Рождественский пост vs Новогодний корпоратив

Традиция современного рабочего коллектива – это корпоративные вечеринки, которые проводят и крупные компании, и маленькие конторы. Накануне Нового года, когда в самом разгаре Рождественский пост, православный христианин стоит перед дилеммой: пойти на общий праздник и не отрываться от коллектива или же соблюдать пост, как того просит Церковь. Как сделать правильный выбор?

Священник Константин Белый, настоятель храма святых Жен-Мироносиц города Пскова:

– В наши дни у большинства христиан, как правило, есть коллеги по работе или просто друзья «совсем светские». Даже если они в Бога верят, то о христианстве, в том числе о посте, почти ничего, увы, не знают. Так что вопрос этот весьма актуальный. И мне самому после прихода к вере не раз приходилось с ним сталкиваться.

Изображение из iOS (1).png

Совет тут один, можно сказать, самый что ни на есть святоотеческий: действовать с рассуждением. Так называемые «корпоративы» бывают совсем разные. Одно дело, когда коллектив офиса, где вы работаете, решил пойти в ресторан выпить и «оторваться». Для христианина здесь, особенно во время поста, все однозначно: надо вежливо отказаться.

Другое дело, если ваш близкий друг зовет вас отпраздновать свой день рождения в тесном, уютном кругу. Не в бар и не в клуб, а, например, домой. Или в ресторан, но с приличной, интеллигентной компанией. Думаю, что в таком случае с христианской точки зрения было бы важно проявить любовь и уважение к другу и, соответственно, принять приглашение. Только именинника следует заранее аккуратно предупредить, что вы поститесь.

Ничего страшного. Придете к застолью, с улыбкой и теплом всех поприветствуете, отведаете что-нибудь более-менее постное (или просто сделаете вид, что едите) и, налив сок в бокал, произнесете другу добрый, искренний и ненавязчиво исполненный христианского смысла тост. Вот и всё. А там можно, тихонько подарив подарок, уйти домой. И любовь проявили, и даже, быть может, свет Христов с собой немного принесли.&n

Изображение из iOS (2).png

Мы же Христа проповедуем больше не словами, а делами, нашим поведением. Именно по этому судят о Церкви. В обществе, к сожалению, давно укоренились стереотипы о христианах как об унылых и забитых клерикалах. А христианство – это же вера радости и торжества! И человек, живущий с Богом, сам того не замечая, невольно будет, как зеркало, отражать радость и любовь и тем самым проповедовать Христа. Что на улице, что на корпоративах.

Иерей Георгий Иванов, клирик храма Иконы Божией Матери «Знамение» в Перово:

– Мне кажется, что у того, кто работает в коллективе, уже сложились определенные отношения с коллегами. И если человек позиционирует себя как христианин, то его даже не приглашают на такие мероприятия. Думают, что, вот, он постится и будет только мешать веселью. Если человек долгое время работает в этой структуре, если он настоящий христианин, то он этого не скроет. Нельзя быть двуличным: одним на работе, а в личной жизни – совсем другим. Мы постоянно это осуждаем. Какой ты есть, таким и оставайся всегда. Все будут знать и не будут тебя даже звать. А если тебя приглашают и вдруг не знают про твою веру, значит, ты себя никак не проявляешь как христианин на работе, и никто не знает, что у тебя Рождественский пост или Великий пост.

Изображение из iOS (3).png

Рядом с нашим храмом есть ресторан, с владельцем которого я знаком уже 20 лет, более того, мы очень хорошо дружим. И он прекрасно знает, что есть Рождественский пост, есть Великий пост, и он никогда к себе не приглашает в эти дни. Или, например, была Пасха, и я попросил владельца ресторана помочь организовать стол на 15 человек. Он это с радостью сделал. Поэтому я не понимаю, в чем тут вопрос. Если ты скрываешь на работе, что ты христианин, то это плохо. А если нет, то смело об этом заявляй. Сперва какое-то время люди будут, может быть, удивлены или смущены, а потом все привыкнут.

Если человек позиционирует себя как христианин, то его даже не приглашают на такие мероприятия

Так что у человека, если он действительно ведет христианскую жизнь, и выбора такого не должно быть: остаться дома или пойти на корпоратив. Но, может быть, вас только месяц назад взяли на работу и тут на носу корпоратив. Так и начните с того, чтобы заявить о своей вере. Конечно, еще должно и внешнее соответствовать внутреннему. Бывает такое, что ты заявил о себе как христианин внешне, а внутри у тебя злоба, гнев, обиды, раздражение. Это, конечно, тоже со знаком минус пойдет. Да, некоторые приходят и просят: «Пустите меня, я буду вести себя прилично, тоже хочу быть с коллективом». И если посчитать, то количество постовых дней существенно больше, и получается, что ни один праздник у нас не совпадает.

Изображение из iOS (4).png

Да и какой сейчас пост? У нас же сейчас можно и масло, и рыбу, и морепродукты. Сейчас в любой ресторан зайди, и везде есть постное меню.

Иерей Роман Гизитдинов, и.о. настоятеля подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, город Псков:

– Надо совершить любовь! Всегда и везде христианин – это длящаяся в мире сем Христова жизнь, а значит – и Его любовь и милость. Мы знаем это из того, что происходит с нами в Таинстве Крещения. Это понимание должно лежать в основе всех наших дальнейших рассуждений и действий.

Если участие в корпоративе сулит нам неподобающее поведение, смех и чрезмерное употребление еды и питья, то в этом всем не свершится любовь, но лишь отпадение от нее. Не будет с того ничего хорошего ни нам, ни тем, кто с нами. Пост – это усиление в любви, которая не ищет своего (в том числе и «своего» поста), не превозносится в посте, но и не бесчинствует (ср.: 1 Кор. 13: 5).

По отношению к миру нужно быть неугасающим светом

Но если есть уверенность в том, что на корпоративном вечере будет культурная обстановка, нравственное поведение и соответствующие разговоры, то участие возможно. Если участие в таком вечере не значит для нас то же, что и участие в грехе, то участие может иметь место. Можно вежливо предупредить о том, что вы, возможно, покинете корпоратив раньше, поинтересоваться о том, будут ли постные блюда, и так далее.

Изображение из iOS (5).png

Нам, христианам, надо быть солью, осáливающей мир (см.: Мф. 5: 13), благой закваской (1 Кор. 5: 6–7), брошенной в муку мира сего, чтобы претворить в подвиге крестной любви мир в Царство. Это даже хорошо, если своим присутствием, действиями и словами мы напомним людям о гóрнем, о вечности, о радости общения с Богом, тогда оправдает себя даже некоторое отступление от видимых норм соблюдения поста. Это отступление можно компенсировать строгостью не напоказ, а дома. А по отношению к миру нужно быть неугасающим светом.

Иерей Сергий Крюков, и.о. настоятеля подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Бирюлеве Восточном, город Москва:

– У каждого из нас бывают в жизни торжественные и долгожданные события, к которым мы начинаем готовиться заблаговременно. Приезд ли это дорогих гостей, ожидание рождения ребенка, поездка на долгожданный отдых в теплые края. В подготовке к этим событиям мы посвящаем им не только свои мысли, но и все свободное время. Зачастую ради этого «главного» в предстоящий период жизни мы поступаемся чем-то второстепенным – откладываем какие-то дела, копим деньги. И говорим мы сейчас лишь о чем-то земном, приходяще-проходящем. Пост же является тем самым временем подготовки к Великому Празднику! Временем, когда мы готовим свою душу и тело к приходу в мир Спасителя.

Рождество Христово – один из величайших праздников Церкви.

Изображение из iOS (6).png

В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи. «О, неизреченная благодать! Единородный, Сущий прежде веков, Неосязаемый, Простой и Бестелесный принял на Себя мое тленное и видимое тело». Так восклицает о празднике святитель Иоанн Златоуст. И далее: «Придите же, будем праздновать; придите, будем торжествовать. Род празднества – необычайный, потому что необычайный и способ рождения. Ныне древние узы разрешены, диавол посрамлен, бесы обратились в бегство, смерть сокрушена, рай открыт, проклятие уничтожено, грех удален, заблуждение истреблено, истина возвратилась и учение благочестия повсюду рассеялось и распространилось, вышняя жизнь насаждена на земле, ангелы входят в общение с людьми и люди безтрепетно беседуют с ангелами. Почему? Потому, что Бог пришел на землю, и человек – на небо; все соединилось. Пришел на землю всецело существующий на небесах, и всецело существующий на небе всецело является на земле. Будучи Богом, Он сделался человеком, не перестав быть Богом; будучи безстрастным Словом, Он стал плотью, – сделался плотью, чтобы обитать в нас» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа).

Назвавшись христианами, мы возложили на себя обязанности членов Церкви, глава Которой – Бог! Мы члены Церкви, которая лишь по любви к нам и в надежде на наше спасение установила и пост, и другие правила. Правила, исполненные многими и многими поколениями святых отцов и жен, к которым мы взываем в наших молитвах.

Изображение из iOS (7).png

Станем ли мы, зная, что нас ждет великой Рождественской ночью, растрачивать свои духовные и душевные силы на сомнительные новогодние увеселения? Будет ли пребывать в мире наша душа, находясь на светских застольях и «торжествах», устраиваемых повсеместно по случаю наступления нового календарного года? Не будет ли малодушием и трусостью наша боязнь отказаться от таких увеселений? Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: "В чем застану, в том и сужу". А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Ведь это на всю вечность!» (Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы на Святки).

«А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь?»

Если же нашим близким людям наше отсутствие будет обидным, то ради сохранения мира с ними будет допустимым скромно посидеть за столом и поблагодарить Бога за прошедший год.

А от корпоративов следует воздержаться. Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал, что в молодости, будучи приглашенным на какой-либо шумный праздник в коллектив, он всегда сдавал деньги, дабы не выглядеть скупым, но потом под каким-нибудь предлогом не являлся на празднование.

Апостол Павел в послании к Римлянам большую часть 14-й главы посвящает наставлениям о неосуждении тех, кто не постится, а не об оставлении поста ради неогорчения непостящихся! Да, в жизнеописаниях святых и других святоотеческих книгах можно встретить случаи, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это совершалось с глубочайшим смирением и любовью к ближнему. Но эти случаи не носили систематический характер и были единичными. Помоги нам Господи!

Записала Наталья Шатова

Ответ священника 22 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить