«Встану, пойду к отцу моему»

Митрополит Павел (Язиджи) является известным духовником и деятелем Антиохийской Церкви. Родился в 1959 году в прибрежном сирийском городе Латакия в очень набожной христианской семье. Впоследствии все дети из этой семьи посвятили себя служению Богу, а один из братьев владыки Павла стал Патриархом Антиохийским. Во время учебы в школе и в университете будущий митрополит активно участвовал в церковной жизни и обучался византийской музыке. После окончания университета в Латакии он поехал в Салоники, где получил степень по теологии. Его докторская диссертации была написана на греческом и называлась «Эсхатология и этика: эсхатологические основы жизни во Христе по святителю Иоанну Златоусту». Он также изучал византийскую музыку и иконографию в Греции и на Афоне.

Фото 1.jpg
Митрополит Павел (Язиджи). orthodoxianewsagency.gr

В 1992 году он был рукоположен в сан священника и начал преподавать патрологию, этику и гомилетику в Институте святого Иоанна Дамаскина в Баламандском университете в Ливане. С 1994 по 2001 год был деканом Института теологии этого университета, до своего избрания митрополитом Алеппским. Возглавив митрополию в древнем прекрасном Алеппо, он основал там женский монастырь, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, и открыл иконописные и певческие курсы. Он был известным духовником Антиохийской Церкви. Какое-то время подвизался на Святой Горе Афон в скиту Буразери. Сам писал иконы. Искусно вырезанное им распятие из дерева хранится в Баламанде. Автор множества статей и книг. В годы войны в Сирии ему не раз поступали угрозы от радикалистов. Митрополит Павел был миротворцем, талантливым проповедником, защитником угнетенных, блистающим светильником веры, духовным орлом, парящим в высотах Духа, вдохновлявшим своих многочисленных духовных птенцов.

22 апреля 2013 года владыка Павел тайно уехал из своей резиденции по направлению к турецкой границе. Он ехал туда, где нуждались в его помощи, чтобы исполнить свой христианский долг и вызволить из плена одного из клириков его митрополии. В этой поездке он был с жестокостью похищен. С тех пор о его судьбе ничего неизвестно. Ниже предлагаются его духовные размышления о таинстве Покаяния.

Господь наш Иисус Христос – Тот, Кто установил таинство Покаяния после Своего Воскресения из мертвых. Воскреснув из мертвых, Он явился Своим ученикам со словами: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23). ​​Господь даровал апостолам и их преемникам Свою Божественную власть разрешать и связывать грехи силой и действием Святого Духа. И пастыри Церкви осуществляют эту власть, становясь свидетелями покаяния грешников, направляя их к добру. Святитель Киприан Карфагенский писал: «Умоляю вас, возлюбленные, исповедовать грехи ваши, пока вы пребываете в жизни земной, где прощение грехов, даруемое священниками, приемлемо и угодно Богу».

Покаяние – это Божественное таинство, в котором кающийся человек силой Святого Духа получает прощение грехов, совершенных им после Крещения и исповеданных в присутствии священника. После исповеди он уходит вновь оправданным, вновь освящается и примиряется с Богом. Вот почему таинство Покаяния считается вторым Крещением, то есть таинством примирения человека с Богом. Через три церковных таинства – Крещение, Миропомазание и Евхаристию – человек особо проживает принадлежность Христу и Церкви. Мы призваны осуществить эту принадлежность в своей жизни, обращая все наше существо к Богу, постоянно отлагая ветхого человека и возрастая в человеке новом, пока не достигнем, по благодати Божией, «полного возраста Христова» (Еф. 4: 13).

Фото 2.jpg

Но через грех человек отпал от этого высокого призвания. Святитель Лев Великий писал в связи с этим: «Все те, кто не сохранил благодати нового рождения (Крещения) без порока и отпал от Божественной благодати из-за своих грехов, могут вновь обрести милосердие и любовь Божию, вернувшись к священникам, исповедав им свои грехи и тем самым заслужив Божие прощение». Через покаяние человек возвращается обратно к Богу. Вот почему оно необходимо для тех, кто согрешил и отвернулся от Него, а также для всех тех, кто старается жить с Господом. Участвовать в таинстве Покаяния каждый верующий призван до самой смерти, потому что жизнь христианина – это непрестанное движение к Богу. Покаяние – это не просто раскаяние в содеянном, оно охватывает все аспекты жизни человека. Покаяние заключается в непрестанной внутренней борьбе за то, чтобы выйти из греховной тьмы в свет праведности и из тьмы падений к послушанию Господу и соблюдению Его заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15).

Покаяние заключается в непрестанной борьбе за то, чтобы выйти из греховной тьмы в свет праведности

В покаянии есть три важных компонента. Первый – это сокрушение сердца: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7: 10). Второй – это крепкая вера в Господа и надежда на Его милость, ибо Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3: 9); «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). Блудный сын являет образец покаяния для согрешивших. Святитель Иоанн Златоуст писал об этом: «После того, как блудный сын ушел на страну далече и осознал величину своего падения, он возвратился обратно в дом отца своего. Отец же не ненавидел его, но принял его с распростертыми объятиями, ибо он был любящим и милостивым. Вот почему он устроил большой пир в честь вернувшегося сына. Сие не было наказанием за его грех, но наградой за его возвращение и изменение».

И третий компонент покаяния – это твердая решимость человека исправить свою жизнь. Одного прощения грехов недостаточно для того, чтобы кающиеся обрели спасение. Спаситель сказал, что еще необходимо для этого: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8). Когда в человеческой душе совершается покаяние, то есть метанойя, изменение, человек понимает, как важно исповедоваться и искренне признавать свои грехи: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 9). Через грех человек отдаляется от Бога, от самого себя и от Церкви. Чтобы произошло троичное обратное примирение, человек должен прийти в церковь на таинство Исповеди. Исповедуя свои грехи в присутствии священника, человек получает прощение. Таким образом кающийся возвращается обратно к Богу и примиряется с Церковью.

Фото 3.jpg

Духовная жизнь – это Божественный дар, это взаимное движение навстречу друг другу Бога и каждой человеческой души. Бог «выходит» к нам, как упоминается в притче о сеятеле, и сеет в нас зерно духовной жизни. Мы же призваны выйти из нашей глубокой интроверсии и ответить на Его Божественный призыв. Господь стоит у двери нашего сердца и стучит в него очень кротко. Кто же Ему отворит? Он не скрывает Себя, но открывает Себя каждому, только если мы не отвращаемся от Него, как говорит святой Симеон Богослов. Преподобный Исаак Сирин восклицает: «Слава, Господи, безмерной благодати Твоей! Вот, Господи, волны благодати Твоей заставили меня умолкнуть, и не осталось у меня мысли пред благодарностью к Тебе!» (Слово 90). Когда этот великий аскет открыл двери своего сердца для Бога, он не смог вынести обилия Божественной благодати, излившейся на него. Господь желает обильно даровать Свою благодать каждому верующему, только бы люди приняли ее.

Господь желает обильно даровать Свою благодать каждому верующему, только бы люди приняли ее

Но человеческая свобода всегда колеблется в выборе между благодатью Божией и искушениями от лукавого и мира сего. Этот выбор – дело непростое. «Отсечь страсти труднее, чем отсечь часть тела», – говорится в аскетической литературе. Страсти отсекаются мечом веры. Это вопрос выбора и понимания того, что мы хотим в конечном итоге в своей жизни. Когда блудный сын вернулся к отцу, он был счастлив, потому что понял, что дом его отца несравненно лучше, чем дальняя сторона. Он сказал в сердце своем: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою"» (Лк. 15: 18). Это пример покаяния для нас.

ПРЕВЬЮ, Фото 4.jpg

Когда человек в своей свободе выбирает следовать воле Божией, он становится избранником Божиим, как говорит святитель Кирилл Александрийский. Да, возможно, воля Божия связана с некоторой болью, но это лишь на поверхности, ибо в ней есть глубокое внутреннее утешение. Потому что Божий призыв соответствует истинной жажде души, в отличие от ложных желаний, которые навязывает человеку мир. Человек в каждое мгновение времени свободен выбирать. Он может держаться всего чистого, подходя целомудренно к мирским вещам. Целью христианина должно быть очищение и чистота сердца, ибо «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Стяжать чистое сердце возможно, если человек откроется Богу вместо того, чтобы замыкаться в себе. Вести духовную борьбу означает поставить свою свободу под опеку Божественной воли. Для этого нужно вознесение нашего сердца к Богу. Но это трудно, особенно новоначальным. И здесь необходима борьба. «Восходите, братия, восходите усердно», – призывает в последней главе «Лествицы» преподобный Иоанн Лествичник. «Даждь кровь и приими дух» – только так мы узрим Бога. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Orthodoxonline

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить