Портрет идеального человека

Портрет идеального человека. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии 08 октября 2021 г.
(Продолжительность 0:09:10 мин, размер 8.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!  

Сегодня Церковь совершает память преставления преподобного Сергия Радонежского. Это тот святой, которого мы называем игуменом земли Русской. И нет другого такого святого, который бы на Руси почитался в качестве игумена всея Руси. Он также почитается покровителем учащихся, ибо, как известно из его жития, в детстве грамота давалась ему плохо, но особым изволением Божиим Господь послал ему премудрость и знания, и он обрел возможность разуметь чтомые из Священного Писания глаголы и другим людям их изъяснять. 

Сам преподобный Сергий не писал. О нем мы знаем из жизнеописания, составленного его учеником Епифанием Премудрым, который был иноком Троице-Сергиевого монастыря и начал собирать сведения через год после блаженной кончины преподобного Сергия, которая была в 1392 году. И на протяжении всей жизни, 26 лет, он составлял по крупицам житие и все искал человека мудрейшего себя, чтобы кто-то лучше, чем он описал жизнь преподобного Сергия. И в конце концов вышел из-под пера его труд, и мы знаем преподобного Сергия через призму того образа, который запечатлелся в памяти его ближайших учеников. 

Как известно, преподобный Сергий был канонизирован в результате народного почитания еще до того, как были выстроены специальные церковные законоположения о том, как совершается чин канонизации. О нем мы знаем много, потому что часто его житие пересказывается из уст в уста, и мы знаем, в каком монастыре он жил, и где жили его ученики, основавшие до сорока обителей, знаем их по именам. Но мы можем себя спросить: «А что самое главное хотели передать его жизнеописатели?» По сути дела, Епифаний Премудрый рисует словесную икону. Он рисует портрет идеального человека, который весьма непохож на современников. Так, среди добродетелей преподобного Сергия: кротость, нестяжание, незлобие и трудолюбие. Если мы посмотрим на ту эпоху, то увидим, что семья его, которая была из числа бояр, уходит от суеты мира, из Ростова, переселяется в маленький Радонеж, и сам Сергий тоже не стремится к начальствованию в монастыре и не соглашается принять на себя крест управления Киевской митрополией, оставаясь обычным монахом, предпочитает обычный труд. Итак, он не стремится к власти, он не стремится к богатству и желает, чтобы его братья, собратья по монастырю, приобретали хлеб насущный своим собственным трудом. И когда они испытывают голод, он не благословляет им идти по окружающим селениям, чтобы собирать милостыню, но своим трудом добывать себе пропитание. Мы видим, что, когда наступает ссора в монастыре, он предпочитает уйти и не вмешиваться в конфликт, потому что это противоречит его внутреннему устроению. Он во всем искал мир и братолюбие. 

Для нас преподобный Сергий Радонежский, прежде всего, пример для подражания, но мы можем спросить себя: «А действительно ли мы ищем подобного же образа жизни?» О том, что наши стандарты жизни и идеалы, которые мы воспеваем, не совпадают, об этом говорил в свое время преподобный Антоний Великий, который сетовал, что многие христиане носят христианские имена и воспевают святых, но не следуют их путем. Они словно надели на себя образ благочестия, а силы его отверглись. 

У преподобного Симеона Нового Богослова спрашивали собратья: «А как же можно стать идеальным подражателем святым, идеальным подражателем Христу и исполнить все заповеди? Ведь мы люди немощные, и так получается, что не всегда мы делаем то, что нужно. Но то, что не нужно, то мы делаем». На это преподобный Симеон Новый Богослов через уста одного из старцев говорил, что самое главное в следовании за Христом – исполнение важнейшей заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя». И человек, который следует этой заповеди, исполняет все, потому что вокруг нее, вокруг этой важнейшей заповеди, строится вся христианская жизнь. Но, к сожалению, так действительно бывает, о чем говорил еще преподобный Максим Исповедник, что мы не всегда имеем соответствующую ревность. И мы воспеваем жизнь святых, и мы хотим быть там, где святые, обрести их удел, не предпринимая таких же стараний, которые предпринимали они. Но апостол Павел, один из первых наших вдохновителей на христианскую жизнь, пишет о своих современниках, что они скитались в милотях и козьих кожах, были побиваемы, испытали многократно наготу и глад. Через тернии к звездам, через тяжелый труд, через самоумаление, через самопонуждение преподобный Сергий и его ученики стяжевают славу. И в его время действительно была такая ревность, что ученики друг с другом соревновались за сугубое благочестие.

Самое главное в следовании за Христом – исполнение важнейшей заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и ближнего твоего, как самого себя»

А мы можем спросить себя: «Мы, немощные люди, не имеем учителей, наставников, не имеем внутренней силы и поддержки. А на кого же опирался сам преподобный?» Из его горения к почитанию Святой Троицы, из того, как отобразил Троицу один из его последователей, преподобный Андрей Рублев, мы понимаем, что таким наставником для преподобного Сергия был Сам Бог. И образ Святой Троицы был образцом для устроения того самого общежительного устава, который после преподобного стал основным для русских монастырей. 

Мы понимаем, что наставником для преподобного Сергия был Сам Бог

Образ Святой Троицы передает нам на иконе литургическое стояние Трех равных Лиц у Престола. Мы видим Троих, но поклоняемся Одному. Они похожи Лицом, но Они разнятся в Своей ипостасности. Мы видим единство в неком различии, и в этом различии определяется единство, потому что оно скрепляется любовью. И вот эта Божественная любовь, которая царит в самом Существе Святой Троицы, есть то, о чем пишет святой Иоанн Богослов, что Бог есть любовь. Бог по существу, по Своему проявлению, по отношению к человеку являет любовь и есть сама любовь. 

И вот святой преподобный Сергий Радонежский воздвигает храм в честь Святой Троицы, и по образу внутритроичной любви создает устав и для своих собратьев, тем самым определяя, что является главным в его жизни и что должно быть главным в жизни его учеников. Любовь толкает человека на подвиги. Любовь к Богу толкает человека на то, чтобы он оставил все и, взяв крест, последовал за Христом. Любовь к человеку толкает на подвиг защиты Отчизны, семьи, важнейших, вечных христианских ценностей. И нам, дорогие братья и сестры, носящим имя преподобного и чтущих его память, конечно, важно следовать главнейшей заповеди, которая и была, вероятно, ориентиром для преподобного Сергия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всем разумением твоим и всею крепостию твоею, и ближнего твоего, как самого себя». Молитвами преподобного Сергия Радонежского да укрепит Господь нас в этом, чтобы мы искали прежде всего добродетелей духовных. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить