенные на исихастской молитве, но также есть и такие, которые несут различные служения в миру. Так, монастырь во имя святителя Тихона Задонского, в котором я принял постриг и настоятельствую, связан с семинарией, и часть послушания монахов – работать там, служа другим. А во многих наших обителях соединены эти два направления – исихастский образ жизни и служение другим.

2. Монастырь во имя святителя Тихона Задонского, Саут-Кейнан, США-min.jpg
Монастырь во имя святителя Тихона Задонского, Саут-Кейнан, США

– Много ли тех, кто поступает в семинарию? Как вообще организовано богословское образование будущих священников в Православной Церкви в Америке? На чем делается акцент при подготовке пастырей? И если есть сложности, то в чем они проявляются?

– Это очень хороший вопрос. О богословском образовании можно написать книгу…

Я бы хотел начать свой ответ с последней части вопроса. Одна из сложностей богословского образования в США – собственно подготовка к богословскому образованию. Североамериканская среда сегодня, современная культура США таковы, что они противоречат и богословскому образованию, и религиозной жизни в целом. Так что сейчас молодые люди часто приходят учиться в семинарии намного меньше подготовленными к этому, чем в прошлом. В Северной Америке нет веками устоявшейся традиции подготовки к богословскому образованию, и эту задачу приходится решать уже непосредственно в семинарии, прежде чем можно будет приступить к самому богословскому образованию, что усложняет нашу работу.

Семинарий в Православной Церкви в Америке три: Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская и семинария во имя преподобного Германа Аляскинского. Есть в США и семинарии, относящиеся к юрисдикции других Церквей.

Конечно, в семинариях преподаются такие классические дисциплины, как патристика, история Церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, литургическое богословие, каноническое право… Но кроме этих предметов в программу включены и такие, которых в прежние времена не было: те, что необходимы священникам в связи с современными вызовами, в особенности касающиеся вопросов административных, юридических, финансовых, пастырских. Это те проблемы, которые становятся все более актуальными сегодня. И это делает задачу подготовки священников более сложной. Но мы ее решаем, включаем такие курсы в программу семинарий.

Особое внимание в последние десятилетия уделяется подготовке к специфическому пастырскому служению: я имею в виду так называемое «клиническое образование», в рамках которого студенты получают конкретные практические навыки, которые могут быть ими использованы в их пастырском служении. Этому уделяется большое внимание. Мы не ограничиваемся лишь занятиями в аудиториях, но наши семинаристы проходят также практику на приходах, в госпиталях и тюрьмах: это необходимо для того, чтобы они получили подготовку и в этих видах служения. Служение в тюрьмах занимает центральное место, как, впрочем, и служение в госпиталях, работа с молодежью… Эти навыки и знания должны быть внедрены в наше богословское образование. Задача сложная, ведь каждый преподаватель хотел бы, чтобы сохранилось достаточное количество часов для его дисциплины, но наше время требует от пастыря знания многих и многих иных нужд будущей паствы.

3. Свято-Владимирская духовная семинария, США-min.jpg
Свято-Владимирская духовная семинария, США

– Американское общество очень «прогрессивное», сверхсовременное, по преимуществу секулярное. А слышен ли голос Православной Церкви в этом обществе? И может ли кто-либо его услышать?

– Конечно, может! Потому что Евангелие может быть проповедано во все времена. Но в североамериканской среде это действительно непросто. Однако, поскольку в Северной Америке поляризация общества очень ярко выражена – возможно, больше, чем в любом другом месте в мире, – то становится все более сложно показывать людям святоотеческий путь, который есть путь умеренности.

В Церкви есть и традиционное, и прогрессивное, а мир, к сожалению, видит только одну из этих сторон

Я написал небольшую книгу, в которой сделал попытку указать путь для Церкви в Северной Америке. Это подход, который на самом деле инициирован некоторыми созидателями и основателями Православной Церкви в Северной Америке, такими как отец Александр Шмеман, отец Иоанн Мейендорф, и даже ранее них: он восходит еще к митрополиту Леонтию, Владимиру Лосскому и др., которые всегда показывали Православие как одновременно и традиционное, и прогрессивное. А мир, к сожалению, видит только одну из этих двух сторон. Но в Церкви на самом деле есть и то, и другое: есть прогрессивность, которая при этом не является некоей инновационностью, и есть традиционализм, который не пытается просто заморозить прошлое, но является живой традицией. Очень сложно шествовать по этому пути, особенно в нашем мире, в котором предпочитают выбирать себе лишь одну из этих двух сторон…

Но мне кажется, что таков путь Церкви, по крайней мере в Северной Америке, хотя, может быть, и в остальном мире тоже; путь, с помощью которого истины Евангелия могут быть представлены в подлинном виде, а не так, как они нередко подаются в «прогрессивных» христианских деноминациях, в которых присутствует некое тяготение к тому, чтобы исключить все ненужное; но в то же время есть и подход некоего жесткого консерватизма, при котором, однако, отсутствует полнота веры.

Убежден, что Православная Церковь обладает и способностью сохранить традицию, но при этом и способностью поделиться ею так, чтобы это вдохновило людей прийти ко Христу.

4. Свято-Николаевский собор в Вашингтоне.jpg
Свято-Николаевский собор в Вашингтоне

– С какими духовными болезнями приходится сталкиваться и вашей пастве, и большинству американцев? Что их более всего волнует?

– Если говорить широко, в общем, то, мне думается, главный вопрос сегодня – это вопрос о человеке: кто такой человек? Все прогрессивные идеи в наше время обычно курсируют в контексте таких проблем, как сексуальность, пол и тому подобное. Это те проблемы, которые обсуждаются и на наших приходах. Но я думаю, что они возникают из-за путаницы в вопросе о том, кто такой по-настоящему человек.

Я вижу, что в особенности молодежь часто задает все эти вопросы, причем не столько вопросы о сексуальности, а более широко: «в чем смысл моего существования?» – и: «в чем смысл религии?» Это большой вопрос, который многим приносит страдания. Эти люди отрицают не только Христа, но любую организованную форму религии и вообще существования какой-либо реальности вне самих себя. Так что духовные проблемы возникают из-за той изоляции, в которую люди ставят сами себя, отрицая Христа или организованные формы религии. Или просто даже отрицая некую общность, соборность, что выражается, кстати, и в разводах или в том, что многие вообще не желают вступать в брак.

Все проблемы современных людей возникают из-за непонимания, что значит быть по-настоящему человеком

Но, повторю, все эти проблемы порождены путаницей в понимании того, что на самом деле означает быть человеком по образу и подобию Христа. А такое надломленное состояние приводит многих к отчаянию, потому что они не знают, как из этого состояния выбраться, и нередко эти люди обращаются к другим способам решения мучающей их проблемы: наркотикам, порнографии и ко всему остальному, что обещает дать хоть какой-то ответ на вопросы жизни, однако на самом деле еще больше устраняет человека от истинной жизни.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить