«Свидетель верный, первенец из мертвых»

Откровение Иоанна Богослова. Беседа 7

Мы продолжаем исследовать приветствие из послания семи Церквам Апокалипсиса.

«Иоанн – семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 4–5).

Прежде всего разберем фразу «и от семи духов, находящихся перед престолом Его».

Седмеричное число Духа Святого

Ипостась Святого Духа символически изображается седмерицею духов. Она выражает полноту благодатных даров, раздаваемых от Духа. Дух Божий изображается во множественном и именно седмеричном числе, чтобы показать множественность Его дарований, различие Его служений и действий.

В Книге пророка Исаии есть предсказание об Иисусе Христе:

«И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11: 2–3).

Мы видим семь духов в одном Духе, Которым помазан был Иисус Христос. Помазание Христово – полнота Его Божества, о которой говорит апостол, что она обитает во Христе телесно (см.: Кол. 2: 9).

В пророческих словах Исаии заключается весть о Духе Святом, Который будет пребывать во Христе, а потом сойдет на Церковь. «Изображение Святого Духа, “находящегося пред престолом”, показывает, что Он будет послан и уже готов идти “во всю землю” и быть иным Утешителем для верующих в Сына Божия», – пишет профессор А.А. Жданов.

«Таково священное описание Духа, Которому надлежит служить. Это описание содержит в себе скорее невыразимую хвалу и не указывает на образ природы», – замечает древний толкователь Апрингий.

Некоторые экзегеты видят здесь семь вестников Бога, ангелов (Экумений). Если вооружиться такой мыслью, то число семь может указывать на семь ангелов из Тов. 12: 15: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого». Или же символическое число семь обозначает полноту всех ангелов, находящихся на службе у Бога («служебные духи» – см.: Евр. 1: 14).

Семь духов упоминаются в послании семи Церквам. Семь и семь – может быть, здесь стоит видеть указание на то, что Бог дал каждой из этих Церквей Духа Святого. Или на то, что каждая Церковь получила какой-то особый дар Святого Духа.

Далее, в пятом стихе, говорится о Господе Иисусе Христе. Заметим, что если понимать выражение «Который есть и был и грядет» как относящееся к Богу Отцу, а «семь духов, находящихся перед престолом», – как указание на Святого Духа, то Иоанн в своем приветствии именует всю Пресвятую Троицу: Отца, Сына, Духа Святого.

Свидетель верный

«И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1: 5).

Стихи 4–5 содержат необычную грамматику. В греческом тексте не соблюдены элементарные правила склонения. «Благодать вам и мир от…» – и дальше должны следовать имена в родительном падеже. Но они стоят в именительном. Если переводить на русский язык буквально, получится так: «Благодать вам и мир от (он) Сущий, и (он) был, и (он) грядущий… и от Иисуса Христа, (он) свидетель, (он) верный, (он) перворожденный из мертвых и (он) начальник царей земли». Все отмеченное местоимением (он) употребляется в именительном падеже с определенным артиклем мужского рода.

Почему Иоанн Богослов ставит вместо родительного падежа именительный? Возможно, здесь такая идея: автор Апокалипсиса не изменяет имя Божие по падежам для того, чтобы подчеркнуть неизменность и независимость Бога. Господь не зависит ни от чего, в том числе от правил склонения существительных. Подобные грамматические «погрешности» в Апокалипсисе появляются несколько раз и имеют богословское значение.

«Свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Тайнозритель подчеркивает самое важное в личности и служении Господа Иисуса Христа: Его страдания и смерть («свидетель верный»), воскресение («первенец из мертвых») и славу («владыка царей земных»). Кратко обсудим каждое из наименований.

«Свидетель верный». Иисус – свидетель истины Божией. Господь говорил Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (Ин. 3: 11). Понтию Пилату Христос сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18: 37).

Свидетель – тот, кто говорит о том, что видел собственными глазами. И Христос – истинный свидетель Божий, «Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание» (1 Тим. 6: 13).

Христос свидетельствует об Отце и об истине. Он Сам есть Истина.

Христос свидетельствует об Отце и об истине. Он Сам есть Истина

Слово μαρτυς («свидетель») у светских греческих писателей обозначало лицо, присутствующее при совершении какого-либо события, а также дающее показание об этом, преимущественно на суде. В языке библейских писателей оно прилагается:

а) к пророкам, провозвестникам воли Божией. Например: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» (Ин. 1: 6–7, также см.: Откр. 11: 3, Откр. 19: 10);

б) к апостолам как очевидцам проповеди и страданий Иисуса Христа. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых…» (1 Пет. 5: 1).

К ним же как проповедникам Евангелия: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лк. 24: 46–48, также см.: Деян. 1: 8; 2: 32; 3: 15);

 в) к мученикам и исповедникам, запечатлевшим свою принадлежность к Церкви Христовой страданиями или смертью.

Но термин μαρτυς во всех его значениях приложим и к Иисусу Христу. Его служение объемлет в несравненной и большей мере служение пророков, апостолов, мучеников. Его свидетельство придает значение, смысл и цену свидетельствам Его служителей.

«Свидетель верный» – то есть верный своему свидетельству даже до смерти. Как писал Паскаль: «Я верю только тем свидетелям, которые дали перерезать себе глотку».

Первенец из мертвых

Далее Христос назван «первенцем из мертвых». Возможный перевод: «перворожденный из мертвых».

Возникает вопрос: разве не было воскрешений в Ветхом Завете? Разве не воскрешал Сам Христос? Но то были скорее оживления, чем воскрешения. Все воскресшие снова умерли. Воскресение же Христа означало превращение смертной человеческой природы со всеми ее немощами в бессмертную и нетленную и соединение тела с душой навсегда. Поэтому Христос действительно «первенец из мертвых». Его воскресение уникально.

Воскресение Христа превращает смертную человеческую природу в бессмертную и нетленную

Интересно, что всего в Священном Писании упоминаются семь воскрешений, которые выстраиваются в определенную симметрию.

Три воскрешения в Ветхом Завете

Три воскрешения в Новом Завете

1) Воскрешение пророком Илией Сарептской вдовы (см.: 3 Цар. 17)

4) Воскрешение Христом сына Наинской вдовы (см.: Лк. 7: 15)

2) Воскрешение пророком Елисеем сына сунамитянки (см.: 4 Цар. 4)

5) Воскрешение Христом дочери Иаира (см.: Мк. 5: 42)

3) Воскрешение мертвеца от прикосновения к костям пророка Елисея (см.: 4 Цар. 13)

6) Воскрешение Христом Лазаря (см.: Ин. 11: 44)


Но какое же седьмое воскрешение? Седьмое – Воскресение Христово. Получается, что оно не имеет симметричного параллелизма? Имеет!

Благодаря Воскресению Христову стало возможным и наше воскресение. И это грядущее воскресение человеческого рода, наше воскресение в вечность и будет неким симметричным соответствием Христову воскресению. По счету оно как бы будет восьмым, что тоже не случайно, так как число 8 имеет символическое значение: оно обозначает вечность.

7) Воскресение Христово

8) Воскрешение всего человечества


В следующей статье мы продолжим разбирать различные именования Господа Иисуса Христа в 5–6 стихах первой главы Апокалипсиса.

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров 25 февраля 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить