Научимся Иисусовой молитве

В 1851 году некий монах на Афоне написал книгу о молитве. Название книги было переведено как «Бдящий разум: наставления об умном делании». Эту книгу я не могу рекомендовать большинству людей, потому что, как и многие классические православные духовные сочинения («Добротолюбие», «Лествица», «Подвижнические слова» преподобного Исаака Сирина и другие), она была написана для людей, стремящихся к духовной жизни, к жизни в общении с Богом, живущих в очень специфической монашеской обстановке. В такой обстановке, которая сегодня существует в очень немногих местах в мире. И все же эти тексты тем не менее убедительны для нас, потому что они свидетельствуют о живых отношениях с Богом, об интенсивности этих отношений, которых так жаждут многие люди в современном мире.

1.JPG

Существует две крайности при чтении таких книг. Первая – это начать заблуждаться и думать, что вы достигли тех высот, о которых говорят эти святые писатели. Вторая (и наиболее распространенная в моем опыте) – это уныние, когда вы понимаете, что не можете дисциплинировать себя, чтобы достичь даже того, что эти писатели называют предварительными условиями для умной молитвы.

И подобное заблуждение, и уныние вполне возможны в случае тех, кто отваживается открыть эти тексты без рассуждения и надлежащего духовного руководства.

Тем не менее, подобно ныряльщикам за жемчужинами, некоторые из нас погружаются в эти тексты в поисках полезного руководства в молитве, чтобы использовать их в мире падшей культуры и капиталистических экономических реалий, в которых мы находимся. Находясь по преимуществу в грязи и болоте, некоторые из нас все же мечтают увидеть цветы, которые растут высоко на альпийских лугах…

И вот, наконец, хорошая новость: в этих книгах, написанных монахами-подвижниками для других монахов, можно найти мудрые советы и крупицы духовного прозрения и советов, полезных не только атлетам монашеского делания, но и нам, новоначальным мирянам. Тем, кто, живя в миру, рассеивается на заботы о семье и на зарабатывание на жизнь. И даже находясь в миру, мы можем начать молиться и оказаться в состоянии сорвать некоторые низко висящие плоды молитвы.

Однако мы должны помнить, что мы только новоначальные. Если Бог и дарует нам некоторый опыт в молитве, который переполнит нас, это лишь знак Его ободрения на пути, а не свидетельство нашей духовной зрелости. И мы никогда не должны забывать, что, будучи неофитами, мы можем быть легко обмануты (как дети, соблазненные конфетами от незнакомцев), поэтому мы не должны скрывать то, что, как мы думаем, Бог показывает нам, от наших духовных отцов или матерей.

Если Бог дарует нам опыт в молитве, который переполнит нас, это лишь знак ободрения на пути, а не свидетельство нашей духовной зрелости

Лукавый действует незаметно. Раскрытие наших мыслей кому-то другому, кого мы уважаем, чью оценку наших переживаний мы будем уважать, – это наше главное оружие против его обмана. Точно так же и мы, новоначальные, не должны отчаиваться, когда видим, как далеки мы от духовных высот, описанных в этих священных книгах.

Нам не нужно впадать в уныние из-за нашей лености или силы проявления наших страстей. Мы неофиты, младенцы в духовной борьбе. И точно так же, как младенцы могут внезапно заплакать и так же внезапно замолчать, мы тоже только начинаем учиться распознавать свои страсти и бороться с ними. В сущности, учась противостоять страстям, мы можем усвоить один из основных уроков, ведущих к сердечной молитве. В беседе 3 упомянутой книги Афонский монах рассказывает истории о двух мужчинах и о том, как бесы и страсти – настоящие враги молитвы – стали средствами, с помощью которых они научились молиться.

Действительно, когда одного из отцов спросили, откуда он научился умной молитве, он сказал, что научился ей от бесов. И когда другого спросили об этом же предмете, он сказал, что научился этому от юных отроков. Первый понуждал сердце на молитву, чтобы отгонять приближающихся бесов, и весьма в ней преуспел. Другой же, увидев юных отроков, убоялся, как бы сердце его не осквернилось от какой-нибудь злой мысли и лукавого согласия сердца, и потому так напрягал сердце свое в молитве, что в итоге и укоренил ее в сердце.

Оказывается, бесы и страсти, которые вбивают клин между нами и Богом, если мы будем бороться с ними с молитвой в сердце, могут быть средством для овладения умной молитвой.

Бесы, о которых говорит писатель, порождают страх. В тексте он разъясняет, как они будут внушать нам страшные мысли о том, что обязательно или возможно случится, если мы будем настойчивы в своем праведном намерении. Такие мысли моментально влияют на наши телесные реакции, так что мы начинаем потеть, дрожать или чувствовать, как быстро колотится сердце. Именно таких порождающих страх бесов автор имеет в виду, когда пишет, что они могут научить нас молиться.

2.JPG

И как раз в тот момент, когда поток страшных мыслей атакует наш ум, мы можем, как это делал монах, начать понуждать себя произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», принуждая сердце и ум не обращать внимание ни на что, кроме слов молитвы. Если мы это сделаем, то обнаружим, что даже бесы, подкидывающие калечащий страх, даже они могут быть тем топливом, которое рождает в наших сердцах зачатки чистой молитвы.

Другой пример искушения, который был приведен, – от юных отроков. И хотя, скорее всего, это указание на противоестественное влечение, любая движущая страсть может произвести тот же эффект на каждого, кто хочет ответить на нее молитвой.

Когда я был молодым студентом университета и стремился быть святым, насколько я понимал это в те дни, я ненавидел месяц май. Поскольку наступление теплой погоды было сигналом для всех молодых женщин вокруг снять большую часть своей одежды.

В те дни я не знал об Иисусовой молитве, поэтому ходил по коридорам своего университета, глядя в потолок, стараясь не видеть женские тела, чтобы избежать страстных мыслей и чувств, которые возникали во мне. По своему опыту могу сказать, что Иисусова молитва в этом случае действует гораздо продуктивнее, чем ходить по коридору, глядя в потолок (к тому же тогда вы меньше натыкаетесь на людей и стены).

Неважно, какая страсть мучает вас: зависть, гнев, похоть, жадность, эгоизм, который порождает депрессию и отчаяние. Все страсти могут научить нас молиться, если мы действительно хотим освободиться от них и действительно хотим научиться молиться.

Все страсти могут научить нас молиться, если мы действительно хотим освободиться от них

Посредством Иисусовой молитвы молящийся отгоняет нежелательные мысли и бесов, как палкой. Когда я нахожусь под ударом, когда меня бомбардируют нежелательные мысли или когда в мой разум вторгаются греховные образы, а я не могу легко избавиться от них, то единственное оружие, которое у меня есть, – это молитва Иисусова, произносимая с силой устно и даже громким голосом.

3.JPG

Когда я не в уединенном месте, я иногда иду туда, где нет никого, или сажусь в машину и еду куда-то, чтобы вслух помолиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Из того, что я читал, и из того, что слышал от тех немногих святых людей, которых встречал на протяжении долгих лет, я знаю, что есть недосягаемые высоты молитвы и настоящая живая близость к Богу. Это намного превосходит все, что я когда-либо испытывал. В основном потому, что я не монах, и потому, что я не очень прилежный человек…

Тем не менее и для нас существуют крохи, которые падают со стола по-настоящему святых мужчин и женщин. Это крупицы духовного понимания, техники и опыта молитвы, которые даже мы, находясь в миру, можем усвоить и получить от них пользу. Использование Иисусовой молитвы, как палки, чтобы отгонять нежелательные помыслы и страсти, которые могут одолеть нас, – одна из таких крошек со стола.

И если мы будем это делать, не просто думать об этом, а делать – если будем молиться, когда на нас нападают страхи или страсти, то мы обнаружим, что эта маленькая необходимая нам крошка может быть всем, что нам нужно, чтобы начать преодолевать страсти и возрастать в добродетели и в познании Господа нашего Иисуса Христа. Для нас это может стать началом познания умного делания.

Перевела с английского Александра Калиновская

Сайт Ancient Faith 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить