«Помни, что любит тебя Всемогущий Создатель»

Проповедь в Неделю пред Богоявлением

«Помни, что любит тебя Всемогущий Создатель». Проповедь иеромонаха Иннокентия (Присадкова) на Божественной литургии 16 января 2022 г. (Продолжительность 0:16:27 мин, размер 7.3 Мб)

Дорогие братья и сестры! Тридцать лет сошедый на землю Сын Божий оставался в безызвестности. Иисус помогал приемному отцу, праведному Иосифу, в его плотничьем ремесле. Пришедший спасти мир, Христос Искупитель пилил, строгал, сколачивал доски. Тому надлежало быть, ибо Господу еще не был уготован путь.

Слухи о Рождестве Мессии распространялись по Палестине то затухая, то вновь вспыхивая. Но люди не знали, чего ждать от грядущего к ним Царя Царствующих и как встречать Его? Ответом на этот безмолвный вопрос народа была проповедь святого Иоанна Крестителя у вод Иорданских. Гласом вопиющего в пустыне (Мф. 3: 3) назвал себя Предтеча Господень. Святой Иоанн именовался пустыней, где он готовился к подвигу, одевшись в грубую власяницу, питаясь сушеной саранчой и диким медом. Земной Ангел пред лицом Всевышнего, Креститель, возвысил голос в пустыне человеческих душ, выветренных грехом, выжженных беззаконием, исковерканных человекоубийцей – диаволом. И голос святого Иоанна гремел в народе, требуя одного – покайтесь, омойте тела свои водою, а душу свою слезами раскаяния и не грешите более, ибо в чистоте должно встречать Святого Владыку. Близко Царствие Небесное! Сам Царь мироздания уже находится среди людей, еще неузнанный ими. Он идет миловать и судить, так готовьтесь к грозной и спасительной встрече. Святой Иоанн Предтеча был величайшим из праведников Ветхого Завета, однако при Мессии он считал себя недостойным исполнить даже обязанности раба. Идет за мною Сильнейший меня, Которому я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви (Мк. 1: 7). Действительно, что стоит самый великий человек рядом с Богом? Что значит тварь в сравнении с Творцом? Что весит песчинка в океане премудрости Божией? Только смиряясь перед волей Царя Небесного, как смирился Предтеча Его, только так человек может стать истинно велик и сделаться Богоподобен. К смирению, к спасительному послушанию воли Всевышнего призвал народ святой Иоанн. Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк. 1: 3). Как мог человек приготовить Богу открытый царский путь в своей душе? На такой стезе не должно быть ни крутых холмов, ни скалистых гор, ни зловонных оврагов. Недостойными милостей царских являлись и те, кто отгораживался от Него самодовольной гордыней, и те, кто пытался спрятаться от Него в грязных ямах порока. Господь требовал для Себя прямых путей, и какой неожиданностью обернулось Крещение Иоанново? Кто первым устремился на зов Господень, возвещенный через Предтечу Его? Отнюдь не знатоки Завета, не служители храма и не духовные вожди народа. Эти горы не желали понижаться даже перед Всевышним, самодовольные не хотели смиряться даже перед Творцом. На берег Иордана, где звучало слово Крестителя, хлынули толпы простонародья, людей невежественных, живущих в нечистоте, но сознающих свое непотребство, горячо жаждущих исправления, истосковавшихся о любви Господней. Эти несчастные грешники, перед которыми забрезжили лучики спасения, каялись искренне и слезно, и Вселюбящий Бог выпрямлял в обратившихся к Нему сердцах всякую кривизну. Даже тягчайшее грехопадение покрывал Создатель бесконечной благостью Своей. Так души рыбаков, солдат, крестьян и мелких чиновников выстилали царский путь для Спасителя мира. Просветленные, умудренные Богом, эти бывшие грешники и невежды составили первые христианские общины, пронесли Евангелие по всей вселенной, просияли святостью, обрели вечное счастье в Небесном Царстве. Иудейские законники считали, что проповедь покаяния их не касается, эти чванливые лицемеры думали, что показное благочестие – это и есть праведность, угодная Богу. Но Всевидящий Господь испытывает сердца, а не внешность. И духоносный Предтеча Христов вопрошал праведников и фарисеев: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» – святой Иоанн именовал их порождением ехидны, и Сам Господь называл гордецов сынами диавола. Гордыня – вот истина дьявольская, восхотев подняться над Всевышним, светлейший из ангелов денница пал и сделался гнусным сатаною. Соблазном гордости: «будьте, как боги» (см. Быт. 3: 5), – обольстил змей первых людей, в чьем лице всё человечество отпало от Небесного Царя. А когда Сын Божий явился в мир ради спасения грешников, сыны диавола – гордецы фарисеи – не приняли Спасителя, а затем предали Его на распятие. Гордость как демонская твердыня, которая встает непроходимой горой между человеком и Богом Вселюбящим. Пришествие Христа не смягчило, а ярчайшим светом высветило границу между добром и злом. Картина мира стала отчетливой без теней и полутонов. Иисус спасал тех, кто сам того хотел. Сын Божий выкупал из рабства диавола всех и на все времена. И те, кто продолжает покоряться отцу лжи, делают это уже по собственной воле. И не правосудие Небесного Отца, а сами себя должны винить в том, что обречены на вечные страдания.

Пред лицом Всевышнего Креститель возвысил голос в пустыне человеческих душ, выветренных грехом, выжженных беззаконием

Сейчас мы переживаем грозные времена, всё чаще слышатся разговоры о близости Страшного суда, некоторые лжехристианские секты время от времени отправляются встречать Господа, грядущего на облаках, забывая слова Самого Христа о том, что день и час Суда не могут предсказать ни люди, ни даже ангелы Небесные. И в таких толках о Втором Пришествии люди забывают о главном – для каждого из нас воистину страшен не всеобщий Суд, а суд над его собственной личностью и делами, определяющий судьбу человека в мире ином и на веки веков. С каждым прожитым днем человек неудержимо приближается к смертному порогу, к вечной встрече с Всевышним Судией. И когда пробьет час этого Страшного суда, никакая гордость, никакой талант, никакой ум, никакая земная слава не помогут нераскаянному грешнику убежать от будущего гнева.

Зримый урок неумолимой расплаты за гордыню мы видим в судьбе высочайшей горы русской культуры, писателя Льва Толстого. Этот человек получил от Бога множество даров, имел в земной жизни всё, что только можно пожелать: богатство, знатность, семейное счастье, огромный талант и всемирную славу, но и этого оказалось мало возгордившемуся писателю. Полученные от Господа дарования он обратил против Всевышнего Творца, против своего Спасителя. Пресытившись литературной известностью, Толстой решил стать учителем человечества, подменить своими умствованиями Божественные откровения. Страсть учительствовать проявлялась еще в художественных вымыслах у Льва Толстого. Роман «Анна Каренина», которым писатель думал научить людей истинной любви, на деле отравил миллионы душ романтикой прелюбодеяния и самоубийства. Множество семей распалось и продолжает распадаться под влиянием этой книги. Тем более опасно, что в ней излился мощный художественный талант. Толстой понял, чем явилось его создание, он сам проклинал этот роман, но только ради того, чтобы перейти к еще худшим заблуждениям. Воспоминания о порочной юности и литературных грехах подвигли Толстого не на покаяние, а на попытку спасать весь мир, то есть подменить собой Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Он потянулся к кромешной славе ересиарха, объявил Священное Писание вредной и ужасной сказкой, стал изрыгать дикие хулы на таинства Церкви, на православие, на Самого Господа в Пресвятой Троице Единого. Взамен Евангелия Христова граф Толстой тужился преподать человечеству жалкую и ничтожную теорию. Хваленный ум возгордившегося писателя оказался неспособен на большее, чем извлечь из всего Нового Завета одну фразу, извратить ее смысл и породить нелепое толстовство, непротивленчество. Но этой льстивой теории Льва Толстого удалось произвести громкую шумиху. Он начал вовлекать в свою ересь малых сих, сделался львом рыкающим, расхищающим овец Христовых. Оберегая народ Божий от этого врага Церкви, святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Многие не знают ужасного богохульства Толстого, а знают его лишь как талантливого писателя по прежним произведениям. Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения. Я не преувеличиваю. Христианского подвига он не признаёт, над святостью и святыми смеется, самому себе поклоняется, как кумиру. "Я и никто кроме меня, – считает Толстой, – вы все заблуждаетесь, я открыл истину и учу всех людей истине!" Евангелие по Толстому – вымысел и сказка. Несчастный Толстой – он говорит о себе, что едва не погиб в усилиях сделаться богоотступником. Но всё-таки достиг он погибели своей, сделавшись вероотступником. По своему лукавству и увлечению безбожными немецкими и французскими писателями он не мог испытывать спасительного знания, ибо от дерзкого ума его Господь утаил Святую Премудрость. Вместо того, чтобы скорбеть и сокрушаться о грехах своих и о людских, Толстой мечтает о себе, как о совершенном человеке или сверхчеловеке, как мечтал известный сумасшедший Ницше. Между тем, как что в людях высоко – то мерзость пред Богом. Мысли Толстого бьют сами себя, окончательно убили они и душу самого Льва Толстого и сделали для него совершенно невозможным обращение к свету истины».

Жутко читать дневники Льва Толстого последних лет жизни. Там на каждой странице слово «любовь» со множеством восклицательных знаков, и каждая страница дышит лютой ненавистью к самым близким людям, собственной жене и родным детям. Почувствовав приближающуюся смерть, Толстой пытался в ужасе бежать от будущего гнева. Он бежал к той самой Церкви, над которой глумился, к тем самым святым, которых хулил, к старцам Оптиной пустыни. Но было уже поздно, и сатана не выпустил из когтей свою законную добычу. Толстой умер без исповеди и напутствия Святыми Дарами. Согласно собственному завещанию, похоронен в неосвященной земле и нет креста над его могилой. А его вегетарианское непротивленчество сослужило службу лишь большевистским палачам, аукнулось лукавой похвалой Ленина. Лев Толстой как зеркало русской революции. Несчастный Толстой. Так горьки плоды человеческой гордыни, так рухнуло в преисподнюю высочайшая гора русской культуры. Если не любовь к Небесному Царю, то пусть хотя бы память о смерти поможет нам смириться пред Господом, и, когда придет нам в голову тщеславная мысль, пусть отзовется стук комьев земли, которые в свое время упадут на наши гробы. Пусть лопаты кладбищенских землекопов станут теми спасительными орудиями, которые помогут скрыть холмы нашего высокомерия, отгораживающие нас от спасительной любви Божией.

Если наше покаяние искренне, Господь поможет нам избавиться от самого закоренелого порока

Но как же быть с житейскими грехами, в которые мы проваливаемся чуть ли не на каждом шагу? Да, человек слаб, а сатана коварен. Гнев и зависть, немилосердие и осуждение ближних, похоти плотские и пороки скотские, каждое семечко скрытого в нас первородного греха отец лжи стремится вырастить в погибельное для нас древо. Но духовную смерть несет в себе не единичное падение, а нераскаянность и закостенение во грехах, когда мы упрямо прилагаем беззаконие к беззаконию. По слову святых отцов, грешить – дело человеческое. Не хочет восстать от греха дело диавольское. Если кто-то говорит: «Я такой и не могу исправиться», это тоже гордыня, тщеславие, самоуничижение, клевета на Бога Вселюбящего. Неужели не помним и не верим, что Христос Искупитель дал нам власть над собою? Непобедимо оружие над сражением с бесовскими кознями. Если наше покаяние искренне, если мы всем сердцем стремимся к причащению, Господь поможет нам избавиться от самого закоренелого порока. Бывает так, что из-за глубочайших падений от преступлений своих люди доходят до отчаяния и впадают в еще более тяжкие грехи. Это тоже гордыня. Неужели у Всещедрого Бога, объемлющего мироздание, не хватит благости, чтобы покрыть любой грех одного человека? Кайся, плачь и молись, грешник, и помни, что любит тебя Всемогущий Создатель. Так, покаянием и смирением, уничижаются горы пропасти греха, искажающие человеческие души. Так, водою Крещения, огнем очищения и Духом Святым, бесплодные пустыни людских сердец превращаются в цветущие сады. Так выпрямляется путь, по которому шествует к нам Царь Славы, чтобы увести нас в Вечное Небесное Царство. Никто из людей недостоин даже развязать ремень обуви грядущего к нам Сына Божия, но Он благоволит называть нас Своими братьями. Не ради того, чтобы Ему служили, снизошел Бог Спаситель. Он приходил служить людям, жил для них, умирал за них, воскрес ради них. Неужели жестокие наши шеи не склонятся перед воплощенной Божественной любовью? Неужели мы не сумеем сохранить верность Сомилосердному Царю? Как мал кажется земной труд покаяния и доброделания в сравнении с ожидающей нас неиссякаемой Небесной наградой. Так да поспешит каждый в своем сердце уготовать путь Спасителю, да обретет венец правды, который даст Господь всем возлюбившим явление Его. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Ю   23 января 2022, 02:01
Очень красивым языком написана проповедь, но очень тяжело слушать и  понять, слишком много тем поднимается. Очень похоже на Комарова, когда все Евангелие за 5 минут.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить