Преподобный Паисий Величковский как учитель умной молитвы

Преподобный Паисий Величковский как учитель умной молитвы. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
28 ноября 2021 г. (Продолжительность 0:11:40 мин, размер 5.6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ныне мы совершаем память преподобного Паисия Величковского (1722–1794), «отца русского старчества», с которым связана традиция старчества Оптиной и Саровской пустыней, традиция мистического опыта приобщения к Богу посредством Иисусовой молитвы. 

Будущий подвижник благочестия был родом из Полтавы. После обучения в Киевской духовной школе, семнадцати лет отроду он решил оставить мир и поселиться в одном из монастырей. Из-за внутренних поисков и нестроений в украинских монастырях, в том числе в связи с захватом униатами Медведевского монастыря под Чигирином, будущий преподобный не раз переходил с места на место, пока не отправился на Святую Гору Афон, где прожил 17 лет. Сначала он подвизался в монастыре Пантократор, но со временем попросил для жительства старую келию святого пророка Илии, которая со временем стала одним из крупнейших скитов на Святой Горе.

Из-за военных столкновений между Турцией и Россией, в которые были вовлечены и греческие монахи Афона, старец решил уйти в Молдовалахию вместе со своей братией, которая к 1753 году насчитывала 64 человека. Там, сначала в Буковине в Драгомирне, затем в Нямецком монастыре старец трудился над переводами святоотеческих сочинений с греческого языка на славянский, обустраивал монашескую жизнь, ориентируясь на святогорский общежительный устав. 

Из-под его пера вышли переводы сочинений преподобных Варсонофия и Иоанна, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Феодора Студита, святителя Григория Паламы и других. Первые оптинские старцы – преподобные Лев, Макарий и Моисей – были учениками учеников преподобного Паисия. Старец Досифей из Китаевой пустыни под Киевом был духовно связан с обителью преподобного Паисия Величковского. Именно этот затворник Досифей благословил пришедшего к нему Серафима Саровского на последующий духовный путь.

Благодаря широкой популярности переведенного старцем сборника аскетических поучений под названием «Добротолюбие» многие исследователи называют XVIII век эпохой возврата к византийской патристике. Со славянского на русский язык «Добротолюбие», как известно, в XIX веке перевел святитель Феофан Затворник.

В эпоху постепенного обмирщения русского дворянства, которое «заглядывало в рот» то французским деятелям просвещения, то немецким мистикам (Валентин Вайгель, Себастьян Франк, Каспар Швенкфельд) и находилось под влиянием католической и протестантской пропаганды, слово старца о восточной аскетической исихастской традиции стало живой водой не только для монашествующих, но и для мирян, жаждущих глубокого познания своих православных истоков.

С именем преподобного Паисия связано возрождение опыта умной молитвы в нашем отечестве. В поучениях и на личном примере старец показывал, что христианин может испытать на себе благодатное действие Божие, достигнуть непосредственного богообщения с помощью нескольких слов молитвы, постоянно повторяемых из глубины души. Исихазм для него был универсальным, кафолическим опытом, одинаково присущим как египетским отцам IV века, так современникам, ищущим познания истины. 

По мнению ряда исследователей, примечательно, что задача, которую преподобный Паисий еще на Афоне ставил перед собой, не была связана с амбициями переродить монашество, возглавить движение или основать монашеский орден. Постепенно созревая как духовный наставник, старец искал уединения, пытаясь совмещать умное делание с рукоделием, а молитву – с книжным делом. Не имея перед собой выдающихся духовных учителей, преподобный Паисий, как умная пчела, собирал мед из сочинений святых отцов прошлого. 

Одним из главных принципов монашеской жизни для него было уединение, которое, впрочем, предполагает, что безмолвствующий не становится беспризорным отшельником в дремучих сибирских лесах или странником, кочующим с места на место, а подвизается с собратом, чтобы вместе творить молитву и оказывать послушание друг другу. Поскольку послушание формирует смирение, «царским путем» монашеской жизни он считал общежитие. Общежительное монашеское житие является для него «иным миром», новым обществом, в котором формируется новый человек. 

Присутствие Христа в жизни монахов, отмечал старец, такое же реальное, как и видимая жизнь человека: «Ограда и покров такового жития – Пресвятой Дух, и это житие – тихое и небурное пристанище для всех желающих избавиться от треволнений этого суетного мира… Оно есть общая лечебница и надежное врачевание для всех одержимых душевными и телесными страстями и поистине хотящих исцелиться от них. Оно – законное обучение мысленной брани с мысленным врагом для Христовых воинов, желающих одержать над врагом славную и душеспасительную победу. Непобедимое же оружие на этого врага есть сам Пресвятой и Поклоняемый Дух».

В послании «Об умной или внутренней молитве» преподобный Паисий Величковский подробно описывает значение послушания и смирения для достижения совершенства в делании умной молитвы. Умная молитва – это молитва, совершаемая тайно умом в сердце. Для того чтобы такая молитва приносила благодатные плоды, нужен подвиг: пост, бдение, плач о своих грехах, размышление о смерти, усердное совершение молитвенного правила, понуждение себя на любовь к ближнему. По мере очищения ума человек становится способным постигать неизреченные Божественные тайны, и его сердце, как следствие, наполняется светом. 

Для преподобного Паисия занятие умной молитвой в какой-то мере было первейшим делом, опережающим пение псалмов, чтение Ветхого и Нового Заветов и святоотеческих книг. Это не означает, что старец пренебрегал Священным Писанием, скорее речь идет о том, что умная молитва была для него той основой, на которой зиждилось чтение Библии и переводы святых отцов. Но при этом умную молитву он рассматривал не как практику, зацикленную на механическом подсчете количества узелков в четках, а как трепетную любовь к Богу, наполняющую каждый вдох и выдох. «Умным вниманием священной молитвы, – писал преподобный ученикам, – многие из богоносных наших отцов, разжегшись серафимским пламенем любви к Богу, и по Боге к ближнему, соделались строжайшими хранителями заповедей Божиих и, очистив свои души и сердца от всех пороков ветхого человека, удостоились быть избранными сосудами Святого Духа». Дух Божий наставлял, по Паисию Величковскому, пророков и апостолов, богомудрых писателей древности, которые оставили нам в наследие свои боговдохновенные писания.

Умную молитву он рассматривал как трепетную любовь к Богу, наполняющую каждый вдох и выдох

Святой Симеон Солунский так писал о плодах священной молитвы Иисусовой: «Эта Божественная молитва, это призывание нашего Спасителя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” есть и молитва, и моление, и исповедание веры, и подательница Святого Духа, и даровательница Божественных даров, и очищение сердца, и изгнание бесов, и вселение Иисус-Христово, и источник духовных мыслей и Божественных помышлений, и избавление от грехов, и врачевание душ и телес, и податель Божественного просвещения, и источник милости Божией, и дарователь смиренным откровений Божественных тайн, и самое спасение; потому что есть ношение спасительного имени нашего Бога. Это-то самое и есть наречение на нас имени Иисуса Христа, Сына Божия».

Возможность молиться этой краткой и вдохновленной, простой и высокой по смыслу молитвой не ограничивается только лишь монашеским чином. Из слов преподобного Паисия следует, что препятствием здесь является не форма одежды, а «прилежание житейским помыслам», когда человек связывается «узою телесных попечений, отводящих многих… от царствия Божия, находящегося внутри нас».

Иисусовой молитвой можно молиться на всякой время и на всякий час, по счету и без счета. Для нее не нужна академическая богословская подготовка. Главной подготовкой для совершения Иисусовой молитвы является смирение и чистота сердца. Конечно, для духовного руководства в совершении данной молитвы нужен духовный наставник. Но и сам преподобный Паисий сталкивался с проблемой отсутствия духовно опытных руководителей. Поэтому и собирал для своих учеников, то есть для нас, «Добротолюбие» в качестве пособия по духовной жизни.

Главной подготовкой для совершения Иисусовой молитвы является смирение и чистота сердца

Будем же мы, дорогие братья и сестры, отлагая в сторону житейские попечения, искать единого на потребу – Небесного Царства, путь к которому невозможен без диалога с Богом, без обращения к Нему с молитвой. Таким воззванием к Богу могут служить следующие слова, которые мы найдем у преподобного Паисия Величковского: «Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, Всесладчайший мой Иисусе, Единородный Сыне и Слове Божий, сияние славы и образ ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной моей душе, чтобы через умное и священное делание молитвы, прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера, непрестанно носить в своей душе и в сердце славить со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить