Виноградная лоза и ее плоды

Злодеев сих предаст злой смерти (Мф. 21: 41)

Мои дорогие, давайте выберемся из больших городов и съездим в деревню. Но не просто подышать свежим воздухом, а еще и кое-чему научиться. Посетим места, где выращивают виноград.

1, превью (1).jpg
Виноградники Грузии. bm.ge

Настало время сбора урожая. Работники, проснувшись рано утром, с песнями идут трудиться. Собрав гроздья в корзины, они несут их на давильню. И вот образуется сладкая река свежевыжатого сока – светлая, как янтарь, или красная, как кровь. Люди будут пить его в дни радости, как говорит псалмопевец: «И вино веселит сердце человека» (Пс. 103: 15). Немощные пьют его, чтобы выздороветь, старики – чтобы укрепиться. Священник тоже возьмет немного вина, чтобы превратить его в кровь Христа. Но и пьяницы припадают устами к этой реке и, напившись, совершают преступления. Одна и та же вещь для одного человека – Божественное Причастие, а для другого – орудие зла. Вино ли виновато?

Нет. Человек является причиной злоупотребления Божиими дарами. Но почему я говорю о лозе и вине? Потому, что и в Евангелии говорится о виноградной лозе. «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился» (Мф. 21: 33).

Природа – это зеркало, в котором отражены мудрость и сила Бога. Все зависит от того, как вы это видите. Если вы любитель природы, вы будете восхищаться зеленью листвы и свойствами вина. И, скорее всего, вы организуете винный фестиваль. (Пророчество говорит, что придет время, когда все праздники Божии заменят на мирские, т.е. дьявольские). Если вы покланяетесь природе без Бога, то на этом вы и остановитесь. Но если вы христианин, тогда виноградная лоза предстанет перед вами совсем в другом свете и под другим объективом, совсем по-другому. И этот объектив – Евангелие.

Природа – это зеркало, в котором отражены мудрость и сила Бога

В свете Евангелия за природной лозой скрывается другая лоза. Вы, наверное, слышали на Литургии, когда служит епископ, в конце Трисвятого он говорит: «Господи, Господи! Призри с неба и посмотри, и посети лозу эту...» (Пс. 79: 15–16).

Что такое виноградная лоза? Избранная лоза, как говорит пророк (см. Ис. 5: 2), была Божиим народом. Народ этот наслаждался заботой Господа. В пустыне, под предводительством Моисея, он видел чудеса. Моисей в конце жизни сказал Израилю: «Если будешь слушать гласа Божиего, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли. Иначе предаст тебя Господь на поражение врагам твоим» (Второзаконие, гл. 28). А между тем этот народ согрешил, оказался неблагодарным, что мы и слышим на Страстной седмице – стал родом «негодяев злых». Сегодня некоторые современные богословы во главе с университетскими профессорами хотят, чтобы мы стерли эти слова. Чтобы не обидеть Израиль. Мало-помалу нас призовут и Иуду короновать! Евреи посмели совершить величайшее преступление из всех происходивших на земле. Они распяли Сына Божия, поэтому их ждет наказание. «Зло погубит их» (Мф. 21: 41). Такой народ будет наказан. Этот народ был виноградной лозой, но вместо ягод принес репейник и поэтому подвергся катастрофе, а его место занял другой народ.

2 (1).jpg
Лоза Христова. Роспись храма Пророка и Крестителя Господня Иоанна и Двенадцати апостолов Сретенского монастыря

И кто этот новый виноградник? Это христианский народ. Это Церковь Христова. Ты, христианин, с того времени, как уверовал и крестился, был привит к лозе Христа. Каждый из нас является ветвью. Но виноградник сажается не только для того, чтобы производить листья. Он сажается, чтобы приносить плоды. Поэтому хозяин окапывает, подрезает, поливает и ухаживает за ним. А если он не приносит плоды, то хозяин выкапывает его с корнем. Потому что он бесполезен. А на место бесполезного сажает другой.

Все мы, братья мои, вкушаем и знаем, какой плод приносит виноградная лоза. Так же и каждый христианин должен приносить плоды. И каковы же наши плоды? Не спрашивайте меня недостойного! Спросите апостола Павла. Откройте его Послание к Галатам, глава 5, стих 22. Прочтите, каковы плоды духовного человека. Того, кто уверовал во Христа и превратил свое сердце в храм Святого Духа. Итак, «плод духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Ты, христианин, с того времени, как уверовал и крестился, был привит к лозе Христа

Первый плод – любовь, второй – радость, третий – мир, четвертый – долготерпение, пятый – благость, шестой – милосердие, седьмой – вера, восьмой – кротость, девятый – воздержание. Существуют ли они в нас?

* Любовь. Вы не одиноки на планете. Думайте и о других. Если вы смотрите только на себя, в вас нет любви. Любовь – это царица, если отсутствует любовь, отсутствует и вся ее свита.

* То есть отсутствует радость. Не смотри, что люди смеются. В глубине души у них нет радости, сердце истекает ядом.

* Отсутствует мир. Наша Церковь молится за «мир свыше», «мир во вселенной» и желает «мира вам». Но и народы проводят собрания за мир. Но где же он, этот мир? Он, как голубь Ноев, который улетал и возвращался, не находя, где ступить.

3.jpg
Ной выпускает первого голубя. Собор св. Марка. Венеция

* Нет долготерпения. Сердце должно быть открыто, терпеливо, всепрощающе. Но наши сердца узки и полны ненависти с желанием отомстить. Вместо долготерпения – малодушие.

* Вместо порядочности в нас – злобность, вместо добра – злонамеренность. Мы не испытываем радости, видя достижения ближнего. Мы как будто находимся на корабле и попали в сильный шторм. Все утонут, но кто-то один залез на мачту, чтобы посмотреть, как другие погибнут первыми, а он – последним.

* Верующий человек доверяет людям. И этого сегодня нет. Кому доверять? Какой самый священный договор? Бракосочетание. И это опошлено! Мужчины против женщин, женщины против мужчин и родители против детей. «Берегитесь каждый своего друга и не доверяйте ни одному из своих братьев, ибо всякий брат ставит преткновение другому и всякий друг разносит клеветы»(Иер. 9: 4).

* Есть ли кротость? Нет. Совесть смутилась, души ожесточились.

* И, наконец, воздержание, над которым сегодня все так смеются. О, юноши, не будьте как кони, рвущие узду. Вкусите плоды воздержания!

Так где же эти плоды? Увы, мы бесплодны! Почему виноградная лоза Христова не приносит плода? «Господи, ты посещаешь эту лозу и возделываешь ее». Что мы сделали для этой лозы? Вы, проповедник, и вы, священник, и вы, монах, и вы, религиозная ассоциация? Наша родина стала дикой лозой, и «вепрь» пожрал ее (Пс. 79: 13).

4.jpg
Проклятие бесплодной смоковницы, фрагмент фрески

Нередко, братья мои, на виноградник выпадает мучнистая роса. Во Второзаконии Бог говорит: «Народ Мой, если будете слушать Меня, будете благословенны, если же не послушаете Меня, то посадите виноградник и не съедите от него ни одной грозди». Проклята виноградная лоза, проклято масличное дерево, проклята земля! Почему? Потому что мы не уважаем и хулим Бога! Скажут, какой отсталый монах! Оставьте меня, отсталого! Оставайтесь со своим прогрессом, а я пребуду со Христом, Господом моим. Я верю, что за всеми бедствиями стоит Божия кара, «нечестивые погибнут».

Мы – ветви лозы, посаженной Господом! Бог насадил нас, чтобы мы приносили плоды: добрые дела, дела любви, взаимопомощи, сострадания, милосердия. Наша вера требует дел любви! И где же они, наши дела?

Братья, покайтесь! Если мы не покаемся, слова «нечистивые погибнут» исполнятся и на нас. И камни, по которым мы ходим, превратятся в змей, которые пожрут нас! Все, старые и молодые, левые и правые – всех мастей, покаемся и будем жить по Евангелию Христову! Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Перевел с греческого Константин Митин
Сайт монастыря Пантократор

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить