К 625-летию Сретенского монастыря. Новая жизнь древней обители

Распечатать

Еще каких-то тридцать лет назад святое место в центре Москвы, на Лубянке, было погружено в полную и безнадежную разруху, а людям, жившим тогда здесь на положении хозяев, даже в голову не приходило, что вскоре сюда вновь вернутся монахи, древний Сретенский монастырь восстанет из руин и вновь соберет в своих стенах тысячи верующих..
В особой год для обители, в год 625-летия, публикуем фрагменты воспоминаний насельников, вошедшие в книгу «Жизнь моя – Сретенский монастырь. Сборник воспоминаний».

1.JPG

Игумен Киприан (Партс), духовник братии Сретенского монастыря:

Мои первые просфоры

Обеспечение храма просфорами лежало на мне, когда у нас в монастыре еще даже собственной просфорни не было. Но в один «прекрасный день» оказалось, что по моему недосмотру маленьких просфор для народа на завтра нет. Служебные были, а маленьких не запасли, не купили заранее. Обнаружилось это в пятницу, просфоры нужны были в субботу утром, а закупки мы делали по субботам в середине дня.

Что делать? Невозможно ведь оставить народ без просфор. В нашей трапезной была одна сотрудница, Любовь, которая в этом деле разбиралась. Она уже заканчивала смену, когда я пришел к ней на кухню с вопросом:

– Тетя Люба, вы ведь когда-то просфоры пекли?

– Пекла, – говорит она. – А что, требуются?

– Да, на завтра просфор нет у нас.

Нашли мы ужасную отбеленную американскую муку, французские дрожжи – и вот с помощью этого изготовили первые свои просфоры, причем в печи, где перед этим выпекалось печенье. Просфоры, как я теперь понимаю, получились ужасными, отдавали печеньем, но все же они имелись, и народ остался доволен.

А нас это дело захватило, и мы решили печь просфоры сами. У меня был тогда в подчинении отец Клеопа, и вот мы вдвоем стали выпекать их в кухне по ночам – днем она была полностью занята. Смогли продержаться только месяц, а потом просто свалились. И стали просить отца наместника, чтобы у нас появилась собственная просфорня. Он благословил, и в 2000 году мы обустроили ее в только что отремонтированном корпусе.

Наука выпекать просфоры

Маленькими просфорами сразу стали обеспечивать себя полностью, а вот служебные, агничные, у нас долго не получались – мы закупали их в Даниловом монастыре. Однажды в воскресный день отец наместник спрашивает перед службой:

– Отец Киприан, а служебные просфоры у нас чьи?

– Даниловские, батюшка.

– А почему даниловские? У нас ведь своя просфорня есть.

– Батюшка, да у нас пока не получается – надо еще учиться...

– Так, просфоры больше не покупаем! Выпекайте сами.

2.JPG

Я сразу же начал подсчитывать в уме, сколько даниловских просфор у нас осталось. На будни еще хватало, а вот агничных на следующее воскресенье не было вообще. Куда деваться? Где поучиться выпекать? Позвонил в Зачатьевский монастырь знакомой просфорнице, монахине Сергии – замечательная такая матушка была, ныне уже покойная.

– Матушка, можно у вас поучиться просфоры печь?

– Можно, приходите в четверг.

Целый день я у них трудился. Конечно, некоторый опыт у меня уже был и до этого, но здесь я увидел грубые свои ошибки. Научили меня, например, катать шарики для «низов» – нижней части просфоры. Благодаря такому приему они получаются очень ровными и красивыми.

– Так, просфоры больше не покупаем! Выпекайте сами

Отработал я у них весь день, а на выпечку своих времени уже почти не остается. В Зачатьевском тоже пекли на продажу, но сказать матушке Сергии «продайте» я не мог – отец наместник запретил покупать, а «так дайте» – язык не поворачивался, хотя она, наверное, не отказала бы...

И остался у меня для выпечки только вечер пятницы. Но, слава Богу, ошибки свои теперь я видел – скорректировал замес, и что вы думаете? Сразу же получились абсолютно нормальные просфоры! Милость Божия! Конечно, молился, великомученицу Варвару просил, потому что ее память была в тот день, – и просфоры получились!

В воскресенье на литургии отец наместник видит нормальные служебные просфоры:

– Отец Киприан, чьи просфоры?

– Наши, батюшка.

– Что случилось с вами?!

– Батюшка, милость Божия.

А ведь не скажи отец наместник решительно: «Все, с этого дня печем сами», неизвестно, сколько бы мы еще на одних маленьких «сидели»...

Просфорня Сретенского монастыря

Просфорня монастыря сегодня – это цех обычного маленького хлебопекарного производства. Печка, тестомес, раскатка (натирка так называемая), которая обрабатывает тесто для придания ему плотной однородной структуры. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где просфоры подходят перед выпечкой, и вся другая необходимая утварь. Наемных людей у нас нет. Агничные, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, и я успеваю. Тут помощь не требуется – оборудование позволяет работать одному. А в изготовлении маленьких просфор участвуют и студенты семинарии – несут в просфорне послушание. Они помогают при разделке, ведь за два с половиной часа требуется разделать около трех тысяч просфор. Выпечка маленьких просфор зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем большая потребность в просфорах, а служебные просфоры выпекаем три раза в две недели.

Наемных людей у нас нет. Агничные, служебные просфоры пеку сам

Иеродиакон Серафим (Чернышук), ризничий монастыря, регент народного хора:

Братские службы и ночные литургии

Пожалуй, самая заметная особенность в богослужебном уставе Сретенского монастыря – это братские службы. Они совершаются у нас еженедельно, обычно по четвергам – в день Тайной Вечери. Служит, как правило, наместник, и вся братия причащается. Такие службы очень объединяют, помогают в духовной жизни – не дают расслабляться. Еще одна особенность – это ночные литургии. Они изначально служились два-три раза в неделю. На них присутствует братия монастыря и некоторые студенты нашей Сретенской академии – по желанию. Служатся ночные литургии и по некоторым особым дням – в день убиения царской семьи, например, или в новолетие.

3.JPG

Такие службы любят посещать и наши прихожане. Великим постом раз в неделю вечером, как это положено по уставу, совершается у нас литургия Преждеосвященных Даров. Желающие причаститься за этой службой святых Христовых Таин не должны есть и пить весь день. Несмотря на такую трудность, причащается обычно огромное число народа.

Хор братский и хор народный

Я, собственно, благодаря хору сюда и пришел. Сретенский монастырь уже в самом начале возрождения, в 1990-е годы, славился лучшим мужским хором Москвы – стоять на службах здесь было просто божественно. Потом я узнал, что есть еще один хор, где поют не только насельники, но и мужчины-прихожане. Я напросился туда, и меня взяли. Поначалу мы пели ночные службы – отец Тихон служил их в четыре часа утра. Со временем стали петь и другие рядовые службы – до этого все будни пел женский хор. Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор? Это в основном наши прихожанки, которые пришли в обитель еще в 1994 году вместе с отцом Тихоном. Тогда братия практически отсутствовала, петь было некому – и они с энтузиазмом взялись за это дело. Сейчас у нас есть возможность полностью обеспечить службы мужскими хорами, но не выгонять же их...

Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор?

Братский хор

Постепенно клирос усилился, и регент тогдашнего большого хора Сергей Пильгук предложил отцу Тихону петь всенощные двумя хорами. Некоторое время мы так и служили, и это было очень красиво. Ну, а когда в конце 1990-х годов братии стало больше, у нас появился отдельный братский хор. Мы нашли хорошего регента – звали ее Валентиной. Она к нам весьма строго относилась, но сейчас мы очень ей благодарны – она создала основу нашего хора. Мы стали петь несколько служб в неделю, «отняв» их у женского хора, на что они «не слабо» на нас обиделись.

Каждое воскресенье мы пели раннюю, причем отцы Лука и Клеопа, которые были тогда диаконами, вынуждены были служить и раннюю, и позднюю литургии. Помню, расталкивал их к ранней, и они с такой неохотой поднимались…

Как я оказался руководителем хора

Народный хор был здесь с самого начала, и когда я пришел в монастырь, они уже пели две службы в неделю. Но когда регент уехал в связи с личными обстоятельствами из Москвы, хор стал приходить в упадок. Тогда певчие пошли к отцу Тихону и попросили назначить регентом меня. Отец Тихон не возражал – так в 2005 году я возглавил народный хор. Поначалу было страшновато, ведь одно дело заниматься с братией, а другое – с незнакомыми людьми, основная часть которых оказалась намного старше меня.

4.JPG

Присутствовала, конечно, и молодежь, но в значительно меньшем числе. Пришлось начинать буквально с нуля, поскольку большинство участников не имели музыкального образования и навыков хорового пения. Но постепенно хор разрастался, появлялись люди даже с консерваторским образованием, и сейчас хор насчитывает больше сорока человек. Поем два раза в неделю, раз в неделю репетируем. Люди совершенно разные по возрасту, по профессиям, но с каким единодушием приходят они на репетиции, на службы! Надо сказать, что хор – это не просто музыкальный коллектив. Это семья, а любительский хор – особенно, потому что люди не получают за свой труд вознаграждения, они приходят петь во славу Божию. Прихожане относятся к народному хору по-разному. Поначалу относились снисходительно, с терпением, а в последнее время – некоторые даже с восхищением.

КУПИТЬ КНИГУ

6 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить