Вот, Судия стоит у дверей

Фото 1.jpg
Митрополит Василий (Кодсие)

Сегодняшнее воскресенье о Страшном Суде является одним из воскресений, предшествующих и подготавливающих нас к Великому посту. Сегодня читается Евангелие от Матфея, глава 25.

Мясопустное воскресенье – это последний день, когда нам разрешается есть мясо перед началом Великого поста, затем с понедельника мы начинаем воздержание от мяса за нашей христианской трапезой. Следующее воскресенье – это последний день, когда нам разрешено употреблять молочное. С этого момента мы начинаем полное воздержание от «заффар» (по-арабски – «мясные и молочные продукты»).

Мы видим, что в прежние воскресные дни, то есть в Неделю о мытаре и фарисее и о блудном сыне, подчеркивалась важность подготовки к Великому посту через добродетели смирения и смиренной молитвы, а также отдельно – значимость покаяния и возвращения обратно к Богу. Но для этого дня выделяются темы Страшного Суда и особенно значение совершения добрых дел.

Сегодня делается акцент на том, что только пищевого поста недостаточно, пост должен сопровождаться добрыми делами. Апостол Павел говорит: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8: 8).

Таким образом, благословенный плод нашего поста появится от того, как мы будем действовать во время его в соответствии с притчей Иисуса о Судном Дне. Христос учит нас об этом через очень описательный и подробный рассказ, в отличие от всех других притч, которые Он рассказывал. Он свидетельствует, что Суд действительно произойдет.

Фото 2.jpg
Икона «Страшный Суд». Новгород XV в.

Мы поем в нашем Символе веры: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Страшный Суд состоится во время Второго Пришествия Христа. Господь Иисус совершит Свой Суд над всеми без исключения: «И соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25: 32). И мы помним об этом и молим милосердного и сострадательного Бога, чтобы Он простил наши грехи и помог нам в смирении нести наш крест, склонив наши выи и возвысив дух. Мы должны помнить, что Он – справедливый Судия и воздаст каждому по его делам.

Господь говорит, что разделит все человечество на овец и козлищ. Он использовал этот образ на том основании, что и овцы, и козлы являются травоядными, но сильно различаются по своему поведению. Известно, что овцы кротки и миролюбивы, живут вместе со стадом, которое знает голос своего пастыря и слушается его. А вот козлы являются символом чревоугодия и похоти и живут агрессивно, по одиночке.

Окончательный Суд будет основан на поступках сострадания и любви, которые человек совершил, пока жил на земле. Как вы относились к своему соседу, к своему ближнему? Как вы оказали им любовь? Господь Иисус поставил любовь и сострадание критерием Своего Суда и разделения между правыми и левыми. Другими словами, между теми, кто спасен, и тех, кто осужден. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25: 35). «Что вы сделали для Меня?» Это главный вопрос в Судный День.

Господь Иисус поставил любовь и сострадание критерием Своего Суда

Иисус был близок к мучимым, страдающим и отверженным. Он учит нас: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Он называет таких людей Своими меньшими братьями. Поэтому служение нуждающимся, страждущим и странникам есть в конечном счете служение Богу. Путь к Богу открывается через наших ближних.

Иоанн Богослов говорит: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18). В другом месте возлюбленный ученик Христов добавляет: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20–21).

Святой апостол Иаков спрашивает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2: 14)

Фото 3.jpg
Виктор Васнецов. Эскиз фрески «Страшный суд». Владимирский собор, Киев

Ранняя Церковь осознавала важность служения ближним путем деятельной любви и сострадания. Святитель Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, является важным примером для нас в этих добродетелях.

Также и святитель Василий Великий, воплотивший на деле бескорыстный подвиг любви. При своей жизни он возвел целый комплекс под названием «Василиада», целый город любви за пределами Кесарии Каппадокийской, который служил убежищем для бедных: больницей, хосписом, приютом, где помогали нуждающимся с работой и жильем. Это сложное служение и общение со страждущими, которое он организовал, заработало всемирно известную репутацию как первое в своем роде служение, воплощающее христианскую благотворительность и филантропию.

Святой Максим Исповедник пишет: «Как мысль об огне не согревает тела, так и вера без любви не осуществляет в душе света духовного познания».

Суд – это реальный факт, требующий от нас бдительности в своих поступках, настоящих милосердных дел по отношению к ближним. Нас будут судить не по ошибкам, которые мы совершаем, а по тому хорошему, что мы могли сделать и не сделали. И если Господь не торопится свершить Свой Суд, это не должно вводить нас в расслабление и самодовольство.

Вместо этого давайте наполним наши светильники елеем любви и добрых дел и будем терпеливо ждать: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5: 7–9).

Аминь!

Перевела с английского Александра Калиновская
Антиохийская Архиепископия Австралии

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить