Стать святыми в миру

Слово во вторую Неделю Великого поста, святителя Григория Паламы

Порой кажется, что от нас, людей, живущих в миру и обремененных семьями, работой, рутиной, ожидать богатых духовных плодов нельзя. Бог призывает некоторых стать монахами или монахинями, их молитва, их пример нас укрепляют. Однако не в меньшей степени, чем монахов, Господь призывает каждого из нас к исцелению души, чтобы нам стать Его светильниками в этом находящемся во тьме мире. Как бы нас ни сковывало осознание нашей греховности, как бы ни складывались обстоятельства жизни, Господь говорит каждому: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

2.jpg

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который обосновал монашескую практику исихазма, уединенной сердечной молитвы, созерцания Нетварного Божественного Света. Душевные очи монахов, очищаясь и освещаясь, видели Божественную славу, как апостолы в мгновения Преображения Господня на Фаворской горе. Святитель Григорий наставлял: познание Бога предполагает, что мы должны сделаться причастниками Его Божественной энергии, преобразиться и достичь святости жизни. Он утверждал, что мы призваны узнавать и чувствовать Бога через духовное единение с Ним, освящающее всего человека. Для этого необходимо встретить великого «Сущего», Который явился в горящем терновом кусте (Исх. 3: 14), чтобы Он полностью осветил нас. Значит, необходимо воссиять в святости, подобно железу в огне Божественной славы.

Мы должны сделаться причастниками Его Божественной энергии, преобразиться и достичь святости жизни

В сегодняшнем евангельском чтении Спаситель воздвиг расслабленного – повелел ему встать, взять постель свою и идти в дом свой, чтобы все знали, что Он имеет власть на земле прощать грехи. Господь исцелил человека, дал ему силы жить по Божиим заповедям в мире, посреди житейских искушений, в том мире, какой знаком нам. Святитель Григорий говорил об исихазме преимущественно монахам, но он также наставлял, что «живущие в миру должны принуждать себя делать мирские дела по Божиим заповедям» (Триады, часть вторая, 20). Когда мы сознательно не поддаемся своим эгоистичным желаниям, но принуждаем себя к тому, чтобы любить Бога и ближнего, что есть первая из всех заповедей, то открываем себя к познанию Бога. Во время Великого поста мы молимся, постимся, прощаем, исповедуемся и каемся, чтобы приблизиться к Господу по благодати. 

Когда мы принуждаем себя к тому, чтобы любить Бога и ближнего, то открываем себя к познанию Бога

Для этого нам не нужно оставлять наши ежедневные дела и обязанности. Если бы так, Христос не сказал бы только что расслабленному вернуться домой, к привычной жизни. Господь был в полной мере Богом и Человеком, и, если мы, ничего не утаивая, обратимся к Нему в надежде получить исцеление, вся наша человеческая жизнь может озариться Божественной славой. Для этого необходимы усиленная борьба и непрестанная бдительность, ибо наши страсти могут с легкостью попытаться ослепить нашу душу.

От нас не требуется по-особому творить Иисусову молитву, однако всё же нужно призывать имя Божие, просить Его об исцелении и милости, так мы приобретем силы, чтобы жить в этом мире не как расслабленные грехом, а в единении со Христом как «причастники Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Молитва – это не какие-то волшебные слова, нам нужно вставать с теплых и уютных кроватей, бороться с духовной леностью и маленькими неуверенным шажками (какие по силам) идти к Царству Небесному. Господни заповеди – не какие-то произвольные религиозные предписания, они духовное руководство, чтобы помочь каждому стать Новым Адамом. Уподобиться Ему – значит преобразиться как те, кто ныне осенены Божественной славой.

2.jpg

Великим постом не нужно просто размышлять о Кресте Господнем, Его воскресении, как-то их чувственно переживать. В это время нужно ближе узнать Спасителя, Который распялся на Кресте и воскрес во славе на третий день ради нашего спасения. В пост мы обретаем силы, чтобы жить свято, это возможно только для тех, кто уподобился Христу – уподобил свое человеческое естество божественному образу и подобию. Каждый раз молясь, постясь, со смирением служа ближним, мы открываем себя целительному свету Господню и всё больше уподобляемся Ему. Молитва, пост и дела милосердия – не только для тех, кто оставил мир, они необходимы всем нам, которые не имеют сил бороться со страстями, потому что духовные очи помрачены грехом. Если мы не откликаемся на призыв к освящению Божественной энергией Господа нашего, нас не оправдают никакие обстоятельства жизни, каждое из них представляет особую возможность встать, взять постель свою и пойти.

Если есть какие-то ограничения, которые не позволяют нам приблизиться к Богу, то их для себя мы создаем сами. В оставшееся время Великого поста давайте постараемся сделать так, чтобы обстоятельства жизни стали для нас указателями на вход в благословенную жизнь с Господом нашим, Который по благодати может осветить нас Своим Божественным светом.

Перевела с английского Мария Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить