Самая большая жажда

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7: 37). 

Как легко это сказать. А кто не испытывает жажды? И что это за жажда? Это та жажда, которая начинается, когда все другие жажды уже утолены. Это самая лютая из всех жажд. Когда все утолены, она остается, если не сказать часто маскируется под другие виды жажд.

Глубинная психология и психоанализ учат, что одно дело – это конкретное хотение, а другое – глубокое желание. Мое желание глубоко, безлично, и я его не могу сформулировать, а хотение – это что-то такое, что я понять могу. Обычно мы чувствуем хотение, а не желание. Хотение удовлетворяется сравнительно легко, но оно, как символ, скрывает за собой человеческое желание, которое его далеко превосходит. 

Итак, человек говорит: «Хочу купить себе черный “Порше”!» «Порше» продаются черного цвета, потому что, как вам известно, это важно; а важность в данном случае связана с желанием повысить свой авторитет. Желание состоит в обретении авторитета, а конкретное хотение – в приобретении автомобиля. И человек бьется, чтобы удовлетворить это свое хотение, а не знает, что он таким образом, по сути, хочет удовлетворить свое желание, которое остается для него неизвестным. Поэтому когда купит конкретный автомобиль и увидит, что другой купил, например, «Хаммер», и заподозрит, что тот притягивает к себе больше любопытных глаз на дороге, человек сразу же захочет продать купленный автомобиль и купить такой, как у того, потому что его желание уже находит себе утоления в этом хотении. Не так ли? У нас полно хотений, символизирующих наши желания, которые гораздо сильнее и нам не известны. 

А каково в конечном счете предельное желание человека? Писание открывает нам, что желание человека состоит в том, чтобы стать богом. Он – образ Бога и получил заповедь стать богом, как говорит один из отцов. Стать существом, свободным от всех ограничений, которые накладывают потребности: от времени, пространства, тления, смерти; стать существом свободным и вечным. Это самая большая мечта человека – стать богом. Пока он этого не осознаёт, он маскирует свое желание под множество хотений, которые сами по себе кажутся правдоподобными. Но только мы не можем объяснить, почему, когда какое-нибудь из этих хотений не удовлетворяет человека, он может даже покончить с собой. Есть люди, которые совершают самоубийство, когда лишаются чего-то такого, что считают важным: когда теряют надежду или важное для себя благо, порывают связь с кем-нибудь.

Почему же человек кончает с собой? Кто-нибудь может сказать, что все дело в неправильной самооценке. А самоубийство возможно, когда за этим хотением стоит большая доля того желания, которое в конечном счете только одно – стать богом, жить вечно; если хотите, оно – желание вечной жизненности, как говорит один атеист и философ Ницше, отлично описывающий то величественное событие, которое мы называем вечной жизнью и о котором не знаем, что оно собой представляет. Мы иногда касаемся реальности вечной жизни как пребывания в благодатном состоянии или как особого благословения и исключительного переживания от Бога, но всё равно не понимаем, что такое вечность.

Мы не знаем, что такое вечность. Она не просто некое существование, а полнота. И это мешает нам понять, что она такое. Она не просто вечное существование. Вечное существование может быть и вечным мучением, не правда ли? Ведь что такое ад? Это существование без смысла, которое простирается до бесконечности, одинокое и пустое, обитаемое единственно страстями.

Евангелие – это вообще не легкое и не безвинное чтение. Оно сообщает нам великие истины, поэтому и не читается с легкостью. За его видимой простотой скрывается огромная глубина.

Если у человека есть эта жажда вечной жизни, того вида существования, которое является богооткровенной жизнью, веселием и вечностью, богооткровенной любовью и всеми этими вещами (выразим всё это одним более сложным понятием — «богооткровенный смысл», то есть там всё имеет смысл и всё истинно), тогда «приходи ко Мне и пей. Я – вечно Существующий» (см.: Ин. 7: 37; Исх. 3: 14).

Это заявление потрясающее; его больше никто не делал. Вы не найдете этого больше нигде. Эта экспрессивность, этот способ, каким Христос говорит, чрезвычайно вызывающ. Человек его или принимает, бывает потрясен и говорит: «Вот оно!» – или отвергает. 

И действительно, всё это трудно принять, потому что Христос не говорит о Боге, как многие из нас, Он говорит просто: «Это Я!» И это «Я» страшно, потому что отсылает нас к тайне Боговоплощения. «Я среди вас! Это Я!» Он не говорит: «Некто сказал Мне, Я кое от кого слышал». Он говорит, что пророчество закончилось, и «теперь Я говорю вам напрямую – Я, Вдохновитель пророчеств».

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38). 

Как сказано в Писании. В Писании это говорится о Боге. В этот момент человек или встает и уходит, или остается и думает: «А докажи мне то, о чем говоришь!»

Вся жизнь Христа и есть доказательство: слепые прозревают, хромые ходят, мертвые воскресают, Он Сам воскресает, а следовательно – «Это Я!»

Люди не только утолят свою жажду, но от них потекут реки воды живой. Другими словами, один человек будет утолять жажду тысяч других людей. Таковы святые. У них есть эта особенность: люди чувствуют, что из них истекает река. И эта река (те из нас, кто встречал таких святых людей, знают, что мы имеем в виду) – река реальная. Она не останавливается в каком-нибудь месте.

Но то, что у такого человека есть, не принадлежит ему, потому что ниже написано: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 39). Они примут Святого Духа, а Святой Дух – это Дух Отца, Который почивает в Сыне. Он любовь, истина, жизнь Отца, Который почивает в Сыне, потому что Их связь невыразима и вечна, а любовь ипостасна.

У кого есть Сын, у того, очевидно, есть и Дух, Который почивает в Сыне. Святой Дух образует причудливое сочетание тварного и нетварного – и так любой человек может получить Божественные свойства. Святые прозорливы, пророчествуют и совершают чудеса потому, что обладают этими великими дарами Святого Духа.

«Потекут многие реки». Святой Дух никогда не устает, мы устаем, силясь утолить свою жажду, а Того, Кто ее утоляет, это не утомляет. У нас есть высшая жажда, которая получает высшее вознаграждение, и кто утоляет свою жажду, тот становится способным утолять и жажду других неким высшим способом. Это сказал святой Серафим Саровский: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – не потому, что ты их спасешь, а потому, что эти реки утоляют жажду людей, приходящих к тебе. Другими словами, это делается Духом Святым.

Святой Дух никогда не устает, мы устаем, силясь утолить свою жажду, а Того, Кто ее утоляет, это не утомляет

Так начинается новая жизнь. Новая жизнь для того, у кого всё это есть, и новая жизнь для тех, кто находится рядом с ним.

Вы скажете: «А начинается ли эта жизнь с какой-то кнопки, на которую мы решаем нажать?» Нет, категорически нет. Человек распинается, становится подвижником, совершает здесь подвиг – чтобы смочь возвысить свою жизнь до высот полученного Откровения. Откровение поднимает нас очень высоко, но мы несем на себе свои страсти, безысходность, то ничто, которое собой представляем, свои раны.

Для этого человек и становится подвижником. Для этого у Церкви и существуют Исповедь и другие таинства – чтобы ты смог бороться со всей этой кучей непотребного и опасного, иногда даже убийственного, которое в тебе есть, чтобы ты смог постепенно преобразить всё это всей своей жизнью, подвизаясь, и чтобы получилось то, чего желает благодать.

Благодать существует, но в душе человека существуют и терзания ветхого человека. Понимаете? Внутри у нас идет жуткая борьба, которую описываем не мы, а святой апостол Павел: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? делаю то, чего не хочу» (Рим. 7: 24, 20), – и нахожу в себе то, что ненавижу.  

Как страшно слышать это от того, кто получил великое Откровение с глазу на глаз: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9: 5) – и из великого гонителя стал великим апостолом. Никому нельзя с легкостью сделаться из гонителя апостолом. А Павел стал апостолом, и это – доказательство истинности того, что он видел. Он не сходил с ума, а действительно столкнулся с чем-то таким, что раскололо его жизнь надвое, и из гонителя сделался таким же ревностным апостолом, до конца отдав себя Тому, Кого гнал.

Представьте себе, каким же потрясающим было это Откровение, бывшее ему! И тот же апостол вдруг говорит нам: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15). 

Именно здесь и лежит начало аскетического подвига, который является подвигом евхаристичным. Подвижника, монах он или мирянин, уже не занимают никакие проблемы, связанные с ним самим или с другими. Он не занят проблемами общения с другими, имуществом и любовью. Он делает только одно – старается всё это отложить в сторону, чтобы совершать свой подвиг, который позволит ему реализовать эту перемену, это преобразование. Это требует от него времени, но без такого преобразования весь дар Божий может быть им утрачен.

Это как если бы отец дал мне огромный капитал и сказал:

– Иди в такой-то банк, там лежит для тебя такой-то капитал! Иди, возьми его и пользуйся!

Если я не пойду в банк, не возьму капитал и не буду пользоваться им, он всё равно что перестанет существовать для меня, не так ли? Это как в притче о талантах, вы помните. Одни получили их, потрудились и принесли плод, а другие сказали: «Я испугался и оставил всё как было; я ничего не делал» (см.: Мф. 25: 14–25). Именно так и поступаем мы в большинстве своем из-за неверия. Не верим в то, что нам дается, и поэтому в нашей жизни ничего не получается, мы поворачиваем назад и всё равно что возвращаемся в собственную смерть.

Здесь говорится о той жажде, которая приходит, когда все другие жажды бывают утолены и нас изнурят. Потому что существует вероятность, что они нас не насытят, а изнурят. Сегодня вы видите, насколько изнурены все — и молодежь, и взрослые. А почему? Потому что не могут найти для себя удовлетворения. Отсутствие же удовлетворения означает не просто пресыщение, а усталость, которая, в свою очередь, означает, что мы всё делаем неправильно. Попробуем немного того, попробуем сего, но нас постоянно угнетает чувство, что что-то идет не так. Но почему? Ведь я хороший и люди возле меня хорошие; что же тогда не в порядке? 

Отвечу одной фразой, которая не так уж и непонятна: «Нет Святого Духа». Вот в чем проблема. Нет Того, Кто меня сотворил, Кто меня знает и Кто ведет меня к вечности. Поэтому мои поиски и проблематичны: бьюсь головой то об одну стенку, то о другую и выбиваюсь из сил. Поэтому сегодня так много утомленных людей. Неважно, гуляешь ли ты, танцуешь или делаешь вид, будто тебе хорошо, – твой ум, твое сердце изнурены. Мы видим это на современном человеке – и не говорите мне, что это не так. Вы прекрасно знаете, что это есть. Иногда можно услышать, как человек говорит:

– У меня всё есть, чего же мне не хватает?

А чего ему не хватает? Ему не хватает личной связи с совершенной Личностью, Которая указала бы ему цель и путь. Потому что мало того, чтобы кто-нибудь дал мне автомобиль; он должен дать и ключ, чтобы я завел его, показал мне направление, куда ехать. А что мне делать с этим автомобилем, если некуда ехать? Если меня никто не ждет, если передо мной нет никаких задач и я еду только для того, чтобы развлечься? 

Человеку не хватает личной связи с совершенной Личностью, Которая указала бы ему цель и путь

Ну поразвлекаешься ты, потом захочешь найти себе компанию, но в жизни всё равно надо заняться каким-нибудь делом, а что касается этого дела, с этим сегодня много путаницы. Раньше у людей было более сильное чувство общности. А сегодня молодежь не хочет вступать в брак, даже девушки. Если вы об этом не знаете, спросите у своих детей. Я это узнал от своих детей. Понимаете? Они говорят:

– А зачем это нужно? Свобода важнее!

Если у человека нет общения и любви, тогда эта свобода – самая большая тягота для души. Свобода от чего? От меня? От моих чувств? От моей полноты? Могу ли я сам обрести свою полноту? Где это слыхано? Разве полнота без компании бывает?

Если у человека нет общения и любви, тогда эта свобода – самая большая тягота для души

В Англии в домах часто не бывает отдельной кухни. Как-то я спросил одного человека:

– А почему у вас дома нет кухни?

Он ответил:

– У нас нет компании, поэтому и кухни нет!

Для трапезы нужна компания, а для компании нужны взаимоотношения, но для взаимоотношений нужна не просто свобода, а любовь. Верно? Без свободы не получится взаимоотношений. А могут ли получиться взаимоотношения без любви? То, что мы получим, если забудем о любви, уже не будет взаимоотношениями.

Сегодня отсутствует жизнь, которая наполнялась бы смыслом, общением. Поэтому и получается эта утомленность. Не забывайте, что мы говорим на Святой Литургии: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» Святой Дух создает общение. Если вы встретите святого человека, в котором обитает Святой Дух, то увидите, что он очень общителен. Он не хмур и обособлен, а полон любви и молитвы о мире. Пустынники! При встрече с ними чувствуешь облегчение; ты чувствуешь себя так, словно нашел своего дедушку, которого лишился или которого не знал вовсе. Вот, это он и есть! Он тебя узнаёт, как будто знал много лет. Приди к нему хоть через 5 лет, он всё равно будет тебя помнить, потому что молится о тебе.

Кто же тогда одинок, он ли? Нет, это одинок я, живущий в гуще людей. Он один, но с Духом Святым. А без Духа жажда никуда не денется, и, если она останется с человеком до конца жизни, это не к добру.

Перевела с болгарского Станка Косова
Православие.бг

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить